Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_gosy_po_psikhologii.docx

— 301.02 Кб (Скачать файл)

 

38.Операции мышления.  Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов. Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны свойства и отвлечение от остальных. Обобщение - умение соединить сходные признаки предметов и явлений. С помощью мыслительных операций осуществляется проникновение в глубь проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. К формам мышления относятся: -понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. -суждение — отражает связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. -умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды мышления. -наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся па непосредственное восприятие предметов в процессе действии с ними, наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления; -наглядно-образное— вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы; -абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета, выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО. Мышление тесно связно с открытием нового, с творчеством. Однако творчество не может быть отождествлено с мышлением. Мышление – это один из видов познания. Творчество же возможно не только в познании. Процесс творчества связан с особенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в познании, в случае с искусством – в создании.

 

39. Направления  психол. консул-ия. Направление и Основные теоретические принципы . Психоаналитическое направление :Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции. Адлерианское направление: Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. Поведенческая :Человек — продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. Рационально-эмоциональная терапия: Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений. Клиентцентрированная: Акцентируется позитивная природа человека — свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности. Экзистенциальная: Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

 

40 вопрос Особенности психокоррекционных  технологий в работе практического  психолога в образовании. Психокоррекционные технологии в работе психолога в образовании направлены на: 1.Психологическую помощь детям дошкольного возраста. Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Психолог должен осуществлять организацию специальных коррекционно-развивающих программ как комплексного, так и специального характера. Работа с детьми дошкольн.возр.направлена на: 1)Коррекцию аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых, режиссерских и творческих игр. Коррекционная работа с детьми предполагает три стадии. Стадия 1 — сюжетно-ролевая игра. На этой стадии нужно помочь ребенку удерживать позицию режиссера с помощью образа-роли. По своим личностным особенностям дети с аффективным поведением не в состоянии исполнять роль режиссера. Стадия 2 — режиссерская игра. Вторая стадия коррекционной работы направлена на обучение детей различным режиссерским играм и состоит из четырех этапов. I этап — учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, а также низкий уровень их игры, важно научить ребенка игровым действиям в режиссерской игре. II, III этапы решают задачу научения детей самостоятельно составлять сюжет. Стадия 3 — вербальные игры. Предлагается создание у ребенка такой особой позиции, которая была бы более обобщенной по отношению к позиции режиссера и могла бы реализоваться без материальных средств. 2)коррекцию межличностного взаимодействия в группах детского сада. 2.Адаптацию к школе. Здесь психолог осуществляет работу направленную на определение:  готовности к школьному обучению и адаптации в школе; мотивации учения. 3.Коррекцию социально-педагогической запущенности учащихся. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция. Основные направления работы заключаются в: помощи детям и подросткам с девиантным поведением; коррекции агрессивных проявлений; профилактика аутоагрессии. 4.Технологии психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия. Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятие мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекцион-но-психотерапевтического характера. 5.Замкнутость и ее коррекция.  Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляет действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Для этого используется имеющаяся эмоциональная связь ребенка с одним из родителей, а также интерес к предметам и игровым действиям с ними. Проведение работы с родителями замкнутого ребенка. 6.Страхи и их коррекция. 7.Коррекция тревожности и застенчивости. Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях: 1) обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»; 3) перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

 

41 вопрос  Память как психический процесс. Процессы памяти, роль и значение  памяти в жизни человека. Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она хар-ется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным. Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), состоящих из длинных свернутых в спирали цепей. При этом в каждой клетке организма содержится вся наследственная информация. Прижизненная память – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают неск. видов и форм прижизн. памяти. Один из видов прижизн. памяти - запечатлевание (импринтинг) - является промежуточным между генетической и прижизненной памятью. Запечатлевание – это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. Запечатлевание  закл. в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Выделяют следующие виды прижизненной памяти: двигательную, образную, эмоциональную и символическую (словесную и логическую). Двигательная память обнаруживается очень рано. Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков. Одна из форм образной памяти - зрительная. Ее отличительная особенность в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация. В процессе сохранения образ трансформируется и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, неожиданные. Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения. Другой (и в этом ее преимущество перед образной памятью) – значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ - не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще. Отношения словесной памяти со зрительной - сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой - она может оказывать влияние на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усиливая их трансформацию или подавляя их полностью. В этом случае зрительные образы в памяти могут преобразовываться так, чтобы точнее соответствовать своим словесным описаниям. По времени сохранения материала выделяют четыре основные формы памяти: - мгновенная (или иконическая - память-образ) связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды и она представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов; - кратковременная представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения); - оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти; – долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Особенности запоминания и припоминания выступают в виде качеств памяти. К ним относятся объем (измеряется количеством объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия), быстрота (измеряется скоростью, то есть количеством затраченного времени на запоминание и припоминание нужного материала), точность (измеряется степенью сходства того, что припоминается, с тем, что воспринималось), длительность (измеряется количеством времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось). Подводя итог всему вышесказанному, можно подчеркнуть, что память – это психический процесс запечатления и воспроизведения человеком его опыта. Благодаря памяти, прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений. Процессы памяти. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основн. хар-ами памяти явл.: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. 06ъем памяти — это важнейшая хар-ка памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота воспроизведения хар-ет способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Процессы памяти. 1.Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. -По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: а)Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. б)произвольное(или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. -по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти: а)Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. б) осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. 2.Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно. 3.Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть : а) Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. б)Произвольное воспроизведение —целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении. Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. Формы воспроизведения:- узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; -воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;  -припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации; - реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым; -эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний(представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. 4.Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а)невозможность припомнить или узнать; б)неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память. Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики. Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Роль памяти в жизни человека. Память дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и восприятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал бы предметы как новые, неизвестные ему. Память выполняет очень важные функции в познавательной деятельности. Первая функция заключается в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накоплением и сохранением полученной информации в сознании человека. Третья функция направлена на воспроизведение информации, необходимой для осуществления текущей и будущей деятельности.

 

42 вопрос  Предмет и методы возрастной  психологии как науки. Составляющими предмета возрастной психологии являются: 
изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.  Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Предмет возрастной психологии – законы,закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности человека в течении его жизни. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. В возрастной психологии выявляются закономерности и факты развития на протяжении всей жизни. Методы возрастной психологии. В возрастной психологии используются те же методы, что и в общей психологии.  Детское развитие исследуется (по Ананьеву Б.Г.): 1. Метод срезов - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. 2. Сравнительный метод – сравниваются данные по каждой группе. 3. Лонгитюдный метод - здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Этими методами организую в целом психологическое исследование детей. Кроме этого в возрастной психологии используются. Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения, систематичность наблюдений, наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится). Эксперимент различают следующие виды эксперимента: -констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время.  -формирующий, создаются специальные условия, где прослеживаются развитие определенной психической функции. Проводится система развивающих заданий и игр. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым); Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники); Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.  Проективные методики – перенесение на других людей своих потребностей и отношений. Также в возрастной психологии используют рисуночные тесты, социометрические методики, методики незаконченных предложений и другие.

 

43. Виды и формы мышления. Мышление – наиболее сложный обобщенный психический процесс, отражениемя внутренних логических взаимодействий предметов и явлений. Сущностью человеческого мышления является восстановление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. Мышление неразрывно с чувственным опытом окружающего мира. Мышление позволяет получать ответы на вопросы, которые нельзя разрешить непосредственно чувственным отражением. (сущ-ет 2 способа познания мира: чувственный (восприятия) и абстрактное (мышление). Механизмом мышления (его материальной оболочкой) является скрытая беззвучная внутренняя речь. Орудием мышления является значение слова. Язык выступает как средство абстрагирования, средством хранения и по своей сути является системой понятий. Мышление социально обусловлено. В процессе филогенеза мышление переплеталось с орудийной деятельностью человека, человек мыслил, действуя практически. Постепенно из практических действий начинает выделяться самостоятельные умственно мыслительные действия. Формируется внутренний план сознания и человек учится использовать в процессе мышления внутренние образы, с развитием речи мышление приобретает словесную основу – понятийное мышление. В процессе исторического развития мыслительные действия постепенно начинают подчиняться определенным логическим правилам. Они повторяются, проверяются на практике и постепенно закрепляются в создании человека в виде аксиом.  Закономерности мышления .1. Проблемность мышления Мышление возникает всегда, в связи с решением какой-либо проблемы, сама проблема вытекает из проблемной ситуации, которая представляет собой такие обстоятельства, где человек встречается с чем-то новым,  непонятным с точки зрения имеющихся у него знаний. В проблемной ситуации всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается не достаточно. Проблема  выступает как особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в опыте человека, его теоретических и практических знаний. 2. Соотношение анализа и синтеза, их взаимодействие. Всякий мыслительный акт, каждая мыслительная операция основана на анализе и синтезе. Анализ – это выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения конкретных задач. Это разделение сложного явления на простые элементы (выявление структуры объекта) – это отделение существенного от несущественного. Анализ позволяет ответить на вопрос, какая часть целого обладает определенными признаками. Результаты анализа объединяются и синтезируются. Синтез – это объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных, в определенном отношении, связей между ними. Человек в своем процессе познания начинает с первичного синтеза и далее на основе анализа начинает вторичный синтез и таким путем получает новые знания о целом объекте. Анализ и синтез постоянно взаимопереходят друг друга и таким самым обеспечивают глубокое познание объекта. В этом взаимопереходе могут складываться такие особенности мышления: селективность, т.е. избирательное выделение одноплановых сторон объекта; рефлексивность – самоотчет мышления перед самим собой, контроль; антиципация – предвосхищение возможного выступления новых событий предвидение возможных результатов, действий.  3. Обобщенность мышления Процесс мышления осуществляется с целью познания сторон объекта, с целью получения нового знания. Существенные свойства всегда являются общими для данной группы однородных предметов, но не всякое общее свойство является существенным. Общение – это основа, в которое закреплено понятие. При решении отдельных конкретных задач человек применяет обобщенные знания и общие правила.  В процессе мышления единичное, всегда рассматривается как конкретное выражение общего. Виды мышления.  Существуют различные классификации, которые выделяются по разным критериям. 1.По критерию развития или по форме мышление подразделяется:  - на наглядно-действенное (сенсомоторное); - наглядно-образное (с помощью образов); абстрактно-логическое (понятийное); - наглядно-действенное - процесс решения задачи с помощью действий. 2.По характеру решаемых задач:  - Теоретическое; - Практическое. 3.По критерию развернутости: - Дискурсивное – рассудочное; - Интуитивное. 4.По степени оригинальности и новизны выделяют: - репродуктивное (воссоздающее); - продуктивное (творческое).  Структура М: мотив-цель и условия (т.е. задача)-анализ условий-формирование гипотез, их оценка, выбор одной и принятие решения. Однако, может быть и инсайт. Формы мышления являются итогом мыслительного процесса. К ним относятся: - Суждение – это форма мышления, в которой отражают связи предметов и признаков. Суждения бывают истинными или ложными. В суждениях различают субъект, т.е. предмет о котором что-либо утверждается или  отрицается и предикат – то, что утверждается и отрицается. Основная информация несет в себе предикат. С точки зрения суждение несет в себе ответ на определенный вопрос. Суждение выражается в предложении, но предложения могут быть и неполными, содержащие только предикат суждения, а субъект суждения предполагается из общего контекста. Предложение вне контекста может неадекватно выражать смысл суждения и в нем могут не совпадать подлежащие субъектом суждения (Я не делал того = совпадать, если сделать ударение на «Я» – предикат суждения). Если истинность суждений вызывает сомнение, то мышление приобретает форму рассуждения, в которой включаются ранее проверенные факты и системы - Умозаключение -  это вывод нового суждения из ряда других суждений, т.е. получение новых знаний из имеющихся.  Виды умозаключений:  Индуктивные – вывод общего суждения из ряда частных суждений. Дедуктивное умозаключение – от общего вывода к частным суждениям. Умозаключение по аналогии – от одних частных случаев к другим частным случаям не дают достоверного знания и требуют проверки. умозаключение; - Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. В каждом понятии различают объем и содержание. Объем понятия – совокупность всех объектов, которые в него входят. Содержание понятия – это знание данных объектов. Используя  понятие человек,  отвечает на вопрос: что это такое? Виды понятий: 1. Конкретные понятия – это понятие, в котором мыслится предмет, их содержание можно мысленно визуально представить и они тесно связаны с представлениями. 2. Абстрактные понятия (научные), в которых мыслятся свойства предметов или отношение между ними. И содержание этих понятий человек мысленно конкретизировать не может. В силу того, что очень высокий уровень абстрагирования и в этих понятиях отсутствуют чувственные элементы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ