Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_gosy_po_psikhologii.docx

— 301.02 Кб (Скачать файл)

 

 

1 вопрос  Возрастно-психологическая характеристика взрослости. Виды кризисов взрослости. Возрастные рамки: 30 (35) – 60(65) лет. По Эриксону взрослость охватывает период  25 – 60 лет – это 7 стадия жизненного пути и это является центральной стадией на всем жизненном пути. Соц.ситуация: Этапы периода взрослости: 1) ранняя взрослость; 2) средняя взрослость.

Зрелостью называют период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности. Происходит его становление в профессиональном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализовывает себя в роли супруга (или супруги) и родителя. Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями. Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению. Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная). Мышление отличается гибкостью и подвижностью процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше. В эмоциональной сфере также присутствуют свои особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознанно подходить к оценке своих способностей и возможностей. Чаще всего в этот период он встает перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется. Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются. Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения. Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Проявляются особенности я-концепции. Человек реально оценивает себя как личность, самооценка становится обобщенной. Наличие семьи и опыт родительства имеет большое значение для дальнейшего развития. В этот период очень велик риск распада семьи (на границе 45-60 лет). Умение брать на себя ответственность увеличивается в несколько раз. Появляется стремление к власти. Появляется склонность к философским обобщениям. Происходит формирование индивидуального стиля жизни. Происходит стабилизация социальных ролей. Психические процессы идут на спад: 1.В 30-40 лет высокое развитие памяти, внимания, мышления. 2.После 35 лет – уменьшается возможность возникновения новообразований. 3.После 40 лет – активное снижение памяти и внимания. 4.После 50 лет – активизируется внимание на развитии смысловой памяти, развиваются познавательные процессы связанные с развитием профессиональной сферы. 5.К 60 годам – появление мудрости. 6.После 60 лет – угасание познавательных функций, но все зависит от активности человека. Увеличивается духовное общение, благодаря социальным ролям развивается интеллектуальная сфера. Новообразования: продуктивность. С точки зрения Эриксона включает творческую продуктивность, вклад в воспитание и утверждение следующего поколения. При отсутствии продуктивности: потеря смысла жизни, концентрация на себе и потеря интереса к жизни →кризис середины жизни (кризис зрелости): -Начинается тревога; -Появляется страх; -Появляется глубокая депрессия; -Осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью; -Пересмотр ценностей, замыслов и соотнесение всего этого с оставшейся жизнью. Углубляет кризис главная проблема: потеря симпатичности (морщины, седина), убывание физических сил, появление ригидности (не может соотнести то что есть с тем что приобретает). Выход из кризиса: 1.Переформулировка целей на более реалистичные. 2.Осознание ограниченности времени любого человека. 3.Тенденция чувствовать свое положение приличным. 4.Довольствоваться тем что есть. 5.Ограничиваться в планах на будущее. 6.Выработка новой Я-концепции (наблюдается кризис идентичности с самим собой). Кризисы взрослости: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет).

 

2 вопрос Общая характеристика способностей. Основные подходы к классификации способностей. Понятием способности мы пользуемся тогда, когда необходимо осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения, навыки, почему разные люди при равных обстоятельствах достигают различных успехов. Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности. Б.М.Теплов выделил 3 признака самого понятия способности: 1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. 3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Б.М.Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Наличие каких-либо способностей не может гарантировать всестороннего развития личности. Способности человека выступают как некая возможность по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а действительностью будет достигнутый уровень мастерства. Психология, отрицая тождество способностей и знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. При наличии способностей знания, умения и навыки приобретаются быстрее. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Классификация способностей. 1. а) Природные (или естественные) способности – это те, которые в своей основе биологически обусловлены.  б) Специфически человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. 2. а) Общие – это те, которыми определяются успехи в самых разных видах деятельности, например, умственные, точности ручных движений, развитая память, речь. б) Специальные определяют успех в специфических видах деятельности. Тут необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, технические и т.д. Часто общие и специальные сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. 3. Теоретические и практические способности. Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям. Эти чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются только у одаренных, талантливых людей. 4. Учебные и творческие. Учебные определяют успешность в обучении, усвоении знаний, умений и навыков, а творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений. 5. Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные. Эти способности в наибольшей степени социально обусловлены. К 1-ым относятся – речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способность входить в контакт с различными людьми, оказывать на них влияние, располагать к себе. 2-ые – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. И межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга.

Другая классификация делит способности на 4 группы. 1.Элементарные общие способности. Присущи всем людям, хотя в различной степени их выраженности. Они являются основной формой психического отражения, проявляются в способности ощущать, переживать, мыслить. 2.Элементарные частные способности. Свойственны всем людям и свидетельствуют об их индивидуальности. Музыкальный слух, критичность ума, глазомер, решительность и т.д. 3.Сложные общие способности. В той или иной степени присущи всем людям – это способности к общечеловеческим видам деятельности – к труду, игре, общению, учению и т.д. 4.Сложные частные способности. Их еще называют профессиональными. Это педагогические, математические и т.д. Способности к той или иной деятельности. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. Важно их сочетание и именно такое, какое необходимо для данной деятельности. С другой стороны, относительная слабость одной способности не исключает возможности успешного выполнения деятельности, т.к. она может быть компенсирована другими, входящими в комплекс. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное.

 

3 вопрос Классификация  психодиагностических  процедур и их основания. 1.Наличие правильного/неправильного ответа:  а)Тесты: -Тесты интеллекта, -Спец.способностей, -Матрицы равена, -Ригидности Лачинса, -Процедура поле независимости Уиткина. b)Задания характеризуются лишь частотой и направленностью, а не правильностью ответа. -Тест Кеттела, -Тест Айзенка, -Исследование тревожности, -Исследование агрессивности.2. Вербальные и невербальные методики. a)Опосредованы речевой активностью обследуемого. Задание в них апперируют к памяти, системе убеждений. Ответы нужны в языковой форме. b)Задания, которые включают речевую способность только для понимания инструкции, а само задание опирается на перцептивные, моторные способности. 3. Мера вовлеченности и влияние психодиагноста на результаты обследуемого. 4. Характеристика основного методического принципа кот.положен в основу методики. Бодалев,Столин назыв.следующ.: -Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания. -Стандартизированные самоотчеты  - использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти. -Тесты опросники - предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух или трехальтернативный выбор ответов). -Шкальные техники - предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изоб разительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый — холодный», «сильный — слабый»). Обычно используются трех , пяти и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования — это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективной структуризации объектов на уровне шкалы наименований. -Индивидуально-ориентированные техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со школьными опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест опросников состоит в том что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. -Проективные техники основаны на том, что не достаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.-Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. -психофизиологические, аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно зарегистрированных поведенческих показателей.

 

4. Психолог. механизмы регуляции социального поведения личности. Регулирование поведения выступает как мех-зм организации вз-вия и вз-отношений людей во всех сферах жизнед-сти. Соц-ное знач-е регулирования поведения закл-тся и в том, что рез-т регулирования м.б. как «+», общ-но значимым, так и «-», противоречащим установкам, традициям, нормам общества.  Напр., возд-е на личность ч/з гр. признается наиб. эфф-ным сп-бом соц-ой перестройки Л-сти. Многообразны мех-змы соц-го регулирования поведения Л-сти: 1. институциональные; 2. неинституциональные. Содержанием действия механизмов регулирования является: 1. создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов); 2. регламентация поведения; 3. его оценивание; 4. определение санкций. Каналами регулирования социального поведения личности являются: 1.малые группы, 2. совместная д-сть людей, 3. общение, 4. общест-ная практика, 5. ср-ва массовой инф-ции. Соц-но-психол-ие мех-змы регуляции вкл-ют все ср-ва возд-вия — внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; соц-ое планирование и соц-ое прогнозирование; мех-змы псих-гии управления. Пр-сс регулирования повед-я осущ-ся в ходе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности. В рез-те регулирования повед-я осущ-ся воз-вие людей, их совместная д-сть, склад-ся вз-отношения, проходит пр-сс общения. Общим итогом действия мех-змов соц-ой регуляции м.б. манипулирование Л-стью, модификация поведения Л-сти, соц-ый контроль. Элем-ми сис-мы соц-го контроля выступают: 1.Технологический, вкл-щий техническое звено, - предметы, предназначенные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле — совокупность инструкций, методов орга-ции осуществления контроля.  2.Институциональный - обособленные специализ-е институты, занимающиеся опред-ным типом соц-го контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат). 3. Моральный — обществ-ое мнение и мех-змы личности, в к-х нормы поведения гр. или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Это опред-ет и личное участие ч-ка в осуществлении опред-го вида соц-го контроля посредством технологических, организационных мех-змов и общ-ного мнения. Сама личность выступает как S и O соц-го контроля. Для понимания мех-зма регуляторного действия соц-го контроля важное значение имеют особ-сти неформального неинституционализированного контроля. Главные особ-сти этого вида контроля состоят в том, что его осуществление не требует официального утверждения полномочий. Он основывается не на должном положении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек, имеющий моральное сознание, может быть S соц-го контроля, т.е. способным оценивать поступки окр-щих и свои собственные. Каждый поступок, совершенный в коллективе (кража, обман, предательство и пр.) явл-ся О неформального контроля - критики, осуждения, презрения. В зав-сти от степени, в к-ой он затрагивает интересы коллектива, к ч-ку м.б. применены и институционализированные мех-змы: административные санкции (увольнение с работы, предание суду и др.). Сфера неформального контроля гораздо шире. Важнейшими психол-ми мех-змами неформального психол-го контроля явл-ся чувство стыда, совесть, общ-ное мнение. Саморегуляция соц-го поведения личности. В понимании самосознания как регулятора соц-го поведения различают разные виды общ-но детерминированного самосознания: гражданского, нац-го, общ-ного, проф-го, этнического. Эти виды самосознания выступают для личности как соц-но-псих-ие феномены, регул-щие ее поведение. Самым действенным личностным феноменом саморегуляции поведения явл-ся нравст-ые категории стыда и совести. В этих феноменах проявл-ся сп-сть ч-ка оценивать себя с т. зр. общ-ва. Они выраж. сп-сть ч-ка быть S и O самооценки, сп-сть самореализации, общ-го осуждения или одобрения. В качестве механизмов саморегуляции, кроме действия моральных качеств личности, выступают: самооценка, самоотчет, самоконтроль, самовнушение, самоанализ, самопоощрение, психол-ская зашита, катарсис, планирование и прогнозирование собственного поведения, жизненные планы личности, жизненный смысл, внутренний локус контроля, самоопределение личности.

 

5 вопрос  Ощущения как психический познавательный процесс. Физиологические механизмы и виды ощущений. В кач. психич. процессов выступают ощущения, восприятие, мышление, память и воображение. В зависимости от задачи, на кот. направляется деятельность, она преобретает форму того или иного процесса. Ощущен. относ. к сенсорно-перцептивному уровню психики. Критерием для разграничения сенсорных и перцептивных процессов явл. целостность и предметность образа. Ощущения, отражающие отдельные стороны воспринимаемой действительности, не относятся к конкретному объекту с предметным значением. Результатом процесса ощущений явл. парциальный образ мира, т.к. в ощущении отражаются отдельные св-ва или признаки объектов. Ощущения явл. начальным процессом познания. В процессе ощущений происходит непосредственный контакт с раздражителями, в результате чего у человека появл. осознанные знания о качествах или признаках предметов или явлений, в результ. чего чел. дифференцирует соленое, сладкое и др. св-ва. В процессе ощущений происходит обнаружение и кодирование энергии физического мира. Затем информация, полученная с помощью органов чувств и нервн. систем, перерабатывается , интегрируется, трансформируется и превращается в чувственный опыт, дающий представление о видимом, слышимом, осязаемом и т.д. Физиологич. основой ощущен. явл. сложная деятельность органов чувств, называемая анализаторной по Павлову. Кажд. анализатор сост. из 3 частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов анализатора, в кот. происх. перераб. нервн. импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора вкл. в себя область, представл. собой проекцию периферии (органа чувств) в коре гол. мозга, т.к. определенным рецепторам свойственны определен. участки коры. Для возникновен. ощущен. необход. задействовать все составные части анализатора. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, кот. по проводящ. путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору гол. мозга. здесь оно поступ. в проекционные зоны коры, кот. предст. собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В завис. то того с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Виды ощущений. По кол-ву органов чувств: 1.Обоняние. 2.Вкус. 3.Осязание. 4.Зрение. 5.Слух. Лурия счит.,что классификац.ощущен.может быть проведена по крайней мере по 2 основным принципам : 1.Систематическому (Ч.Шеррингтон): a)Интероцептивные – сигнализир.о состоян.внутрен.процессов организма, возникающ.благод. рецепторам находящ.на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносн.сист. и др. внутр.систем/ b)Проприоцептивные – ощущен.передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движения человека, играя решающую роль в их регуляции. c)Экстероцептивные – доводят до человека информацию из внешн.мира и явл.основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. -Контактные – вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. -Дистантные – отражают качества объектов, находящихся на некотор.расстоян.от органов чувств. 2. Генетическому (Х.Хэд): a)Протопатическая чувствительность – относительно ограниченные чувства, b)Эпикритическая чувствительность – относятся основные виды ощущен.чел. Б.Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на 2 группы: -Экстерорецепторы (внешние рецепторы), расположенные на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешких раздражителей. -Интероцептивные (внутренние рецепторы), располож.в глубине тканей или на поверхности внутренних органов. Слуховые ощущуния возникают под воздействием раздражителя – звуковой волны – на орган слуха . Физический раздражитель, воспринимаемый человекам как звук, представляет собой изменение  давления воздуха. Стадии возникновения слухов.ощущен.: a)Изменения давления воздуха приводят к колебаниям барабан.перепонки (наружное и среднее ухо). b)Звуки вызывают на базилярный мембране колебательные возбуждения различной локализации, кот.затем кодируются. c)Активизируются соответствующие той или иной локализации нейроны. Зрительные ощущения  возникают при воздействии электромагнитных волн на зрительный рецептор – сетчатку глаза.в центре сетчатки расположены особые нервные клетки – колбочки, обеспечивающие ощущение цвета. На периферических участках сетчатки находится иной вид нервных клеток – палочки, характеризующиеся высокой чувствительностью к переходам яркости. Световые волны, отраженные от предметов, преломляются, проходят через хрусталик глаза, и формируют на сетчатке изображение – образ. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами,растворенными в слюне или в воде. Вкусовые ощущения возникают благодаря воздействию раздражителя на расположенные на поверхности языка спец органы – вкусовые почки, кажд.из кот.содержит хеморецепторы. Обонятельные ощущения , как и вкусовые, возникают на основе химической стимуляции. Летучие химич.вещ-ва способны вызвать либо реакцию отторжения, либо – приятн.или неприятн.ощущения. Кожные ощущения возникают в результате воздействия раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности нашей кожи. Кожные рецепторы реагируют на стимуляцию трех видов: давление, или прикосновение, температуру и боль. В соотв.с этим к кожным относятся тактильные, температурные и болевые ощущения.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ