Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:17, курсовая работа
Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Огромную роль в психическом развитии дошкольника отводится эмоциям, которые затрагивают все стороны жизни ребенка. Несовершенство в восприятии и понимании чувств у дошкольника влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе. Специфика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки старших дошкольников с высоким уровнем личностной тревожности.
1.1. Психические особенности детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Содержание понятий «тревожность» и «личностная тревожность». Проявления личностной тревожности в старшем дошкольном возрасте.
1.3Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки старших дошкольников с высоким уровнем тревожности.
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ полученных в ходе исследования результатов
2.3. Рекомендации по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем личностной тревожности.
Заключение
Список использованных источников
Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.
Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития[30].
В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.
Итак, под самооценкой мы понимаем компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознания себя и самооценивания. Также отметим, что самооценка дошкольников формируется в процессе общения со взрослыми, сверстниками и в процессе выполняемой деятельности. В психологической литературе выделяют следующие виды самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. В тоже время, неадекватно завышенная самооценка старших дошкольников является негативным фактором, мешающим дальнейшему полноценному развитию ребенка.
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки старших дошкольников с высоким уровнем тревожности.
Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Ромашка», с. Пировское. Выборка представлена детьми старшей и подготовительной группы, а именно детьми 5 - 6 (7) лет, в количестве 30 человек, из них 18 девочек и 12 мальчиков.
Исследование проводилось в ноябре – декабре 2013 года.
С целью изучения самооценки у детей с высоким уровнем личностной тревожности нами были выбраны следующие методики:
Ниже приведем описание каждой из выбранных методик.
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур), предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке, дети, не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя.
Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть», «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
При интерпретации результатов, прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое, может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более, не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.
Определяя тип самооценки, учитывают следующие качественные показатели: если ребенок, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший», «Хороший и больше никакой, это мама так сказала» - неадекватно завышенная самооценка.
Если после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях, может быть, несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный» - завышенная самооценка.
Если обдумав задание, ребенок ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже – адекватная самооценка.
Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет, либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала» - заниженная самооценка.
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он, либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), представляет собой проективную методику и предназначен для определения уровня тревожности ребенка.
Данный тест состоит из 14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.
Проведение исследования заключается в том, что ребенку показывают рисунки, в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, взрослый дает инструкцию, например, «Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами», и т.д.
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Интерпретация результатов представляет собой количественную и качественную обработку данных.
Количественный анализ: на основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от
20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0
до 20%).
Качественный анализ:
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Для изучения самооценки старших дошкольников с высоким уровнем личностной тревожности, считаем необходимым первоначально провести «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
Результаты исследования представим в таблице 1.
Таблица 1
«Изучение уровня тревожности у старших дошкольников»
№ п/п |
Имя, Фамилия ребенка |
% |
Средний ИТ |
Низкий ИТ |
1 |
Кирилл Т. |
35% |
||
2 |
Настя С. |
55% |
||
3 |
Игорь В. |
30% |
||
4 |
Ксюша Б. |
45% |
||
5 |
Вика А. |
54% |
||
6 |
Олеся С. |
28% |
||
7 |
Виталина И. |
43% |
||
8 |
Сережа М. |
52% |
||
9 |
Полина С. |
57% |
||
10 |
Настя Т. |
43% |
||
11 |
Вика П. |
22% |
||
12 |
Ксюша К. |
30% |
||
13 |
Никита М. |
30% |
||
14 |
Мира И. |
64% |
||
15 |
Максим К. |
56% |
||
16 |
Кирилл Г. |
56% |
||
17 |
Кристина А. |
48% |
||
18 |
Илья П. |
18% | ||
19 |
Даша В. |
50% |
||
20 |
Ваня М. |
60% |
||
21 |
Аня К. |
50% |
||
22 |
Вика В. |
18% | ||
23 |
Даниил Г. |
45% |
||
24 |
Лера А. |
30% |
||
25 |
Семен С. |
56% |
||
26 |
Дима С. |
45% |
||
27 |
Алина Д. |
20% | ||
28 |
Наст К. |
50% |
||
29 |
Евгения А. |
58% |
||
30 |
Вадим П. |
20% |
Исходя из исследования мы можем сделать следующие выводы, что для 13,3% испытуемых (4 ребенка), а именно Илья П., Алина Д., Вика В., Вадим П., характерен низкий уровень тревожности.
Средний уровень тревожности характерен для 53,4% испытуемых (16 детей), а именно для Насти К., Димы С., Леры А., Даниила Г., Ани К., Даши В., Кирилла Т., Игоря В., Ксюши Б., Олеси С., Виталины И., Насти Т., Вики П., Кристины А., Ксюши К., Никиты М., это говорит о том, что в при определенных обстоятельствах и некоторых ситуациях, для таких детей могут быть свойственны такие проявления как чрезмерное беспокойство, чувство беспомощности, высокая самокритичность.
Высокий уровень тревожности наблюдается у 33, 3% обследуемых детей (10 человек), а именно у Евгении А., Семена С., Вани М., Кирилл Г., Максим К., Мира И., Полины С., Сережи М., Вики А. и Насти С. Для этих детей характерно чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Высокий уровень тревожности отражает, недостаточную эмоциональную адаптированность детей к жизненным ситуациям общения с окружающими людьми. Последствием данного явления может стать формирование мотивации избегания неудач, которая препятствует полноценному социальному развитию.
Причинами высокого уровня личностной тревожности у данных детей могут быть: предъявление ребенку противоречивых требований, авторитарный стиль воспитания, неблагоприятная семейная атмосфера.
В ходе диагностики, дети с высоким уровнем тревожности, достаточно часто выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что его заставляют обедать», «Не хотят с ней играть», «Его заставляют собирать игрушки».
Согласно результатам исследования девочки и мальчики старшего дошкольного возраста в равном соотношении, а именно 5 девочек и 5 мальчиков, имеют высокий уровень тревожности.
Исходя из цели и предмета нашего исследования, мы изучаем самооценку у старших дошкольников с высоким уровнем личностной тревожности, поэтому в дальнейшем исследовании будут участвовать лишь те дети, которые имеют высокий уровень тревожности по тесту Тэммэла-Дорки-Амена.
С Евгенией А., Семеном С., Ваней М., Кириллом Г., Максимом К., Мирой И., Полиной С., Сережей М., Викой А. и Настей С., было проведена методика «Лесенка», с целью изучения их самооценки, результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
«Самооценка у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем личностной тревожности»
Информация о работе Самооценка старших дошкольников с высоким уровнем личностной тревожности