Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
Клинич-й подход опирается на анализ в основном качеств-х показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особен-ю явл. доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту.Статистич. подход предусматривает учет объектив. (колич-х) показателей, их стат-ю обработку. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. В полноценном диагн-ом исслед-и необходимо сделать обоснованные псих-ие заключения, а тем самым осуществить выход за рамки стат-их данных. «Чрезмерная боязнь так называемых субъективных моментов в толковании и попытка получить результаты наших исследований чисто механическим, арифметическим, путем ложны. Без субъективной обработки, т. е. без мышления, без интерпретации, расшифровки результатов, обсуждения данных нет научного исследования». В большинстве диагн-их ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и стат-го подходов, а не их противопоставление. 3. Этап принятия решения Н. Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагностических заключений. На первом ур-не диагн-ое заключ-е производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных. Это и служит основой для отбора. При таком подходе психолога не интересует, почему отдельный испыт-й не смог выполнить заданий теста. Индивид. диагноз, а тем более прогноз, не осуществляется. Второй ур-нь предусматривает создание своего рода посредников между рез-ми отдельных исслед-й и диагнозом. В качестве таких посредников выступают обобщение и гипотетический конструкт. В кач-ве гипотетического конструкта может выступать раскрытие псих-ой стр-ры расстройства. На этом ур-не исследователь получает возможность планир-я дальнейших этапов диагн. работы, выбора конкрет. мет-в воздействия. На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описат-го обобщения, гипотетических конструктов к теории личн.. Создается рабоч. модель изуч.го случая, в кот. конкретные особен-ти данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понят-х, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть псих-ую сущность явл., его структуру. Осущ-е диагноза на высшем ур-не всегда сталкивается с необходимостью отбора существенных св-в личн., раскрытия внутр. связей между ними.Типы диагн-их заключ-й, совпадают со ступенями в развитии диагноза, Первая ступень — симптоматический (или эмпириич-й) диагноз, ограничивающийся констатацией опред-х особен-й или симптомов, на основ-и кот. непосред-но строятся практич. Выводы. Вторая ступень — этиологическая диагн., учитывающая не только опред-ые симптомы, но и причины, их вызывающие. И на этой ступени мы сталкиваемся со значит-ми трудностями, могущими быть источником ошибок. Завершающая ступень — типологическая диагн., заключ-ся в определении типа личн. Согласно Л. С. Выготскому, далеко не всякое исследование можно считать диагностическим. Последнее предполагает готовую, установленную сис-му понятий, с помощью кот. опред-ся сам диагноз, а частное явл. подводится под общее понятие. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Практич. ценность диагноза во многом опред-ся возможностью осущ-я на его основе прогноза. В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особен-ти личн., нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ усл. окружающей среды, конкретной ситуации. Психодиагн-им исслед-ям присущ индивид.-псих. подход. В диагн-ке тех или иных св-в, особен-ей личн. еще недостаточно учитывается та соц. среда, в кот. эти св-ва и особен-ти формир-ся и проявляются. Индивид.-псих. подход должен быть дополнен соц.-псих. Психодиагн-е исслед-е завершается разработкой программы действий, кот. необходимо осуществить в связи с получ-ми результ-ми, рекомендациями по выбору оптим-ых мет-ов терапии заболевания, реабилитации и т. д.
17 вопрос Сознание и самосознание. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания. С – высшая форма психич отражения, в котором проявляются отношение чел-ка к окруж миру и его соц опыт. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкр деят-сть, но вместе с тем С посредством этой деят-ти формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания чел-ка и его деят-сти.С – высший уровень психики, присущий только чел-ку. Развитие представлений о сознании: 17–19 века - предмет – сознание. Основной метод – интроспекция (самонаблюдение), основатель Джон Локк. Локк ввел понятие рефлексия - «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рене Декарт обозначил первым психофизическую проблему. Его взгляд получил название дуализм - душу и тело он резко противопоставлял (тело как автомат, а сознание – как способность ощущать, мыслить, чувствовать («мыслю - следовательно, существую»). Тело обладает свойством протяженности, а душа – свойствами мышления). В 19 в. складываются 2 направления в изучении сознания: структурализм (Вундт). Изучал компоненты сознания, его структуру. Выделил 3 компонента: образы, ощущения, чувства. функционализм (Джеймс), критиковал Вундта. Считая, что сознание целостно и основная функция сознания – адаптация к миру. Ввел понятие «потока сознания», который невозможно остановить, не одно минувшее состояние сознания не повторяется. Выготский Л.С. С – динамически-смысловая система, кот функционирует в единстве ее интеллектуальных и волевых компонентов. С – комплекс ВПФ. Он считал, что чел-ком осознается то, что представлено в соц-но-нормированной форме. С формируется только в социуме, т к оно формируется на речевой основе (общение). Осн компоненты С (по Выготскому): значения – познавательные компоненты; смыслы – эмоц-но –мотивационные компоненты. Леонтьев: Выделяет 2 фактора повлиявших на появление С: 1.совместная орудийная деятельность; 2. общение с помощью речи. В труде возникли сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели и на основе действия с материальными предметами чел- к переходит к использованию их идеальных образов, действий в уме (переход от внешнего к внутреннему – интеоризация). Свойства С: 1. Субъективное выделение себя из окруж действительности (реб-к до 1,5 г себя не выделяет, зеркало-реб-пятно на носу);2.Совокупность чувственных и умственных образов данных объекта-субъекта;3. Целеполагание – способность к постановке цели деят-ти и поведения;4. Категориальность – представленность объектов и явлений внешнего мира в виде систем категорий, понятий;5. Наличие самосознания , т е наличие представлений о себе самом; 6. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания (МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО, КУЛЬТУРА). Структура сознания по А.Н. Леонтьеву. Составляющие сознания: а) Чувственная ткань - чувственные составляющие образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. б) Значение - обобщенный опыт человечества, знания, выраженные в языке. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. в) Личностный смысл - значение для меня. Функция - пристрастность сознания (субъективность мышления). Структура С: (по Петровскому): 1. Разделение субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту; 2. Совокупность знания о мире; 3. Целеполагающая деятельность. Самосознание, его структура и развитие. Одним из основных показателей личностного развития явл. развитие самосознания, кот можно определить как образ себя и отношение к себе. В отеч психол-ой лит-ре можно встретить множество исслед-ий посв-ной роблеме С. Этим вопросом занимались Б.Г.Ананьев, Столин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В заруб-ой лит-ре также имеется множество исслед-ий посв проблеме С. Этой прблематикой занимались Джеймс, Роджерс. В заруб лит-ре Самосозн. понимается как «Я-концепция»- рез-т процесса самопознания и самоотношения, т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. Роджерс в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние не проходит без конфликта. Рубинштейн С – не изначальная данность присущая чел-ку, а продукт раз-тия в ходе кот чел-к приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Формирование самосознания идет в общении. Леонтьев считал, что первое развитие С происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я (кризис Я сам). Второе рождение С – в подростковом возрасте с развитием рефлексии (двусторонний процесс – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие), выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию С. Базовый компонент С – самооценка. Первая самооценка у ребенка эмоциональная, затем к школе добавляется когнитивная – знания о самом себе, и дальше поведенческая. Выделяют 4 структурных компонента С, они тесно взаимосвязаны: 1.когнитивный – его основу составляет образ Я, это все что чел-к знает о себе, начиная с внешнего облика и поведения и заканчивая внутренними личностными особенностями. 2. аффективный – эмоционально окрашенное, более или менее устойчивое отношение чел-ка к самому себе: самоуважение, самопринятие, комплекс неполноценности. 3. оценочный – в результате соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравственного идеала у чел-ка возникает обобщенная, устойчивая самооценка (я хороший, я плохой, я и хороший и плохой). Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение. Главные функции (Гиппенрейтер) С-познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни, кот явл одной из самых важных ф-ций. Поиск смысла жизни можно представить как процесс направленный на полную интеграцию (объединение в целое) и координацию мотивационной сферы жизни. Так А.Н.Леонтьев в качестве единицы самосознания выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели разных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). В.В.Столин выделяет в качестве единицы самосознания «конфликтный смысл Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его мотивов и деятельностей. Т.е. внутриличностные преграды, их столкновение в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к себе.
18 вопрос
Свойства и характеристики
19 вопрос
Основные формы
20. методы диагностики психодинам. особ-тей чела. Основными методиками для проведения полноценной разносторонней диагностики психодинамических особенностей человека являются: МMРI-II, FPI-А и MBTI Майерс-К.Бриггс. А для дополнительной психоконсультации и узкого анализа личности, приобретается специально-направленная диагностика. К примеру, тесты: ЕРI Г.Айзенка, Ч.Спилбергера, САH, УCK, А.Баса-Дарки обозначены в этой категории: MMPI2 (Миннесотский многоаспектный личностный опросник 566 вопросов) — опросник многошкальный, является наиболее валидным (достоверным) и надежным методом диагностики личности в мировой психологической практике. Опросник предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса. Опросник MMPI2 традиционно используется в психиатрии, психотерапии, наркологии, психосоматической медицине и консультировании в качестве одного из критериев оценки профессиональных способностей. Айзенк (темпераментологический опросник EPI) — опросник личностный, предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма. Используется для изучения и коррекции индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений личности. Ч.Спилбергер – Ю.Ханин (личностная и реактивная тревожность STAI)— Методика предназначена для экспресс-диагностики уровня ситуативной тревожности как актуального состояния человека и тревожности как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике и кадровой работе, так и в других областях психологии. Методика УСК (уровень субъективного контроля)предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроля личности при социальном взаимодействии. Методика УСК может применяться в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации, HR-практике. Опросник уровня агрессии А. Басса - А. Дарки— опросник личностный, разработан для диагностики восьми индексов агрессивных и враждебных реакций, состоит из 75 вопросов. Опросник А. Басса - А. Дарки позволяет выявить степень выраженности деструктивных тенденций в области субъектно-объектных отношений и трех основных ориентации личности в профессиональной сфере. Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI) — многофакторный личностный опросник для обследования взрослых, предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Фрайбургский опросник можно использовать в различных областях: клинической, консультативной, психологии труда, везде, где необходимо анализировать обобщенные личностные факторы. Результаты опросника характеризуются высокой надежностью. Типологич.опр.И.Майерс - К.Бриггс (MBTI)— представляет собой психолог.инструментарий, в точных науч.терминах объясняющий и харак-щийиндивид.различия. Шкалы MBTI относятся к базовым психич.фун-ям – воспр.и оценке инфо, кот.реализуются в любом повед.
21. методы диагностики
семейных отношений. 1.Опросник удовлетворенности
браком (Столин,романова, бутенко)экспресс-диагностика
удовл/неудовл.браком, а так же степени
согласован/рассогласован.
22.Основные методы