Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии
1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии
1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ результатов и их интерпретация
Заключение
Приложение
Библиографический список
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии
1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии
1.3 Особенности развития
детей старшего дошкольного
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ результатов и их интерпретация
Заключение
Приложение
Библиографический список
Введение
Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
В рамках исследования самосознания
самооценке отводится ведущая роль
- она характеризуется как
Самооценка является центральным
звеном произвольной саморегуляции, определяет
направление и уровень
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.
Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, Э. Эриксона, и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Захаровой А.В Лисиной М.И., Мухиной В.С., и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.
Вступая в дошкольный возраст,
ребенок начинает осознавать факт своего
существования. Развитие подлинной
самооценки начинается с реалистических
оценок детьми своих умений, результатов
своей деятельности и конкретных
знаний. Менее объективно в этот
период дети оценивают качества своей
личности. Дошкольники склонны
К концу дошкольного возраста
соотношение эмоционального и когнитивного
компонентов несколько
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность данной работы
заключается в попытке
Объект исследования: самосозна
Предмет исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический
анализ психолого-
2. Изучить понятие самооценки в психологии
3. Изучить и выявить
уровни самооценки детей
4. Определить особенности
самооценки детей старшего
Методологические основы исследования:
- ПоложениеС.Л.Рубинштейна
о том, что самосознание
- Положение А.Г. Спиркина о том, что самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание;- Положение Е.Е.Кравцовой о том, что в старшем дошкольном возрасте позиция близости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятной, ибо служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности - потребности в саморазвитии;
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ
психолого-педагогической
2. Эмпирические - включает в себя следующие методики: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан.
3. Интерпритационно-описательные
- количественный и качественный
анализ эмпирического
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов ДОУ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
формирование самооценка самосознание дошкольник
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии
1.1 Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд,
А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. [5]Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как "Я". Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание - это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.
Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее.[18] Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания.[18] Исторически самосознание - более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей речи. Различные акты самосознания - это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем "Я", отличном от "Я" другого [22]
В центре проблемы самосознания
лежит различение двух его сторон:
выделение "Я" как субъекта («действующее
Я") и как объекта самопознания
и самоотношения («рефлексивное
Я"). В психологической науке
это основополагающее для всех теорий
"Я" различение было введено У.
Джеймсом, который полагал, что в
едином и целостном "Я" содержатся
два неразрывных составляющих: эмпирическое
"Я" («Я" как объект познания)
и "чистое Я" («Я" как субъект
познания). Под эмпирическим "Я"
(или "Мое") У. Джеймс понимал совокупность,
итог всего того, что человек может
назвать своим: свое тело, одежду, жилье,
семью, друзей, репутацию, творческие достижения,
психические силы и качества. Это
эмпирическое "Я" он подразделяет
на три подсистемы: а) материальное
"Я" -- тело, одежда, собственность;
б) социальное "Я" -- то, чем признают
данного человека окружающие; при
этом каждый человек имеет столько
социальных "Я", сколько существует
отдельных групп, с мнением которых
он считается; в) духовное "Я" -- совокупность
психических особенностей, склонностей
и способностей. Под "чистым", или
познающим, "Я" У. Джеймс имел в
виду то обстоятельство, что человек
чувствует себя субъектом своих
действий, восприятия, эмоций и осознает
свое тождество и неразрывность с тем,
чем он был накануне. Это степень центрации
субъективной системы, которая может быть
более либо менее отчетливо выраженной
или диффузной.
Оценить важность внутренних процессов
самосознания трудно, так как они неразрывно
связаны с практической деятельностью
субъекта, его взаимодействием с внешним
миром. Но стоит только прервать связь
индивида с внешним миром, поместив его
в условия изоляции, и эти внутренние процессы
активизируются (И.С. Кон).
Если сознание ориентировано
на весь объективный мир, то объектом
самосознания является сама личность.
В самосознании она выступает
и как субъект, и как объект
познания и отношения [24] Самосознание
предстает как особо сложный
процесс (самоосознавание), динамическое
образование психики, которое пребывает
в постоянном движении не только в
онтогенезе, но и в повседневном
функционировании. Результатом процесса
самосознания служит Я-концепция, понимаемая
как совокупность установок, направленных
на самого себя [3].Я-концепция при
этом не просто продукт самосознания,
но и важный фактор детерминации поведения.
Самосознание - сложная психологическая
структура, включающая в себя в качестве
особых компонентов, как считал В.С. Мерлин,
во-первых, сознание своей тождественности,
во-вторых, сознание своего собственного
"Я" как активного, деятельного начала,
в-третьих, осознание своих психических
свойств и качеств и, в-четвертых, определенную
систему социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны товарищ с другом
функционально и генетически, но формируются
они не одновременно. Зачаток сознания
тождественности появляется уже у младенца,
когда он начинает различать ощущения,
вызванные внешними предметами и собственным
телом. Сознание "Я" проявляется примерно
с трех лет, когда ребенок начинает правильно
употреблять личные местоимения. Осознание
своих психических качеств и самооценка
приобретают наибольшее важность в подростковом
и юношеском возрасте. Но поскольку все
указанные компоненты взаимосвязаны,
обогащение одного из них неизбежно видоизменяет
всю систему.
Другое представление
о структуре самосознания принадлежит
В.С. Мухиной, которая выделяет пять
звеньев в структуре
Второе звено - притязание
на признание. С раннего возраста
ребенок открывает, что все поступки
делятся на "хорошие" и "плохие".
Так как все хорошее
Третье звено - половая
идентификация. Она включает психологическое
признание собственной
Четвертое звено - психологическое
час личности. Оно связано с
построением субъективной картины
жизненного пути, со стремлением соотнести
себя настоящего с собой в прошлом
и будущем.
Пятое звено - социальное пространство
личности. Это сфера прав и обязанностей
человека, определяющая стиль и содержание
общения в контексте культуры, к которой
он принадлежит.
Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Когнитивная подструктура - некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает как самопознание - процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание - начальное звено, основа существования и проявления самосознания.
И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление "Я" и "другого человека". Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем "Я", но ещё нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.