Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:57, курс лекций
Семинар №1
Тема: Предмет и задачи педагогической психологии.
Семинар №2.
Тема: Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя.
Семинар №3.
Тема: Структура и психологические основы организации педагогической деятельности.
Семинар №4.
Тема: Мотивы педагогической деятельности.
Семинар №5.
Тема: Педагогические способности.
Для третьего (пятого) периода становления учителя характерно преимущественное развитие личностной, потребностно-мотивационной сферы, когда в подростковом возрасте или в самом начале ранней юности формируется сценарий жизненного пути, который в дальнейшем будем называть подростковым. Именно в это время происходит осознанный выбор профессии учителя. Подростковый сценарий всегда осознаётся, он становится своеобразным руководством, организующим жизнь индивида на следующих этапах развития.
Четвёртый (шестой) период, — начальный период в эпохе результативной активности, в течение которого преследуется цель овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками учителя. Это время обучения в педагогических классах общеобразовательных школ, педагогических колледжах и институтах. Главные новообразования четвёртого этапа — социальная зрелость и пригодность к работе учителя.
Пятый (седьмой) этап — становление учителя. Это первые два-три года педагогической деятельности.
Шестой (восьмой) период — достижение учителем профессиональной зрелости (дозревание). Это длительный, но относительно спокойный период, когда на протяжении примерно десяти лет доводятся до совершенства знания, умения и навыки, необходимые для высокопрофессиональной работы.
Этапы формирования навыка:
1.Начало осмысления. Этот
этап характеризуется
2. Сознательное, но неумелое
выполнение. У учащихся наблюдается
отчетливое понимание того, как
надо выполнять действие, но само
выполнение еще неточно и
3. Автоматизация навыка. На
этом этапе происходит все
более качественное выполнение
действий при ослабевающем
4.Высокоавтоматизированный
навык. Этап характеризуется
5. Необязательный. Наблюдается
временное ухудшение
6. Вторичная автоматизация
навыка. На этом этапе происходит
восстановление особенностей
Семинар №3.
Тема: Структура и психологические основы организации педагогической деятельности.
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:
- Мотивация.
- Педагогические цели и задачи.
- Предмет педагогической деятельности.
- Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
- Продукт и результат педагогической деятельности.
Выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
1. В целеполагающую группу входят следующие функции:
- ориентационная;
- развивающая;
- мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
- информационная.
2. В организационно-структурную
группу входят следующие
- конструктивная;
- организаторская;
- коммуникативная;
- гностическая.
Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
«I — (минимальный) репродуктивный;
педагог умеет пересказать
II — (низкий) адаптивный; педагог
умеет приспособить свое
III — (средний) локально
моделирующий; педагог владеет стратегиями
обучения учащихся знаниям,
IV — (высокий) системно
моделирующий знания учащихся; педагог
владеет стратегиями
V — (высший) системно моделирующий
деятельность и поведение
На методологическом языке система обучения может быть описана как система, которая развивается от ситуации обучения сложным деятельностям через рефлексивное расчленение деятельности к обучению вначале простым деятельностям, и затем из простых - к построению сложных, удовлетворяющих условиям заданной задачи деятельностям.
Можно рассматривать педагогическую активность:
1) как оргуправленческую деятельность (т.е. средство управления учебной деятельностью)
2) как понимание сознания ученика и организация понимания.
Существенным моментом
работы педагога является
Те знания по психологии, которые в педагогическом учебном заведении получает учитель или воспитатель, обладают двумя не очень приятными свойствами. Они, во-первых, не включают всего того, что может понадобиться педагогу на практике, так как объем часов, которые отводятся на изучение психологических дисциплин в педагогическом вузе, ограничен. Во-вторых, эти знания довольно быстро устаревают и требуют обновления по крайней мере один раз в пять лет за счет самообразования и повышения квалификации. Психологическое самообразование педагога включает его систематическое ознакомление с новейшими достижениями различных отраслей психологической науки, прямо или косвенно связанных с обучением и воспитанием. Это психология научения, психология воспитания, психология возрастного развития, дифференциальная психология, социальная психология, психология познавательных процессов и личности, а также ряд дисциплин, находящихся на стыке психологии и других наук, в том числе медицина, патопсихология, психофизиология и психотерапия. Перечень дисциплин, из которых можно почерпнуть психологические сведения, необходимые педагогу в его практической деятельности, выглядит довольно внушительным. Однако педагогу не обязательно систематически читать научные книги и журналы, достаточно обратиться к рубрикам, в которых в обобщенном виде представлены основные психологические знания, полезные для педагогической деятельности. Они есть, например, в журнале «Вопросы психологии», в журнале «Дошкольное воспитание», в ряде других научных и научно-практических периодических изданий, которые стали недавно выходить, например в «Московском психотерапевтическом журнале». Много литературы научного и общеобразовательного характера издает Академия образования Российской Федерации, издательства «Педагогика», «Просвещение» и вновь созданные издательства высших педагогических учебных заведений.
Педагогическая практика оказалась одной из последних областей, на которую было распространены психокоррекционные методы. Здесь они стали применяться с несколькими целями:
1.Подготовка педагогов
к профессиональному
2. Подготовка родителей
к обучению и воспитанию детей.
3.Подготовка детей к условиям жизни, с которыми они столкнутся за пределами школы и семьи.
Из множества разработанных
и нашедших практическое
2. Формирование у него
потребности в общении с
3. Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности.
4.Выработка и закрепление
у человека эффективных форм
адаптивного межличностного
Аутогенная тренировка, или—кратко—аутотренинг,
представляет собой систему упражнений,
направленных человеком на себя и
предназначенных для
Семинар №4.
Тема: Мотивы педагогической деятельности.
Мотив - внутренняя, устойчивая
психологическая причина
Мотивация - 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.
С учетом множества критериев
и признаков эффективности
На материале теоретического анализа феномена власти (Л. Адлер, Д. Картрайт и др.) Н.А. Аминов приводит для иллюстрации наиболее значимого в педагогическом процессе, с его точки зрения, мотива власти следующие его разновидности:
• власть вознаграждения, сила которой определяется ожиданием, в какой мере А (учитель) может удовлетворить один из мотивов Б (ученика), и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения Б.
• власть наказания, сила которой определяется ожиданием Б (ученика), во-первых, той меры, в какой А (учитель) способен наказать его за нежелательные для А действия фрустрацией (психическим состоянием дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванным непреодолимыми или неоправдываемыми препятствиями к желанной цели) того или иного мотива, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения Б.
Информация о работе Семинарские занятия по "Педагогической психологии"