Самооценка младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – разработать коррекционную программу по формированию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Объект исследования – самооценка у школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования – коррекционная программа, направленная на повышение самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………………..……5
Самооценка в структуре самосознания и её формирование в детском возрасте ………………………………………………………………………..5
Особенности самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи……….9

Выводы по главе 1……………………………………….………………………12

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ……………………………………..……………….13
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………………..………13
2.2 Коррекционная программа по повышению самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………….………15
2.3 Анализ эффективности коррекционной работы по развитию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………20

Выводы по главе 2………………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………27

Файлы: 1 файл

Самооценка младших школьников с ТНР.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Курсовое исследование направлено на изучение  самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

Теоретический анализ проблемы формирования самооценки у детей  с тяжёлыми нарушениями речи позволило  нам выявить определение самооценки как  свойства личности оценивать саму себя, свои возможности и качества, место среди других людей. Как психологической новообразование самооценка появляется после 3-х лет и активно развивается на протяжении дошкольного и школьного возраста. При этом становление самооценки протекает под непосредственным воздействием  окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи происходит в дефицитарных условиях: речевое недоразвитие не позволяет в полной мере общаться, устанавливать контакты и т.п., что негативно влияет на развитие адекватной самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для подтверждения выявленных в литературе фактов и дальнейшего изучения особенностей самооценки детей с тяжёлыми нарушениями речи мы провели диагностическое исследование.

Во второй главе курсового  исследования мы представили результаты изучения и развития самооценки  у детей младшего школьного возраста  с тяжёлыми нарушениями речи. По результатам проведенного нами диагностического  исследования мы сделали следующие выводы:

Во-первых, значительных различий между испытуемыми с  тяжёлыми нарушениями речи и  испытуемыми  без речевых нарушений не имеется. Высокий уровень самооценки не был  выявлен в обеих экспериментальных группах. На среднем уровне  самооценка находится у 25% испытуемых с тяжёлыми нарушениями речи и у 35% испытуемых без речевых нарушений. Большинство младших школьников имеют низкий уровень самооценки: 75% испытуемых с тяжёлыми нарушениями речи  и 65% испытуемых с нормой речи.

Во-вторых, данные диагностического исследования самооценки  у младших  школьников с тяжелыми нарушениями  речи свидетельствуют о необходимости  психокоррекционной работы по её формированию у детей, имеющих низкую самооценку. Нами была разработана такая коррекционная программа по повышению самооценки у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, основная цель которой  программы – это повышения самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи путём развития эмоционально-волевой регуляции.

По результатам проведения коррекционной программы 33,3 % испытуемых выявили средний уровень самооценки, что свидетельствует об эффективности  проводимой с ними работы. Однако большая  половина испытуемых все же показала низкий уровень самооценки. Для этой категории детей необходимы дальнейшие коррекционные занятии по формированию повышению уровня самооценки. В целом, проведение формирующего эксперимента – реализация разработанной нами коррекционной программы – привело и к качественным изменениям в плане развития навыков оценивания себя и других, построения своего поведения согласно оценке и т.п. у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи. После проведения занятий постепенно проявлялись положительные результаты.  У детей появляется желание сотрудничать в коллективе, повысился уровень активности в общении и взаимодействии участников занятий, появилось желание оценить свою деятельность и услышать оценку своей деятельности от других и т.д.

Теоретические данные курсового исследования расширяют представления об особенностях личности школьников с тяжёлыми нарушениями речи. Практическая часть курсового исследования может быть использована в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г.Ананьев // Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т.2. – С.186 – 198.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. / А.А.Бодалев. – М., 1982.
  3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1978. – № 4. – С. 45 – 56.
  4. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. / Л.С.Выготский. // Психология личности. Тексты. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузыря. – М., 1982. – С. 42 – 53. 
  5. Дианова, В.В., Щеголева, Т.М. Самосознание личности. / В.В.Дианова, Т.М.Щеголева. – Иркутск, 1993. – 56с.
  6. Зайцев, И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И.С. Зайцев // Дэфекталогiя. – 2003. – № 6. – С. 81 – 91.
  7. Зайцева Л.А., Сыс Л.А. Особенности акцентированных свойств личности заикающихся разных клинических групп / Л.А.Зайцева, Л.А.Сыс // Научные аспекты реабилитации инвалидов. – Мн., 1991.
  8. Захарова, А.В., Андрущенко, Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В.Захарова, Т.Ю.Андрушенко // Вопросы психологии. – 1980. – № 4. –  С. 90-99.
  9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. –  320 с.
  10. Калягин В.А. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов / В.А.Калягин, Г.М.Степанова // Дефектология. – 1996. – № 3. – С. 59 – 63.
  11. Коломинский,  Я.Л.  и др. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, С.А.Игумнов. – Спб.: Питер, 2004.
  12. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. / И.С.Кон. – М., 1984. – 335 с.
  13. Левина, Р.Е., Никашина, И.А. Общее недоразвитие речи // Основы  теории и практики логопедии / под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.
  14. Липкина, А.И. Самооценка школьника. / А.И.Липкина. – М., 1976.
  15. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.  –  С. 614 – 648.  
  16. Мерлин,  B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. / В.С.Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 108с.
  17. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. <spa

Информация о работе Самооценка младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи