Самооценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии
1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии
1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ результатов и их интерпретация
Заключение
Приложение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 91.03 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в  психологии

1.1 Изучение самосознания  в зарубежной и отечественной  психологии

1.2 Самооценка как предмет  самосознания в психологии

1.3 Особенности развития  детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста

2.1 Описание выборки и  методик исследования

2.2 Анализ результатов  и их интерпретация

Заключение

Приложение

Библиографический список

Введение

Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических  исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку  позволяет приблизиться к пониманию  механизмов формирования личности в  онтогенезе.

В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного  уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид  становится личностью. Она формирует  у индивида потребность соответствовать  не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно  сформированная самооценка выступает  не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к  себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого  объекта.

Самооценка является центральным  звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической  природе феномен. Она включена во множество связей и отношений  со всеми психическими образованиями  личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов  ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в  раннем детстве, а развитие и совершенствование  его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка позволяет  сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая  возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более  очевидно влияние самооценки дошкольника  на его поведение, межличностные  контакты.

Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст - начальный  период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно  в этот период заложить основы для  формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку  правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В психологической литературе, как в отечественной, так и  зарубежной самооценке уделено большое  внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в  работах Л.И.Божович, И.С.Кона, Э. Эриксона, и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском  возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Захаровой А.В  Лисиной М.И., Мухиной В.С., и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной  самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов  своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей  личности. Дошкольники склонны переоценивать  себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления  прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых. Старший дошкольный возраст является важным периодом для  становления самооценки для дальнейшего  ее развития и влияния на личность.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Особенности самооценки детей старшего дошкольного  возраста».

Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть  особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития.

Объект исследования: самосознание как устойчивая, переживаемая система представлений человека о самом себе.

Предмет исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме самосознания  в психологии

2. Изучить понятие самооценки  в психологии

3. Изучить и выявить  уровни самооценки детей старшего  дошкольного возраста

4. Определить особенности  самооценки детей старшего дошкольного  возраста.

Методологические  основы исследования:

- ПоложениеС.Л.Рубинштейна  о том, что самосознание выступает  как компонент личности, и включается  в процесс развития;

- Положение А.Г. Спиркина  о том, что самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание;- Положение Е.Е.Кравцовой о том, что в старшем дошкольном возрасте позиция близости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятной, ибо служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности - потребности в саморазвитии;

Методы исследования:

1. Теоретические - анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме исследования;

2. Эмпирические - включает  в себя следующие методики: изучение  самооценки ребенка с помощью  методики «Лесенка», В.Г. Шур;  методика «Нарисуй себя», А.М.  Прихожан.

3. Интерпритационно-описательные - количественный и качественный  анализ эмпирического исследования.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов ДОУ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

формирование самооценка самосознание дошкольник

Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии

1.1 Изучение самосознания  в отечественной и зарубежной психологии

Проблема самооценки, как  одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных  отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих  авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд,

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую  психологию личности, расценивал ее в  целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. [5]Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается  как ориентировка человека в собственной  личности, осознание себя как "Я". Самосознание позволяет человеку, отражая  внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому  миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный  внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание - это осознание и целостная  оценка самого себя и своего места  в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы  и других людей.

Необходимо отметить, и  это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее.[18] Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс  развития личности как реального  субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания.[18] Исторически  самосознание - более поздний продукт  развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей  речи. Различные акты самосознания - это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно  развитие внутренней речи, достаточной  сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих  субъекту составить представление  и понятие о своем "Я", отличном от "Я" другого [22]

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение "Я" как субъекта («действующее Я") и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное  Я"). В психологической науке  это основополагающее для всех теорий "Я" различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в  едином и целостном "Я" содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое "Я" («Я" как объект познания) и "чистое Я" («Я" как субъект  познания). Под эмпирическим "Я" (или "Мое") У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может  назвать своим: свое тело, одежду, жилье, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это  эмпирическое "Я" он подразделяет на три подсистемы: а) материальное "Я" -- тело, одежда, собственность; б) социальное "Я" -- то, чем признают данного человека окружающие; при  этом каждый человек имеет столько  социальных "Я", сколько существует отдельных групп, с мнением которых  он считается; в) духовное "Я" -- совокупность психических особенностей, склонностей  и способностей. Под "чистым", или  познающим, "Я" У. Джеймс имел в  виду то обстоятельство, что человек  чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной. 
Оценить важность внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются (И.С. Кон).

Если сознание ориентировано  на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает  и как субъект, и как объект познания и отношения [24] Самосознание предстает как особо сложный  процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое пребывает  в постоянном движении не только в  онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя [3].Я-концепция при  этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения. 
Самосознание - сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считал В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны товарищ с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание "Я" проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее важность в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Другое представление  о структуре самосознания принадлежит  В.С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосознания. Первое звено - имя свое, кругом которого формируется сознаваемая человеком  собственная сущность. Идентификация  с именем происходит с первых лет: ребенку трудно мыслить о себе за пределами имени, оно ложится  в основу самосознания, приобретает  особый личностный смысл. Благодаря  имени ребенок получает вероятность  представить себя как обособленного  от других уникального индивида.

Второе звено - притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на "хорошие" и "плохие". Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к  признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства  и самоценности.

Третье звено - половая  идентификация. Она включает психологическое  признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Четвертое звено - психологическое  час личности. Оно связано с  построением субъективной картины  жизненного пути, со стремлением соотнести  себя настоящего с собой в прошлом  и будущем. 
Пятое звено - социальное пространство личности. Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой  выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и  поведенческий (саморегуляция). Когнитивная  подструктура - некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом  себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает  как самопознание - процесс получения  знания о себе, развитие и обобщение  этих знаний из отдельных ситуативных  образов. Самопознание - начальное звено, основа существования и проявления самосознания.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит  себя с другими, происходит сопоставление "Я" и "другого человека". Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем "Я", но ещё нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

Информация о работе Самооценка