Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии
1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии
1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
2.2 Анализ результатов и их интерпретация
Заключение
Приложение
Библиографический список
Больше 75% детей старшего дошкольного возраста распределяли себя на первую и вторую ступени лесенки. Мы можем предположить, что для данной выборки испытуемых значимыми качествами для самооценки являются умственные качества, внешность и старание.
Переменная «здоровье» отличается от остальных переменных (красота, доброта, старание). На основании показаний нижней и верхней квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по переменной «здоровье» принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени, что соответствует высокому и очень высокому уровням самооценки. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по переменной «здоровье» ниже, поставив себя с третьей по пятую ступень. Это может указывать на сильную самокритичность к себе, в том числе и под влиянием мнений значимого окружения для ребенка старшего дошкольного возраста
Наибольшее распределение выборки по переменной «здоровье» сконцентрировано на второй ступени.
По критерию «доброта» 100% испытуемых старшего дошкольного возраста проставили себя на первую и вторую ступень, что может указывать на высокий уровень самооценки по данному показателю.
По переменным «сила» и «смелость» на основании показаний квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по двум переменным принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по данным переменным ниже, поставив себя с третьей по пятую ступень - переменная «сила» и с третью по шестую ступень - по переменной «смелость». По высказываниям детей в данной выборке (ПрлиожениеБ) можно предположить, что сила и смелость имеют высокую значимость для ребят. О развитости своей силы и смелости они судят чаще всего по результатам своих действий «…занимаюсь борьбой, всегда выигрываю…» «…не побеждаю, когда дерусь, сил нет...».
Для определения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраст нами была использована методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Используемая методика носит проективный характер изучения личности детей старшего дошкольного возраста, основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста (Приложение Д).
Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 0 и ниже и до 2 баллов - низкий уровень, заниженная самооценка, при отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов - средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 6 и выше балов - очень высокий уровень, завышенная самооценка [16].
С помощью предоставленных баллов было выявлено количественное соотношение уровней самооценки в данной выборки у детей старшего дошкольного возраста.
На основании анализа результатов, были получены следующие данные: 18% (3) детей имеют заниженную самооценку, 35% (6) детей - адекватную самооценку, 47% (8) - завышенную самооценку.
Важно отметить, что при проведении методики «Лесенка» в большинстве дети проставляли себя на первую и вторую ступени, в меньшем количестве на последующие ступени. И при проведении методики «Нарисуй человека» были получены результаты, не намного отличающиеся от первой методики.
Это можно объяснить тем, что в данной выборке у детей старшего дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети довольно часто в заданиях отмечали более высокие ступени. Это может объясняться низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя не совершенным.
Таким образом, на основании
проведенных методик нами было выявлено,
что имеются некоторые
Между детьми с разными
уровнями самооценки в ее проявлении
имеются свои особенности - по некоторым
характеристикам были сходны между
собой, а по другим отличались.В целом
дети с высокой самооценкой более
активны и самостоятельны, чем
дети с заниженной самооценкой. У
детей старшего дошкольного возраста
с адекватной самооценкой проявляется,
как и активность, так и в
некоторых ситуациях и
Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника.
Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста выступает общение со взрослыми.
Для достижения более адекватной самооценки родителям и педагогам необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.
Немаловажно отметить, что для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается.
Они уверены в себе, что создает
благоприятные условия для
Итоги главы 2
В ходе нашего исследования нами были
подобраны и проведены
Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу. На основании проведенного эмпирического исследования нами было установлено, что имеются определенные особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым параметрам у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.
Наиболее яркие особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста чаще обнаруживались между заниженной и высокой самооценкой, а также между адекватной и высокой самооценкой.
Заключение
Ценность личности измеряется в большей мере тем, что, как и для чего человек умеет делать. Правильное осознание своих умений, действий является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств личности. Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить.
Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
Знать оценочные и самооценочные
действия дошкольника очень важно
для установления отношений с
ним, для нормального общения, в
которое ребёнок включаются. С
возрастом ребенок все с
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию умения адекватно оценивать свои действия является актуальной именно на этой возрастной ступени. При анализе научных работ, посвященных самооценке, мы установили, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет единственного определения самооценки, каждый автор представляет ее в своем понимании. Но разработано достаточно много методик, позволяющих вывить уровень развития самооценки. В процессе нашего исследования мы придерживались следующего понимания самооценки, данного А.Г. Спиркиным: самооценка есть отношение к себе, которое наряду с познанием себя входит в самосознание.
Объектом исследования явилась личность дошкольника. Предметом исследования - особенности самооценки детей дошкольного возраста. В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
- Рассмотрены основные подходы
к изучению самооценки в
- Определено понятие самооценки.
- Выявлены особенности развития самооценки детей
В процессе решения задач, было выявлено,
позитивная направленность общей самооценки
у детей подготовительной к школе
группы. В возрасте 6-7 лет дети оценивают
себя конкретно, подробно и адекватно.
Критерием при оценке себя служит
опора на собственный опыт, полученный
в разных видах деятельности и
осознание своих возможностей, качеств.
Развитие самосознания находится в
тесной связи с формированием
познавательной и мотивационной
сферы ребенка. На основе их развития
в конце дошкольного периода
появляется важное новообразование --
ребенок оказывается способным
в особой форме сознавать и
самого себя и то положение, которое
он в данное время занимает, т. е.
у ребенка появляется «осознание
своего социального «Я» и
Приложение
Таблица 1 Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (оценка детей, как, по их мнению, их оценивают взрослые (родители))
№ |
Имя ребёнка |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
|
1 |
Семён А. |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Олег Б. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
3 |
Рома В. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
|
4 |
Влад В. |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Даша Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
|
6 |
Ваня Д. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
7 |
Кристина Ж |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
|
8 |
Вика З. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
9 |
Вероника К. |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
|
10 |
Ваня Л. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
11 |
Арина М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
12 |
Катя М. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
|
13 |
Алёна П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
|
14 |
Полина Ф. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
1 |
|
15 |
Ангелина Щ |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
|
16 |
Серёжа Ю. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
17 |
Настя Я. |
5 |
1 |
5 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
|
Таблица 2 Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (ребёнок оценивает сам себя)
№ |
Имя ребёнка |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
|
1 |
Семён А. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2 |
Олег Б. |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
|
3 |
Рома В. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Влад В. |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
5 |
Даша Г. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
Ваня Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
|
7 |
Кристина Ж. |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
|
8 |
Вика З. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
|
9 |
Вероника К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
10 |
Ваня Л. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
11 |
Арина М. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
Катя М. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
13 |
Алёна П. |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
14 |
Полина Ф. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
4 |
2 |
|
15 |
Ангелина Щ |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
|
16 |
Серёжа Ю. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
17 |
Настя Я. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
|