Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии
1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии
1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ результатов и их интерпретация
Заключение
Приложение
Библиографический список
Приложение В
Таблица 13. Данные по уровню самооценки по методике «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте
№ |
Имя ребёнка |
Колличество балов |
Уровень самооценки |
|
1 |
Семён А. |
4 балла |
Адекватный уровень |
|
2 |
Олег Б. |
3балла |
Адекватный уровень |
|
3 |
Рома В. |
3 балла |
Адекватный уровень |
|
4 |
Влад В. |
6 баллов |
Завышенный уровень |
|
5 |
Даша Г. |
7 баллов |
Завышенный уровень |
|
6 |
Ваня Д. |
1 балл |
Заниженный уровень |
|
7 |
Кристина Ж. |
-1 балл |
Заниженный уровень |
|
8 |
Вика З. |
3 балла |
Адекватный уровень |
|
9 |
Вероника К. |
3 балла |
Адекватный уровень |
|
10 |
Ваня Л. |
8 баллов |
Завышенный уровень |
|
11 |
Арина М. |
7 баллов |
Завышенный уровень |
|
12 |
Катя М. |
7 баллов |
Завышенный уровень |
|
13 |
Алёна П. |
7 баллов |
Завышенный уровень |
|
14 |
Полина Ф. |
3 балла |
Адекватный уровень |
|
15 |
Ангелина Щ |
6 баллов |
Завышенный уровень |
|
16 |
Серёжа Ю. |
8 баллов |
Завышенный уровень |
|
17 |
Настя Я. |
- 2 балла |
Заниженный уровень |
|
Библиографический список
1. Белановская О.В. Диагностика
и коррекция самосознания
2. Белобрыкина О.А. Влияние
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
4. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском
5. Волков Б.С. Возрастная
6. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М., 2003
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. - М., 1988.
8. Головин С.Ю. Словарь
9. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.
10. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М., 2008.
11.Лисина М.И. Общение,
12. Мухина В.С. Возрастная
13. Нижегородцев Н.В., Шадрина В.Д.
Психологическая готовность
14. Практикум по возрастной
15. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова
И.Н. Развитие социальной
16. Психология детства: практикум:
17. Рогов Е. И. Настольная книга
практического психолога в
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
19.Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234.
20. Столин В.В. Самосознание
21.Урунтаева Г.А. Диагностика
психологических особенностей
22. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Учеб.пособ. - М., 1998.
23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : Учеб.пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. - М., 2001.
24. Чеснокова И.И. Проблема
25. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная
самооценка как условие