Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии
1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии
1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ результатов и их интерпретация
Заключение
Приложение
Библиографический список
Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках "Я и Я", когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего "Я", который как бы сплавляется из единичных конкретных образов "Я" в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.
В содержании Я - образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, - система самоидентичности и знания, выделяющие "Я" субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, -дифференцирующаяобразующая
Представления о себе многоплановы.
Исследователи различают
Представления о себе могут
быть как позитивными, так и негативными.
Отделить знания от оценки, отношения
к ним крайне трудно, поскольку
они тесно взаимосвязаны. В большинстве
исследований возбудимый и оценочный
компонент Я - концепции не разделяют,
в таком случае говорят об эмоционально-ценностном
самоотношении. Однако ряд экспиреметов
убедительно доказывает, что самоотношение
и самооценка не тождественны.
Оценочная подструктура - наличие критической
позиции человека по отношению к тому,
чем он обладает, оценка представлений
о себе с точки зрения определенной системы
ценностей, поэтому самооценка отвечает
на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит,
что это значит, означает (Л.В. Бороздина).
Самооценивание - осознание человеком,
чем является для него то или иное знание
о себе, осознание его значимости для себя
(отражение - отношения к себе).
Результатом процесса самооценивания
является самооценка - суждение о значении
или значимости своих поступков,
способностей, черт или личности в
целом. Выделяются частные самооценки
- оценка каких-либо отдельных сторон
своей личности или конкретных действий
(например, оценка своего интеллектуального
потенциала или своих успехов
в профессиональной деятельности) и
общая (глобальная) самооценка, которую
иногда называют самоуважением. Общая
самооценка личности - это не автономная,
одномерная переменная и не простая
сумма всех частных самооценок, а
определенный вид взаимосвязи значимых
самооценок, т.е. оценка себя в наиболее
значимых деятельностях, по отношению
к значимым мотивам. Таким образом,
за единой, интегральной самооценкой (самоуважением)
постоянно стоит система
1.2 Самооценка как предмет самоанализа в психологии
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотреться, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы - ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?
Психология располагает
рядом экспериментальных
Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное”) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого. [19]
Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.
Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.
Самооценка может быть
оптимальной и неоптимальной. При
оптимальной, адекватной самооценке личность
правильно соотносит свои возможности
и способности, достаточно критически
относится к себе, стремится реально
смотреть на свои неудачи и успехи,
старается ставить перед собой
достижимые цели, которые можно осуществить
на деле. И к оценке достигнутого
он подходит не только со своими мерами,
но и старается предвидеть, как
этому отнесутся другие люди: товарищи
по работе и близкие. Иными словами,
адекватная самооценка является итогом
постоянного поиска реальной меры,
т. е. без слишком большой
На основе неадекватно
завышенной самооценки у человека возникает
неправильное представление о себе,
идеализированный образ своей личности
и возможностей, своей ценности для
окружающих, для общего дела. В таких
случаях человек идет на игнорирование
неудач ради сохранения привычной высокой
оценки самого себя, своих поступков
и дел. Завышенная самооценка приведет
и к тому, что человек склонен
переоценивать себя в ситуациях,
которые не дают для этого повода.
В результате он не редко сталкивался
с противодействиями
Человек с завышенной неадекватной
самооценкой не желает признавать,
что все это - следствие собственных
ошибок, лени, недостатка знаний, способностей
или неправильного поведения. Возникает
тяжелое эмоциональное
Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке
конфликты могут возникать из-
Выше упоминалось об эффекте
неадекватности. Это психологическое
состояние возникает, как попытка
лиц с завышенной самооценкой
оградить себя от реальных обстоятельств
и сохранить привычную
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.
1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается
начальным этапом формирования личности.
У детей возникают такие
В старшем дошкольном возрасте
закладываются основы будущей личности:
формируется устойчивая структура
мотивов; зарождаются новые социальные
потребности (потребность в уважении
и признании взрослого, в признании
сверстников, проявляется интерес
к коллективным формам деятельности);
возникает новый (опосредованный) тип
мотивации - основа произвольного поведения;
ребенок усваивает определенную
систему социальных ценностей; моральных
норм и правил поведения в обществе.
Ребенок в старшем дошкольном
возрасте начинает осознавать и обобщать
свои переживания, формируется внутренняя
социальная позиция, более устойчивая
самооценка и соответствующее ей
отношение к успеху и неудаче
в деятельности. Развитие личности
ребенка включает две стороны. Одна
из них состоит в том, что ребенок
постепенно начинает понимать окружающий
мир и осознает свое место в
нем; это порождает новые типы
мотивов поведения, под влиянием
которых ребенок совершает те
или иные поступки. Другая сторона
развитие чувства и воли. Они обеспечивают
действенность этих мотивов, устойчивость
поведения, его известную независимость
от изменения внешних