Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_gosy_po_psikhologii.docx

— 301.02 Кб (Скачать файл)

Клинич-й подход опирается на анализ в основном качеств-х показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особен-ю явл. доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту.Статистич. подход предусматривает учет объектив. (колич-х) показателей, их стат-ю обработку. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. В полноценном диагн-ом исслед-и необходимо сделать обоснованные псих-ие заключения, а тем самым осуществить выход за рамки стат-их данных. «Чрезмерная боязнь так называемых субъективных моментов в толковании и попытка получить результаты наших исследований чисто механическим, арифметическим, путем ложны. Без субъективной обработки, т. е. без мышления, без интерпретации, расшифровки результатов, обсуждения данных нет научного исследования». В большинстве диагн-их ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и стат-го подходов, а не их противопоставление. 3. Этап принятия решения Н. Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагностических заключений. На первом ур-не диагн-ое заключ-е производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных. Это и служит основой для отбора. При таком подходе психолога не интересует, почему отдельный испыт-й не смог выполнить заданий теста. Индивид. диагноз, а тем более прогноз, не осуществляется. Второй ур-нь предусматривает создание своего рода посредников между рез-ми отдельных исслед-й и диагнозом. В качестве таких посредников выступают обобщение и гипотетический конструкт. В кач-ве гипотетического конструкта может выступать раскрытие псих-ой стр-ры расстройства. На этом ур-не исследователь получает возможность планир-я дальнейших этапов диагн. работы, выбора конкрет. мет-в воздействия. На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описат-го обобщения, гипотетических конструктов к теории личн.. Создается рабоч. модель изуч.го случая, в кот. конкретные особен-ти данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понят-х, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть псих-ую сущность явл., его структуру. Осущ-е диагноза на высшем ур-не всегда сталкивается с необходимостью отбора существенных св-в личн., раскрытия внутр. связей между ними.Типы диагн-их заключ-й, совпадают со ступенями в развитии диагноза, Первая ступень — симптоматический (или эмпириич-й) диагноз, ограничивающийся констатацией опред-х особен-й или симптомов, на основ-и кот. непосред-но строятся практич. Выводы. Вторая ступень — этиологическая диагн., учитывающая не только опред-ые симптомы, но и причины, их вызывающие. И на этой ступени мы сталкиваемся со значит-ми трудностями, могущими быть источником ошибок. Завершающая ступень — типологическая диагн., заключ-ся в определении типа личн. Согласно Л. С. Выготскому, далеко не всякое исследование можно считать диагностическим. Последнее предполагает готовую, установленную сис-му понятий, с помощью кот. опред-ся сам диагноз, а частное явл. подводится под общее понятие. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Практич. ценность диагноза во многом опред-ся возможностью осущ-я на его основе прогноза. В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особен-ти личн., нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ усл. окружающей среды, конкретной ситуации. Психодиагн-им исслед-ям присущ индивид.-псих. подход. В диагн-ке тех или иных св-в, особен-ей личн. еще недостаточно учитывается та соц. среда, в кот. эти св-ва и особен-ти формир-ся и проявляются. Индивид.-псих. подход должен быть дополнен соц.-псих. Психодиагн-е исслед-е завершается разработкой программы действий, кот. необходимо осуществить в связи с получ-ми результ-ми, рекомендациями по выбору оптим-ых мет-ов терапии заболевания, реабилитации и т. д.

 

17 вопрос  Сознание и самосознание. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания. С – высшая форма психич отражения, в котором проявляются отношение чел-ка к окруж  миру и его соц опыт. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкр деят-сть, но вместе с тем С посредством этой деят-ти формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания чел-ка и его деят-сти.С – высший уровень психики, присущий только чел-ку. Развитие представлений о сознании: 17–19 века - предмет – сознание. Основной метод – интроспекция (самонаблюдение), основатель Джон Локк. Локк ввел понятие рефлексия - «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рене Декарт обозначил первым психофизическую проблему. Его взгляд получил название дуализм - душу и тело он резко противопоставлял (тело как автомат, а сознание – как способность ощущать, мыслить, чувствовать («мыслю - следовательно, существую»). Тело обладает свойством протяженности, а душа – свойствами мышления). В 19 в. складываются 2 направления в изучении сознания: структурализм (Вундт). Изучал компоненты сознания, его структуру. Выделил 3 компонента: образы, ощущения, чувства. функционализм (Джеймс), критиковал Вундта. Считая, что сознание целостно и основная функция сознания – адаптация к миру. Ввел понятие «потока сознания», который невозможно остановить, не одно минувшее состояние сознания не повторяется. Выготский Л.С. С – динамически-смысловая система, кот функционирует в единстве ее интеллектуальных и волевых компонентов. С – комплекс ВПФ. Он считал, что чел-ком осознается то, что представлено в соц-но-нормированной форме. С формируется только в социуме, т к оно формируется на речевой основе (общение). Осн компоненты С (по Выготскому): значения – познавательные компоненты; смыслы – эмоц-но –мотивационные компоненты. Леонтьев: Выделяет 2 фактора повлиявших на появление С: 1.совместная орудийная деятельность; 2. общение с помощью речи. В труде возникли сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели и на основе действия с материальными предметами чел- к переходит к использованию их идеальных образов, действий в уме (переход от внешнего к внутреннему – интеоризация). Свойства С:  1. Субъективное выделение себя из окруж действительности (реб-к до 1,5 г себя не выделяет, зеркало-реб-пятно на носу);2.Совокупность чувственных и умственных образов данных объекта-субъекта;3. Целеполагание – способность к постановке цели деят-ти и поведения;4. Категориальность – представленность объектов и явлений внешнего мира в виде систем категорий, понятий;5. Наличие самосознания , т е наличие представлений о себе самом; 6. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания (МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО, КУЛЬТУРА). Структура сознания по А.Н. Леонтьеву. Составляющие сознания: а) Чувственная ткань - чувственные составляющие образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. б) Значение - обобщенный опыт человечества, знания, выраженные в языке. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. в) Личностный смысл - значение для меня. Функция - пристрастность сознания (субъективность мышления). Структура С:  (по Петровскому): 1. Разделение субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту; 2. Совокупность знания о мире; 3. Целеполагающая деятельность. Самосознание, его структура и развитие. Одним из основных показателей личностного развития явл. развитие самосознания, кот можно определить как образ себя и отношение к себе. В отеч психол-ой лит-ре можно встретить множество исслед-ий посв-ной роблеме С. Этим вопросом занимались Б.Г.Ананьев, Столин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В заруб-ой лит-ре также имеется множество исслед-ий посв проблеме С. Этой прблематикой занимались Джеймс, Роджерс. В заруб лит-ре Самосозн. понимается как «Я-концепция»- рез-т процесса самопознания и самоотношения, т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. Роджерс  в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние не проходит без конфликта. Рубинштейн С – не изначальная данность присущая чел-ку, а продукт раз-тия в ходе кот чел-к приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Формирование самосознания идет в общении. Леонтьев считал, что первое развитие С происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я (кризис Я сам). Второе рождение С – в подростковом  возрасте с развитием рефлексии (двусторонний процесс – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие), выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию С. Базовый компонент С – самооценка. Первая самооценка у ребенка эмоциональная, затем к школе добавляется когнитивная – знания о самом себе, и дальше поведенческая. Выделяют 4 структурных компонента С, они тесно взаимосвязаны: 1.когнитивный – его основу составляет образ Я, это все что чел-к знает о себе, начиная с внешнего облика и поведения и заканчивая внутренними личностными особенностями. 2. аффективный – эмоционально окрашенное, более или менее устойчивое отношение чел-ка к самому себе: самоуважение, самопринятие, комплекс неполноценности. 3. оценочный – в результате соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравственного идеала у чел-ка возникает обобщенная, устойчивая самооценка (я хороший, я плохой, я и хороший и плохой). Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя;  3. Самоконтроль и саморегуляцию;  4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение. Главные функции (Гиппенрейтер) С-познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни, кот явл одной из самых важных ф-ций. Поиск смысла жизни можно представить как процесс направленный на полную интеграцию (объединение в целое) и координацию мотивационной сферы жизни. Так А.Н.Леонтьев в качестве единицы самосознания выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели разных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).  В.В.Столин выделяет в качестве единицы самосознания «конфликтный смысл Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его мотивов и деятельностей. Т.е. внутриличностные преграды, их столкновение в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к себе.

18 вопрос  Свойства и характеристики ощущений. К основным св-вам ощущен.относ.: 1.Качество – это св-во, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от др. видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. 2.Интенсивность – явл. колличественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. 3.Длительность – временная хар-ка возникающего ощущения. Она так же определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4.Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло и т.д. 5.Абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение. 6.Относительные порог ощущений – минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменение в ощущениях. Согласно закону Бугера-Вебера, относительн. порог ощущен. явл. постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения. Ощущениям присущи определенные св-ва: 1.Адаптация – изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к интенсивности и продолжительности воздействия раздражителя. Виды: -Полное исчезновение ощущений – возникает при продолжительном или привычном воздействии раздражителя. -Притупление – но не полное отсутствие ощущен. -Повышение чувствительности. Основные параметры адаптации – скорость и диапазон. 2.Контраст – это повышение чувствительности к одному раздражителю при его сопоставлении с раздражителем противоположного типа. 3.Пороги ощущений – абсолютн. и относительн. (см. выше). 4.Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних органов (т.е. обострение чувствительности). 5.Последовательные образы – положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель; отрицательный последовательный образ закл.в возникновении качества ощущений противоположного качеству воздействующего раздражителя (свет – темнота, тепло – холод и т.д.).

 

19 вопрос  Основные формы психокоррекционной работы. Виды психокоррекции: Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать: 1. По характеру направленности выделяют коррекцию: a)Симптоматическую (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. b)Каузальную (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений. 2. По содержанию различают коррекцию: a)познавательной сферы; b)личности; c)аффективно-волевой сферы; d)поведенческих аспектов; e)межличностных отношений: —внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); —детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: a)индивидуальную; b)групповую: — в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); —в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;  —смешанную форму (индивидуально-групповую). 4.По наличию программ: a)программированную; b)импровизированную. 5.По характеру управления корригирующими воздействиями: a)директивную; b)недирективную. 6.По продолжительности: a)сверхкороткую (сверхбыструю)  психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким. b)короткую (быструю) длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч. c)длительную продолжается месяцы, в центре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер. d)Сверхдлительную может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер. 7.По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: a)Общую - подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента. b)частную - понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми. c)Специальную — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации.

 

20. методы диагностики  психодинам. особ-тей чела. Основными методиками для  проведения полноценной разносторонней  диагностики психодинамических особенностей  человека являются: МMРI-II, FPI-А и MBTI Майерс-К.Бриггс. А для дополнительной психоконсультации и узкого анализа личности, приобретается специально-направленная диагностика. К примеру, тесты: ЕРI Г.Айзенка, Ч.Спилбергера, САH, УCK, А.Баса-Дарки обозначены в этой категории: MMPI2 (Миннесотский многоаспектный личностный опросник 566 вопросов) — опросник многошкальный, является наиболее валидным (достоверным) и надежным методом диагностики личности в мировой психологической практике. Опросник предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса. Опросник MMPI2 традиционно используется в психиатрии, психотерапии, наркологии, психосоматической медицине и консультировании в качестве одного из критериев оценки профессиональных способностей. Айзенк (темпераментологический опросник EPI) — опросник личностный, предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма. Используется для изучения и коррекции индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений личности. Ч.Спилбергер – Ю.Ханин (личностная и реактивная тревожность STAI)— Методика предназначена для экспресс-диагностики уровня ситуативной тревожности как актуального состояния человека и тревожности как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике и кадровой работе, так и в других областях психологии. Методика УСК (уровень субъективного контроля)предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроля личности при социальном взаимодействии. Методика УСК может применяться в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации, HR-практике. Опросник уровня агрессии А. Басса - А. Дарки— опросник личностный, разработан для диагностики восьми индексов агрессивных и враждебных реакций, состоит из 75 вопросов. Опросник А. Басса - А. Дарки позволяет выявить степень выраженности деструктивных тенденций в области субъектно-объектных отношений и трех основных ориентации личности в профессиональной сфере. Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI) — многофакторный личностный опросник для обследования взрослых, предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Фрайбургский опросник можно использовать в различных областях: клинической, консультативной, психологии труда, везде, где необходимо анализировать обобщенные личностные факторы. Результаты опросника характеризуются высокой надежностью. Типологич.опр.И.Майерс - К.Бриггс (MBTI)— представляет собой психолог.инструментарий, в точных науч.терминах объясняющий и харак-щийиндивид.различия. Шкалы MBTI относятся к базовым психич.фун-ям – воспр.и оценке инфо, кот.реализуются в любом повед.

 

21. методы диагностики  семейных отношений. 1.Опросник удовлетворенности браком (Столин,романова, бутенко)экспресс-диагностика удовл/неудовл.браком, а так же степени согласован/рассогласован.удовлетворенности браком в конкр.семейн.паре. содежит 24 утверждения относящиеся к различным сферам : восприятие себя и партнера, мнения, оценки и т.д. 2.Анализ семейных взаимоотношений (Эйдемиллер и Юстицкис)- позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка. Выявить причины нарушения воспитания. Содержит 130 утверждений касающихся воспитания детей.Ответы предполаг. Соглас/несоглас. Существует 2вырианта данной методики: для родителей детей 3-10 лет и детей 11-21 года. 3.Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Алёшина, Гозман, Дубовская) – позволяет выделить наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень соглас/несоглас в конфликтн.ситуац., уровень конфликтности в паре. Бланки опросника содержат описание 32 ситуаций кот.носят конфликтн.хар-р. 4.Методика измерения родительских установок и реакций (Шеффер и Белл)- направлен на изучение общих особенностей родительского воспитания. Содержит 115 утверждений, 23 шкалы, в каждой из шкал по 5 вопросов. 5.Методика Ролевые ожидания и притязания в браке (Волкова)-  направлена на диагностику супружеских отношений. Позволяет определить представления супругов о значимости в семейной жизни родительских обязанностей, личностной общности, сексуальных отношений, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытовых обязанностей, моральной и эмоциональной поддержке, привлекательности. 6.Шкала семейной адаптации и сплоченности (Перре)- предназначен для оценки семейной структуры. Включает в себя 3 важнейш.параметра семейн.поведен.: сплоченность, адаптация и коммуникация. 7.Опросник родительского отношения (Варга, Столин) – предназначен для выявления родительского отношения к детям. 8.Геннограмма.

 

22.Основные методы индивидуального  психокоррекционного воздействия. 1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним. Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и почему он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнушаемым людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение. Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе. Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами: 1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. 2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. 3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следовать. 4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. 2. Внушение. «Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснении и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой. Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование. Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации. Психологическое консультирование чаще всего рассматривают как специальную область деятельности практического психолога. Существуют особые правила и техника ведения психологического консультирования.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "ПсихологиЯ