Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:17, курсовая работа
Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Огромную роль в психическом развитии дошкольника отводится эмоциям, которые затрагивают все стороны жизни ребенка. Несовершенство в восприятии и понимании чувств у дошкольника влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе. Специфика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки старших дошкольников с высоким уровнем личностной тревожности.
1.1. Психические особенности детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Содержание понятий «тревожность» и «личностная тревожность». Проявления личностной тревожности в старшем дошкольном возрасте.
1.3Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки старших дошкольников с высоким уровнем тревожности.
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ полученных в ходе исследования результатов
2.3. Рекомендации по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем личностной тревожности.
Заключение
Список использованных источников
№ п/п |
Имя, Фамилия ребенка |
Неадекватно завышенная самооценка |
Завышенная самооценка |
Адекватная самооценка |
Заниженная самооценка |
1 |
Евгения А. |
+ |
|||
2 |
Семен С. |
+ | |||
3 |
Ваня М. |
+ |
|||
4 |
Кирилл Г. |
+ | |||
5 |
Полина С. |
+ | |||
6 |
Максим К. |
+ | |||
7 |
Настя С. |
+ |
|||
8 |
Мира И. |
+ | |||
9 |
Сережа М. |
+ | |||
10 |
Вика А. |
+ |
Исходя из результатов исследования, мы можем сделать следующие выводы: что для 40% испытуемых (4 ребенка), а именно для Вики А., Насти С., Вани М., Евгении А., характерна адекватная самооценка. Эти испытуемые, после предложенной инструкции, обдумав задание, ставили себя на вторую или третью ступеньку сверху. При этом считали, что взрослые, а именно мама, поставила бы их на эти места. Также эти дети, после предъявления инструкции рассказали о своих как отрицательных, так и положительных качествах. Для 60% испытуемых (6 детей) характерна заниженная самооценка. Некоторые дети «ставили» себя на нижние ступени сразу после предъявления инструкции не задумываясь, это может свидетельствовать об отрицательном отношении ребенка к себе и неуверенности в своих силах. Сережа М., Кирилл Г., считают себя «не очень хорошими» и объясняют свой ответ плохим поведением, что свидетельствует о заниженной самооценке.
Таким образом, исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод о том, что 33,3% детей участвующих в экспериментальном исследовании имеют высокий уровень личностной тревожности. Для 60% детей с высоким уровнем личностной тревожности характерна заниженная самооценка, что проявляется в не уверенности в себе и своих способностях, такие дети малообщительны, нерешительны, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети трудно включаются в деятельность, они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.
2.3. Рекомендации по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем личностной тревожности.
Проанализировав результаты исследования по изучению самооценки у детей с высоким уровнем личностной тревожности, мы пришли к выводу о том, что у большинства детей с высокими показателями тревожности наблюдается заниженная самооценка. В связи с этим, с такими детьми необходимо проводить психолого – педагогическую работу направленную на повышение самооценки и стабилизацию уровня тревожности.
В теоретической части исследования, мы определили, что на самооценку детей дошкольного возраста влияют: взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношения с родителями и выполняемая ребенком деятельность. Исходя из этого, считаем необходимым, выстраивать работу в этих направлениях, т.е. работа с родителями, создание ситуации успеха в деятельности и работа с детским коллективом, членом которого является ребенок с низкой самооценкой.
Считаем важным, что психологу ДОУ важно проводить работу с родителями (чьи дети имеют заниженную самооценку), в виде лекций, семинаров, консультаций, об особенностях детей старшего дошкольного возраста, об особенностях самооценки детей в этот возрастной период, и о тех последствиях, к которым может привести заниженная самооценка и высокий уровень личностной тревожности.
Родителям детей с низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности важно следовать следующим рекомендациям:
1. Давая негативную оценку
2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности ребенка блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
4. Недопустимо сравнивать ребенка
5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
6. Главная функция семьи
7. В отношении к ребенку
При работе с такими детьми, воспитателям необходимо создавать ситуацию успеха этих детей, чтобы они могли поверить в свои силы. Если ребенку с трудом дается какая-либо деятельность, необходимо помочь ребенку, оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забывать его похвалить.
Ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, взаимоотношения со сверстниками складываются в процессе игры, поэтому игровая деятельность оказывает не менее важную роль на формирование самооценки. С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой.
Игра позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность. В процессе игры дети научаются правилам хорошего тона, в них культивируется культура общения.
Именно в игре прививается, закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый. Игры учат заботиться о других, при этом забота не проявляется непосредственно.
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для педагога при распределении ролей важно:
В игре, детям с заниженной самооценкой важно давать главные роли, чтобы они чувствовали себя значимыми и «нужными».
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что при работе с детьми, имеющими низкую самооценку, необходимо проводить комплексную работу, включающую работу с родителями, воспитателями, работу с детским коллективом. В результате такой совместной работы будет формироваться адекватная самооценка.
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Старший дошкольный возраст – это период от 5,5 до 6(7)лет. Старший дошкольный возраст – это период интенсивного психического и физического развития ребенка. Дети дошкольного возраста отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Изучая самооценку дошкольников с высоким уровнем личностной тревожности, необходимо отметить, что проблема детской тревожности достаточно сложной и малоисследованной. Под понятием «тревожность» мы понимаем состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Среди причин способствующих возникновению тревожности выделяют: неблагоприятные детско-родительские отношения; нарушение социального статуса ребенка; смена социальных отношений; воспитание, основанное на завышенных требованиях.
В своем исследовании мы отмечаем, что тревожных детей, старшего дошкольного возраста, отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Исследуя самооценку старших дошкольников, отмечаем, что самооценка - это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознания себя и самооценивания.
Экспериментальное исследование по изучению самооценки у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем личностной тревожности проводилось в МБДОУ «Ромашка», с. Пировское. Выборка представлена детьми старшей и подготовительной группы, а именно детьми 5,5 - 6 (7) лет, в количестве 30 человек, из них 18 девочек и 12 мальчиков.
Исследование проводилось в ноябре – декабре 2013 года.
С целью изучения самооценки у детей с высоким уровнем личностной тревожности нами были выбраны следующие методики:
Исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод о том, что 33,3% детей участвующих в экспериментальном исследовании имеют высокий уровень личностной тревожности. Для 60% детей с высоким уровнем личностной тревожности характерна заниженная самооценка, что проявляется в не уверенности в себе и своих способностях, такие дети малообщительны, нерешительны, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети трудно включаются в деятельность, они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.
В своем исследовании нами был разработан ряд рекомендаций, для проведения психолого - педагогической работы направленной на повышение самооценки и стабилизации уровня тревожности. Важно отметить, что комплексная, совместная работа психолога с родителями, воспитателями и детским коллективом, в котором находится старший дошкольник с высоким уровнем личностной тревожности, будет способствовать формированию адекватной самооценки.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Список использованных источников
Информация о работе Самооценка старших дошкольников с высоким уровнем личностной тревожности