Самооценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии
1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии
1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ результатов и их интерпретация
Заключение
Приложение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 91.03 Кб (Скачать файл)

Больше 75% детей старшего дошкольного возраста распределяли себя на первую и вторую ступени  лесенки. Мы можем предположить, что  для данной выборки испытуемых значимыми  качествами для самооценки являются умственные качества, внешность и  старание.

Переменная «здоровье» отличается от остальных переменных (красота, доброта, старание). На основании показаний  нижней и верхней квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по переменной «здоровье» принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей  ставит себя на первую и вторую ступени, что соответствует высокому и  очень высокому уровням самооценки. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по переменной «здоровье» ниже, поставив себя с третьей  по пятую ступень. Это может указывать  на сильную самокритичность к  себе, в том числе и под влиянием мнений значимого окружения для  ребенка старшего дошкольного возраста

Наибольшее распределение  выборки по переменной «здоровье» сконцентрировано на второй ступени.

По критерию «доброта» 100% испытуемых старшего дошкольного возраста проставили себя на первую и вторую ступень, что может указывать  на высокий уровень самооценки по данному показателю.

По переменным «сила» и  «смелость» на основании показаний  квартилей мы видим, что 75% выборки  детей старшего дошкольного возраста по двум переменным принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть  детей ставит себя на первую и вторую ступени. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по данным переменным ниже, поставив себя с третьей  по пятую ступень - переменная «сила» и с третью по шестую ступень - по переменной «смелость». По высказываниям  детей в данной выборке (ПрлиожениеБ) можно предположить, что сила и смелость имеют высокую значимость для ребят. О развитости своей силы и смелости они судят чаще всего по результатам своих действий «…занимаюсь борьбой, всегда выигрываю…» «…не побеждаю, когда дерусь, сил нет...».

Для определения уровня самооценки у детей старшего дошкольного  возраст нами была использована методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Используемая методика носит проективный  характер изучения личности детей старшего дошкольного возраста, основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста (Приложение Д).

Для обработки результатов  за основу нами были приняты следующие  показатели уровней самооценки и  общего эмоционального отношения к  себе: от 0 и ниже и до 2 баллов - низкий уровень, заниженная самооценка, при  отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов - средний, адекватное позитивное отношение к  себе; от 6 и выше балов - очень высокий  уровень, завышенная самооценка [16].

С помощью предоставленных  баллов было выявлено количественное соотношение уровней самооценки в данной выборки у детей старшего дошкольного возраста.

На основании анализа  результатов, были получены следующие  данные: 18% (3) детей имеют заниженную самооценку, 35% (6) детей - адекватную самооценку, 47% (8) - завышенную самооценку.

Важно отметить, что при  проведении методики «Лесенка» в  большинстве дети проставляли себя на первую и вторую ступени, в меньшем  количестве на последующие ступени. И при проведении методики «Нарисуй человека» были получены результаты, не намного отличающиеся от первой методики.

Это можно объяснить тем, что в данной выборке у детей  старшего дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети довольно часто в  заданиях отмечали более высокие  ступени. Это может объясняться  низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок  не считает себя не совершенным.

Таким образом, на основании  проведенных методик нами было выявлено, что имеются некоторые особенности  проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Между детьми с разными  уровнями самооценки в ее проявлении имеются свои особенности - по некоторым  характеристикам были сходны между  собой, а по другим отличались.В целом  дети с высокой самооценкой более  активны и самостоятельны, чем  дети с заниженной самооценкой. У  детей старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность, так и в  некоторых ситуациях и пассивность.

Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника.

Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного  возраста выступает общение со взрослыми.

Для достижения более адекватной самооценки родителям и педагогам  необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала  его действий, предоставление возможности  проявить инициативу и поддержание  ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.

Немаловажно отметить, что  для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного  возраста необходимо в равной степени  отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается.

Они уверены в себе, что создает  благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Итоги главы 2

В ходе нашего исследования нами были подобраны и проведены методики, направленные на выявление психологических  особенностей личности, структурных  компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные данные подвергались количественному  и качественному анализу. На основании  проведенного эмпирического исследования нами было установлено, что имеются  определенные особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного  возраста.

Нами было выявлено, что особенности  проявления самооценки различаются  по некоторым параметрам у детей  с заниженной, адекватной и высокой  самооценкой.

Наиболее яркие особенности  проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста чаще обнаруживались между заниженной и высокой самооценкой, а также между адекватной и  высокой самооценкой.

Заключение

Ценность личности измеряется в  большей мере тем, что, как и для  чего человек умеет делать. Правильное осознание своих умений, действий является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также  большое воспитательное значение как  фактор формирования лучших качеств  личности. Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его  взаимоотношения с окружающими  расширяются и усложняются. Это  дает возможность более полно  и глубоко осознать себя и оценить.

Вся психическая жизнь ребенка  развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое  знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро  ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой  им действительности.

Знать оценочные и самооценочные  действия дошкольника очень важно  для установления отношений с  ним, для нормального общения, в  которое ребёнок включаются. С  возрастом ребенок все с большей  определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными  личностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и  личностных качеств. Как и все  другие особенности личности, его  самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду. Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить  мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное  поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный  опыт.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию умения адекватно оценивать свои действия является актуальной именно на этой возрастной ступени. При анализе  научных работ, посвященных самооценке, мы установили, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет единственного определения  самооценки, каждый автор представляет ее в своем понимании. Но разработано  достаточно много методик, позволяющих  вывить уровень развития самооценки. В процессе нашего исследования мы придерживались следующего понимания  самооценки, данного А.Г. Спиркиным: самооценка есть отношение к себе, которое наряду с познанием себя входит в самосознание.

Объектом исследования явилась  личность дошкольника. Предметом исследования - особенности самооценки детей дошкольного  возраста. В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

- Рассмотрены основные подходы  к изучению самооценки в научной  литературе.

- Определено понятие самооценки.

- Выявлены особенности развития  самооценки детей

В процессе решения задач, было выявлено, позитивная направленность общей самооценки у детей подготовительной к школе  группы. В возрасте 6-7 лет дети оценивают  себя конкретно, подробно и адекватно. Критерием при оценке себя служит опора на собственный опыт, полученный в разных видах деятельности и  осознание своих возможностей, качеств. Развитие самосознания находится в  тесной связи с формированием  познавательной и мотивационной  сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода  появляется важное новообразование -- ребенок оказывается способным  в особой форме сознавать и  самого себя и то положение, которое  он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «Я» и возникновение  на этой основе внутренней позиции». На протяжении дошкольного детства  сохраняется общая положительная  самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она  способствует тому, что дошкольники  склонны завышать представления  о своих возможностях.

Приложение

Таблица 1 Данные по методике Лесенка  Шур В.Г. (оценка детей, как, по их мнению, их оценивают взрослые (родители))

 

Имя ребёнка

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

 

1

Семён А.

2

2

1

3

3

3

2

1

1

 

2

Олег Б.

2

2

2

1

2

2

2

2

2

 

3

Рома В.

2

1

1

1

1

1

1

2

1

 

4

Влад В.

1

3

1

1

1

1

2

1

1

 

5

Даша Г.

1

2

1

1

1

1

1

2

1

 

6

Ваня Д.

2

1

1

2

2

1

1

1

1

 

7

Кристина Ж

1

1

7

1

1

1

1

6

3

 

8

Вика З.

1

1

2

1

1

2

1

1

1

 

9

Вероника К.

1

1

6

1

1

1

3

1

1

 

10

Ваня Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

11

Арина М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

12

Катя М.

1

2

1

1

1

1

4

2

2

 

13

Алёна П.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

 

14

Полина Ф.

1

2

1

2

2

2

5

3

1

 

15

Ангелина Щ

2

1

1

2

1

2

3

2

1

 

16

Серёжа Ю.

2

2

2

1

2

1

1

1

1

 

17

Настя Я.

5

1

5

1

2

2

1

3

1

 
                       

Таблица 2 Данные по методике Лесенка  Шур В.Г. (ребёнок оценивает сам  себя)

 

Имя ребёнка

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

 

1

Семён А.

1

1

5

1

1

1

1

1

1

 

2

Олег Б.

2

2

3

1

2

3

2

3

2

 

3

Рома В.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

 

4

Влад В.

2

1

3

1

1

2

1

1

1

 

5

Даша Г.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

 

6

Ваня Д.

1

1

1

1

1

2

2

3

2

 

7

Кристина Ж.

2

2

5

1

1

1

1

6

1

 

8

Вика З.

1

1

2

1

2

1

3

1

2

 

9

Вероника К.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

 

10

Ваня Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

11

Арина М.

1

2

2

1

2

2

2

1

1

 

12

Катя М.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

 

13

Алёна П.

3

3

1

1

2

1

1

1

1

 

14

Полина Ф.

1

2

2

1

2

2

5

4

2

 

15

Ангелина Щ

2

1

2

1

2

1

1

3

1

 

16

Серёжа Ю.

2

2

2

1

2

1

1

1

1

 

17

Настя Я.

2

1

1

1

2

1

5

1

1

 
                       

Информация о работе Самооценка