Семинарские занятия по "Педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Семинар №1
Тема: Предмет и задачи педагогической психологии.
Семинар №2.
Тема: Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя.
Семинар №3.
Тема: Структура и психологические основы организации педагогической деятельности.
Семинар №4.
Тема: Мотивы педагогической деятельности.
Семинар №5.
Тема: Педагогические способности.

Файлы: 1 файл

Аникина.docx

— 91.26 Кб (Скачать файл)

Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Принципы:

1) принцип ориентации на  социально-ценностные отношения,  предписывающий педагогу вскрывать  повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами  и вещами человеческие отношения  и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка  как данности, означающий признание  права ученика на уважение  его личности, истории жизни, признание  особенностей и уровня развития  на данном этапе его индивидуальной  жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

 

  1. Принципы и формы воспитания.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

 • индивидуальные —  беседы, занятия воспитателя с  одним воспитанником;

 • групповые — несколько  участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном  контакте;

 • массовые — несколько  классов, школа, район, вся страна  проводят праздники, конференции,  слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

 Выделены также формы  работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы  познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

 В свое время Н.  И. Болдырев выделил формы воспитательной  работы в зависимости от метода  воспитательного воздействия.

 • словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции,  встречи, устные газеты, радиожурналы;

 • практические —  походы, экскурсии, спартакиады,  олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

 • наглядные — музеи,  выставки, витрины, стенды, стенные  газеты и пр.

 Современный исследователь  предлагает делить формы внеурочной  воспитательной работы в школе  по воспитательной задаче и  выделяет три группы:

1) формы управления и  самоуправления школьной жизнью  — собрания, линейки, митинги,  часы классных руководителей,  совещания органов самоуправления  и др.;

 2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы  — утренники и вечера, «капустники» и др.

 

  1. Методы воспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные  установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности -- интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности  и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования  поведения и деятельности.

 

  1. Нравственное воспитание и его специфика.

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись  к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и, проявляющиеся  в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое  образование, состоящее из личных убеждений  и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик  и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение  в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к  миру, людям и самому себе.

 


Информация о работе Семинарские занятия по "Педагогической психологии"