44. Старость как
социальная и психологическая проблема. Социальное: выход на пенсию,
резкое сокращение доходов, изменение
социального статуса и условий жизни. Психологические
: стрессы, характ отношения к человеку,
есть ли семья интересы, переживания эмоц
стрессов, заболевание. Биологические:
генетические, продолжительность жизни
определена, глубокие физиологические
изменения, отмирают клетки в ЦНС, заболевания. Механизмы старения
человека. Психологические и социальные
факторы старения. Теории старения: 1 Стохастические
теории старения - предполагают, что,
старение организма происходит в результате
случайных повреждений. Согласно одной
из таких теорий, состарившиеся клетки
хуже избавляются от продуктов метаболизма.
Лишние вещ-ва, особенно жироподобное
вещество липофусцин, накапливаются в
клетках крови и мышц и мешают протеканию
внутриклеточных процессов. Более популярная
Стохастическая теория объясняет старение
действием осколков молекул, называются
свободными радикалами которые вступают
в реакцию с другими внутриклеточн хим
соединениями и могут нарушать нормальное
функционирования клеток. Существуют и
др теории, связыв процесс старения с поврежд
ДНК в генах. 2 Генетически
запрограммиров старения- запрограммиров
действия 200 наслед генов.- биолог часы,
встроен таймер. А) некотор виды клеток
запрограммир на определ количество делений.
Водитель ритма в каждой клетке. Б) Таймер
в гипоталамусе и гипофизе. После пубертата
гипофиз выдел гормон, вызыв начало процесса
старения- менстр цикл, иммунитет. Социальное:
выход на пенсию, резкое сокращение доходов,
изменение социального статуса и условий
жизни. Психологические
: стрессы, характ отношения к человеку,
есть ли семья интересы, переживания эмоц
стрессов, заболевание. Основные нарушения
психики, связанные со старением. Деменция
–комплекс нарушений, включ дефекты познания,
прогрессир амнезию и изменение личности.
Люди боятся стать беспомощн, бесполезн,
живущим за счет других. Чем старше чел,
тем более высок процент вероятности заболев
сенильной деменцией. (65л- 3-4%; 85л и более-
47%). Клиника: Ограничена
способность к пониманию абстракций, недостает
воображения, повторяются, медленно соображают,
не способны уделять должное внимание
окруж событиям, иногда плохо помнят недавние
события, но хорошо события детства. Из-
за этого чел теряет способность к самообслуживанию.
Те же симптомы м б при других заболеваниях,
примен лекарств, накоплении в организме
токсинов, горем, и др психол причинами. Б Альцгеймера-
происх прогрессир разрушение мозгов
клеток, особенно коры ГМ. Точный DS только
при вскрытии. Рабочий DS став на основании
прогрессир ослабления памяти и дезориентации.
Этиология неизвестна, чаще подозрев генетич
фактор, имеющие определ ген м заболеть
после 65л. Клиника: прогрессир забывчивость,
ослабление памяти, постепенная утрата
первич навыков, сильная дезориентация,
ратерянность, тревога, нельзя оставлять
одного, т к м причинить себе вред. Знакомых
и родных не узнает. Сосудистые поражения
ГМ- инсульты, вкл микроинсульты явл
одной из причин деменции. Симптомы деменции
проявл внезапно, скачками. Причины: атеросклероз. Косвенные причины
снижения интелл уровня: 1 Психолог
ожидание- убежденность что старость несет
слабоумие. 2 Психич здоровье- потеря близких,
депрессия. 3 Прочие – физич форма, питание,
алкоголь, лекарст препараты, интелл бездеятельность.
45. Возрастно-психологические особенности
детей в раннем детстве. Хронологич.
рамки: 1-3 года. Для
соц. ситуации хар-но: 1.Ребенок стремится
к савмостоят.выполнен.деят.с предметами.
2.Находит способ действия с предметами,
а образцом действий служит взрослый.
3.Самостоятельно изучает окружающую действительность.
4.У реб. сущ. тесная взаимосв. психич. и
физич. разв. И отклонен. в физич. развит.
приводит к отклонен. в психич. развит.
5.У каждого реб. свой индивидуальн. темп
развития. 6.Чрезмерно высокая ранимость
в силу высокой чувствительности нервн.
сист. 7.Дети восприимчивы к обучению. 8.Интенсивно
осуществляется физическое развитие.
В этом возрасте происх. становл. предметно-манипулят.
деят.- это ведущая
деятельность. На неё влияют факторы:
1.Освоение ходьбы. 2.Освоение предметных
действий. 3.Овладение речью. Ходьба –
основа для формирования представлений
о своем теле, основа для дифференциации
психич.функц. и основа для автоматизации
ребенка и основная форма передвижения.
Освоение предметных действий это процесс
развития манипулятивной деятельности.
Происходит от акта хватания и подражания.
Ребенок ориентируется в мире , учиться
использовать предметы по назначению.
На 3-м году жизни может использовать предметы
по другому (предметы-заместители). Ребенок
осваивает соотносящиеся (вкладывание
одного предмета в другой) и орудийные
(в которых способ действия жестко фиксирован)
действия. Главная задача взрослого –
выработка представлений о предметах
и их назначении (распредмечивание). На
2-м году у ребенка появляется желание
общаться с другими – формируется правильная
речь. В 1,3 – 1,5 года происходит переход
от автономной речи к телеграфной (существительные
и глаголы). На 4 году переход от телеграфной
к полноценной речи (полные и распространенные
предложения). Внимание
оказывает большое влияние на развитие
речи. Купер и Рейнер счит.что сущ.6 стадий
концентрации внимания: 1. 1 год – рассеянное
внимание. 2. 2 года – фиксация внимания.
3. 2-3 год – гибкое одноканальное вниман.(прекращает
действие когда к нему обращаются). 4.3-4
года – сложившееся одноканальное внимание
(переключ. с одного действия на др. может
вернуться к выполнению незаконченного
действия). 5.4-5 лет – начало двух канального
внимания (короткое время слушает инструкцию
и делает свое дело). 6.К 6 годам формир.
двухканального внимания (и делает и слушает
одновременно). Восприятие
развивается в предметной деятельности.
Выделение пространственных отношений
между предметами. Тесно связано с практическими
действиями. Активно развивается мышление
: 1) наглядно-действенное, к концу 3-х лет
формируется 2)наглядно-образное. Память
развивается активно благодаря восприятию.
В основном это узнавание, непроизвольное
воспроизведение услышанного и увиденного.
Развивается воображение и предвосхищение. Эмоциональное
развитие: желания ребенка неустойчивы,
не может контролировать и сдерживать
свои желания, отсутствует соподчинение
мотивов. Эмоциональное развитие зависит
от общения со взрослыми, преобладают
мотивы сотрудничества. К 2-м годам начинает
узнавать себя в зеркале - первичная
форма самосознания. К 3-м годам появляется
местоимение «Я», и первичная самооценка. Новообразование:
развитие предметной деятельности и сотрудничества,
активной речи, игровых замещений, складывание
иерархи мотивов. Кризис
3-х лет: Конструктивное содержание
кризиса связано с нарастающей эмансипацией
ребенка от взрослого. Кризис 3 лет – это
перестройка социальных отношений ребенка,
смена его позиции по отношению к окружающим
взрослым, прежде всего к авторитету родителей.
Он пытается установить новые, более высокие
формы отношений с окружающими. У ребенка
появляется тенденция к самостоятельному
удовлетворению своих потребностей, а
взрослый сохраняет старый тип отношений
и тем самым ограничивает активность ребенка.
Ребенок может действовать наперекор
своим желаниям (наоборот). Так, отказываясь
от минутных желаний, он может показать
свой характер, свое «я». Самым ценным
новообразованием этого возраста является
желание ребенка сделать что-то самостоятельно.
Он начинает говорить: «Я сам». В этом возрасте
ребенок может несколько завышать свои
возможности и способности (т. е. самооценку),
но уже многое он может делать самостоятельно.
Ребенок нуждается в общении, ему необходимы
одобрение взрослого, новые успехи, появляется
желание стать лидером. Развивающийся
ребенок противится прежним отношениям.
Он капризничает, показывая негативное
отношение к требованиям взрослого. Кризис
3 лет – явление преходящее, но связанные
с ним новообразования (отделение себя
от окружающих, сравнение себя с другими
людьми) – важный шаг психического развития
ребенка. Стремление быть таким, как взрослые,
может найти наиболее полное выражение
только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет
разрешается путем перехода ребенка к
игровой деятельности. Э. Келер дал характеристику
кризисным явлениям: 1) негативизм – нежелание
ребенка подчиняться установленным правилам
и выполнять требования родителей; 2) упрямство
– когда ребенок не слышит, не воспринимает
чужих доводов, настаивая на своем; 3) строптивость
– ребенок не принимает и выступает против
заведенного домашнего уклада; 4) своеволие
– желание ребенка быть независимым от
взрослого, т. е. быть самостоятельным;
5) обесценивание взрослого – ребенок
перестает уважительно относиться к взрослым,
может даже оскорблять их, родители перестают
быть для него авторитетом; 6) протест-бунт
– любое действие ребенка начинает походить
на протест; 7) деспотичность – ребенок
начинает проявлять деспотизм по отношению
к родителям и взрослым в целом.
46 вопрос
Социально-психологические особенности
детей младшего школьного возраста. Хронологические
рамки: 6(7) – 10(11) лет. Новообразования : рефлексия,
произвольность. Социальная
ситуация: меняется
сфера социальных отношений. Появляется
система «ребенок-взрослый» и она делится
на: «ребенок-взрослый», «ребенок-учитель»,
«ребенок-родитель». Происходит смена
референтной группы. Ребенок развивается
в условиях сложной социальной среды,
когда обучение и воспитание не разделимы.
Переход к учебной деятельности. Необходимо
уметь усваивать знания и культурный опыт.
В игровой деятельности не происходит
систематичное усвоение знаний и в игровой
деятельности не возможно научиться учиться. Физическое
развитие: происходит равномерное
физическое развитие. Формируется тело
ребенка, анатомо-физиологические изменения
в организме. Формируются все изгибы позвоночника.
Происходит окостенение скелета. Крепнут
мышцы и связки. Увеличивается масса тела.
Крупные мышцы развиваются раньше мелких.
Изменяются процессы торможения и возбуждения.
Появляются хорошо скоординированные
движения. Окончательно формируются нервные
волокна. Ведущая
деятельность: учебная. Формируется
благодаря произвольности и осознанности
психических процессов. Интеллектуализация
психических процессов. Эти процессы опосредуются
благодаря усвоенной системе научных
понятий. Появляется рефлексия (осознание
собственных изменений в результате учебной
деятельности). В этом возрасте в учебной
деятельности используется игра, которая
приобретает новые формы и содержание.
С помощью игры ребенок усваивает новые
знания. Учебная деятельность имеет свои
мотивы – мотивы социальной значимости,
заниматься общественно необходимой деятельностью. Психическое
развитие. Восприятие:
переходит от непроизвольного к целенаправленному
наблюдению за объектом. К концу возраста
появляется синтезирующее восприятие.
В 1-2 классе мало дифференцированно восприятие
(путают предметы, нецелостно описывают
картину). Появляется стадия интерпретации.
Восприятие принимает форму произвольного
целенаправленного наблюдения. Внимание
: нецеленаправленное,
он уже есть способность концентрироваться
на неинтересных действиях. Внешнее впечатление
это отвлекающий фактор. Малая сосредоточенность.
Затруднение распределения внимания и
переключения. Развивается непроизвольное
внимание. Ребенок приобретает умение
выполнять самостоятельно свою деятельность. Память : развивается
в 2-х направлениях – произвольности и
осмысления. Хорошая механическая память.
Совершенствуется смысловая память. Усваивает
способы рационального запоминания. Научаются
приему воспроизведения и контроля за
результатами запоминания. Воображение: развивается
в учебной деятельности. Воссоздают образы
руководствуясь памятью. Воссоздающее
репродуктивное воображение, через развитие
умения понимать условность объектов,
их св-ва и т.д. развивается творческое
продуктивное воображение. Мышление : происходит
переход от наглядно-образного к словесно-логическому.
Выстраивает логическое рассуждение.
Развиваются элементы теоретического
мышления. Дети могут осуществлять переход
от конкретного к более общему рассуждению
и обратно. Речь : опосредует
развитие внимания и др.психич.процессов.
легко овладевает звуковым анализом слов.
Увеличив.словарн.запас. Личностное
развитие. С точки зрения
личностного развития у детей изменяется
весь строй личности. Меняется мотивационно-потребностная
сфера. Расширяется кругозор, происходит
накопление знаний. Ребенок начинает сознательно
управлять психическими процессами. Начинает
формироваться мировоззрение. Появляются
мотивы: долга и ответственности, благополучия,
престижные мотивы, появляются внутренние
мотивы преодоления трудностей. Важным
является то, что возникают новые взаимоотношения
со взрослыми, новые права и обязанности.
Происходит интенсивное формирование
моральных чувств. Развивается самосознание.
Развивается рефлексия. Эмоциональное
развитие. Увеличивается сдержанность
и осознанность в проявлении эмоций. Появляется
устойчивость эмоций. Появляются новые
эмоции, которые зависят от содержания
деятельности. Появляется логика чувств.
Появляются постоянные интересы, длительные
товарищеские отношения.
47 вопрос
Возрастно-психологические особенности
личности в подростковом возрасте. Возрастные рамки: 10(11)-14(15) лет. Социальная ситуация
развития. Социальная ситуация развития
человека в этом возрасте представляет
собой переход от детства к самостоятельной
и ответственной взрослой жизни. Духовная
и физическая жизнь перемещается из дома
во внешний мир, отношения со сверстниками
строятся на более серьезном уровне. Подростки
занимаются совместной деятельностью,
обсуждают жизненно важные темы, а игры
остаются в прошлом. В начале подросткового
возраста появляется желание быть похожим
на старших, в психологии оно называется чувством взрослости.
Дети хотят, чтобы к ним относились как
ко взрослым. Еще один очень важный момент
состоит в том, что, хотя подросток продолжает
жить в семье, учиться в той же школе и
окружен теми же сверстниками, в шкале
его ценностей происходят сдвиги и по-другому
расставляются акценты, связанные с семьей,
школой, сверстниками. Причиной этого
является рефлексия, которая
начала развиваться к концу младшего школьного
возраста, а в подростковом возрасте идет
ее более активное развитие. Приобрести
качества, свойственные взрослому человеку,
стремятся все подростки. Это влечет за
собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Физиологические
изменения. В подростковом возрасте
происходят физиологические изменения,
которые приводят к изменениям в поведении
детей. Сокращается период
активности доминирующего центра коры головного мозга.
В результате этого внимание становится
непродолжительным и неустойчивым. Ухудшается способность
к дифференцированию. Это приводит
к ухудшению понимания излагаемого материала
и усвоения информации. Увеличивается латентный
(скрытый) период рефлекторные реакций.
Замедляется реакция, подросток не сразу
отвечает на заданный вопрос, не сразу
начинает выполнять требования учителя. Подкорковые процессы
выходят из-под контроля коры головного
мозга. Подростки не способны контролировать
проявления как положительных, так и отрицательных
эмоций. Ослабляется деятельность
второй сигнальной системы. Речь становится
краткой, стереотипной, замедленной. Подростки
могут плохо понимать аудиальную (словесную)
информацию. В подростковом возрасте начинается половое развитие.
Мальчики и девочки начинают относиться
друг к другу иначе, чем прежде, – как к
представителям другого пола. Происходит
идентификация себя с представителями
своего пола. Подростковый возраст обычно
характеризуют как переломный, переходный,
критический, но чаще – как возраст полового
созревания. Психологические
изменения. Изменения на психологическом
уровне в подростковом возрасте проявляются
следующим образом. Высокого уровня развития
достигают все познавательные процессы
и творческая активность. Происходит перестройка памяти.
Начинает активно развиваться логическая
память. Постепенно ребенок переходит
к использованию логической, произвольной
и опосредованной памяти. Развитие механической
памяти замедляется. Меняется отношение между
памятью и мышлением. Мышление определяется
памятью. Мыслить – значит вспоминать.
Происходят изменения в чтении,
монологической и письменной речи.
Речь становится богатой. Мышление становится
теоретическим, понятийным за счет того,
что подросток начинает усваивать понятия,
совершенствовать умение пользоваться
ими, рассуждать логически и абстрактно.
Появление чувствительности к мнению
окружающих по поводу внешности, знаний,
способностей связано с развитием в этом
возрасте самосознания.
Подростки становятся более обидчивыми.
В поведении подростков отмечаются демонстративность,
внешнее бунтарство, стремление освободиться
из-под опеки и контроля взрослых.
Возникает потребность в доверительном
общении. У подростков велика потребность в общении
и дружбе, они боятся быть отвергнутыми.
Они часто избегают общения из страха
«не понравиться». Поэтому у многих детей
в этом возрасте возникают проблемы в
установлении контактов, как со сверстниками,
так и с более взрослыми людьми. Подростки
стремятся быть принятыми сверстниками,
обладающими, по их мнению, более значимыми
качествами. Появляется склонность к риску.
В этом возрасте возрастает подверженность влиянию
со стороны сверстников. У подростков
отмечается низкая устойчивость к стрессам.
Они могут действовать необдуманно, вести
себя неадекватно. Они проявляют инфантильность
при решении проблем, связанными с выбором
будущей профессии, этикой поведения,
ответственным отношением к своим обязанностям. Кризис подросткового
возраста. Подростковый кризис приходится
на возраст 12–14 лет. По продолжительности
он больше, чем все другие кризисные периоды.
Подростковый кризис характеризуется
тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения
подростков с окружающими. Они начинают
предъявлять повышенные требования к
себе и ко взрослым и протестуют против
обращения с ними как с маленькими. На
данном этапе кардинально меняется поведение
детей: многие из них становятся грубыми,
неуправляемыми, все делают наперекор
старшим, не подчиняются им, игнорируют
замечания (подростковый негативизм) или,
наоборот, могут замкнуться в себе. Факторы
появления кризиса: К внешним факторам
можно отнести продолжающийся контроль
со стороны взрослых, зависимость и опека,
которые подростку кажутся чрезмерными.
Он стремится освободиться от них, считая
себя достаточно взрослым для того, чтобы
принимать самостоятельно решения и действовать
так, как он считает нужным. Внутренние факторы
отражают личностное развитие подростка.
Изменяются привычки и черты характера,
мешающие ему осуществлять задуманное:
нарушаются внутренние запреты, утрачивается
привычка подчиняться взрослым и др. Появляется
стремление к личностному самосовершенствованию,
которое происходит через развитие самопознания
(рефлексию), самовыражения, самоутверждения.
В этом возрасте идет усиленный рост организма. Поведенческие изменения
проявляются в желании «испытать все,
пройти через все», прослеживается склонность
к риску. В этом возрасте происходит духовный
рост и меняется психический статус. Рефлексия,
которая распространяется на окружающий
мир и самого себя, приводит к внутренним
противоречиям, в основе, которых лежит
потеря идентичности с самим собой, несовпадение
прежних представлений о себе с сегодняшним
образом. Проявление негативизма может
выражаться у некоторых подростков в бессмысленном
противостоянии другим, немотивированном
противоречии (чаще всего взрослым) и другими
протестными реакциями. Ведущая деятельность
в подростковом возрасте. Ведущей
деятельностью в подростковом возрасте
является общение со сверстниками.
Общаясь, подростки осваивают нормы социального
поведения, морали, устанавливают отношения
равенства и уважения друг к другу. В этом
возрасте складываются две системы взаимоотношений:
одна – со взрослыми, другая – со сверстниками.
Отношения со взрослыми оказываются неравноправными.
Отношения со сверстниками строятся как
равнопартнерские и управляются нормами
равноправия. В подростковом возрасте
появляется два вида отношений: в начале
этого периода – товарищеские, в конце
– дружеские. В старшем подростковом возрасте
появляется три вида взаимоотношений:
внешние – эпизодические «деловые» контакты,
служащие для сиюминутного удовлетворения
интересов и потребностей; товарищеские,
способствующие взаимообмену знаниями,
умениями и навыками; дружеские, позволяющие
решать вопросы эмоционально-личностного
характера. Во второй половине подросткового
возраста общение со сверстниками превращается
в самостоятельный вид деятельности. Новообразования
подросткового возраста. Новообразованиями
данного возраста являются: чувство взрослости;
развитие самосознания, формирование
идеала личности; склонность к рефлексии;
интерес к противоположному полу, половое
созревание; повышенная возбудимость,
частая смена настроения; особое развитие
волевых качеств; потребность в самоутверждении
и самосовершенствовании, в деятельности,
имеющей личностный смысл; самоопределение. Чувство взрослости
– отношение подростка к себе как
ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые
относились к нему не как к ребенку, а как
к взрослому. Развитие самосознания,
формирование идеала личности направлено
на осознание человеком своих личных особенностей.
Это определяется особым, критическим
отношением подростка к своим недостаткам. Склонность к рефлексии
(самопознание). Стремление подростка
познать себя нередко приводит к потере
душевного равновесия. Основной формой
самопознания является сравнение себя
с другими людьми, взрослыми и сверстниками,
критическое отношение к себе, в результате
чего развивается психологический кризис. Интерес к противоположному
полу, половое созревание. В подростковом
возрасте меняются отношения между мальчиками
и девочками. Теперь они проявляют интерес
друг к другу как к представителям противоположного
пола. Поэтому подростки начинают уделять
большое внимание своему внешнему виду:
одежде, прическе, фигуре, манере держаться
и др. Повышенная возбудимость,
частая смена настроения. Физиологические
изменения, чувство взрослости, изменения
отношений со взрослыми, стремление вырваться
из-под их опеки, рефлексия – все это ведет
к тому, что эмоциональное состояние подростка
становиться нестабильным. Развитие волевых
качеств. В подростковом возрасте
дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием.
Это особенно характерно для мальчиков
– идеал мужественности становится для
них одним из основных. Потребность в самоутверждении
и самосовершенствовании в деятельности,
имеющий личностный смысл. Самоопределение.
У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная
и творческая активность. Они стремятся
узнать что-то новое, научиться чему-либо
и стараются делать это хорошо, начинают
совершенствовать свои знания, умения,
навыки. У подростков отмечается дифференцированное
отношение к учебе. Это связано с уровнем
их интеллектуального развитии, достаточно
широким кругозором, объемом и прочностью
знаний, профессиональными склонностями
и интересами. Появляются новые мотивы учения,
связанные с расширением знаний, формированием
нужных умений и навыков, позволяющих
заниматься интересной работой и самостоятельным
творческим трудом. Формируется система личностных
ценностей. В дальнейшем они определяют
содержание деятельности подростка, сферу
его общения, избирательность отношения
к людям, оценку этих людей и самооценку.
48. Младенческий возраст. Новообразования
и кризисные явления. Хронологические
рамки: от1,5-2,5 мес. до 1 года. Соц.
ситуация: беспомощность, удовлетворение
всех потребностей зависит от взрослого.
Лишен соц.инструмента общения – речи.
Характерно отношение «Мы». Физич
.развит.: интенсивный рост, ребенок
в 1 мес. подним. подбородок, к 2 мес.подним.
грудь,к 3 мес.тянется за предметом, 4 мес.может
сидеть с поддержкой, 7 мес. сидит без посторон.
помощи, 8 мес. садится самост.,10 мес.ползает,
11 мес.стоит без поддержки. К 2,5-4 мес.возникает
«комплекс оживления», он включает в себя
группу реакций: 1.Замирание, сосредоточение
на предмете, взгляд с напряжением. 2.Улыбка.
3.Двигательное оживление. 4.Локализация
. После 4 мес. комплекс распадается. Ведущая
деятельность – эмоциональное общение
со взрослыми. Стадии общения: 1.Непосредственное
общение. 2.Общение по поводу предмета.
3.Общение как совместная деятельность.
К 4-5 мес.общение приобретает избирательный
хар-р. Благодаря общению со взрослым у
ребенка формируется речь. К 5-6 мес.у ребенка
формируется речевой слух и он издает
звуки гуления. Затем гуление переходит
в лепет. Складывается автономная речь,
кот. явл.этапом перехода к другому периоду.
10-12 мес.развив.инициативное употребление
осмысленных слов… усиливается понимание
связи между предметами и названия этих
предметов. Психич.
развит.: на 2 мес. появл. зрит. сосредоточен.,
с 2-х месс. различ. простейшие цвета. К
3-4 мес.внимание к изогнутым предметам. Внимание
выступает как реакция сосредоточения.
Оно влечет развитие познавательного
отношения к окружающему. Память
проявляется в форме узнавания. Мышление
проявляется в форме наглядно-действенного.
К концу 1 года появляются признаки сенсомоторного
интеллекта, критерием этого служит использование
одних действий как средств для достижения
других. Эмоциональное
развитие: к 4 мес.появл.разные эмоциональные
состояния, положительные эмоции проявляются
раньше чем плачь. К 10-12 мес.у реб.мож.развится
боязнь расставания. Новообразования:
1.Автономная речь (10-20 слов). 2.Ходьба. 3.Раздробление
ситуации «Мы». Как следствие кризис 1 года. Кризис
одного года возникает на стыке двух периодов:
окончания младенчества и начала раннего
детства. Данный кризис сопровождается
внешними проявлениями и внутренними
причинами. Внешние
проявления заключаются в следующем:
когда взрослый что-то запрещает ребенку
или не понимает его, тот начинает беспокоиться,
кричать, плакать, старается проявить
самостоятельность, могут даже возникнуть
аффективные состояния. Внутренние
причины кризиса таковы: нарастают
противоречия между потребностями в познании
окружающего мира и теми возможностями,
которыми ребенок обладает. Суть кризиса
первого года жизни состоит в том, что
ребенок начинает чувствовать себя более
самостоятельным. Социальная ситуация
слитности ребенка со взрослым исчезает,
появляются двое: ребенок и взрослый. И
это оправданно, потому что ребенок начинает
говорить, ходить, развиваются действия
с предметами. Но возможности его все же
ограничены, поскольку, во-первых, речь
ребенка носит автономный характер, а
во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении
любого действия. Это явно выражено при
конструировании предметов, которыми
ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал,
что ребенку надо раскрывать общественный
способ употребления предметов. Показать
это младенцу это невозможно, поэтому
взрослому приходится конструировать
предметы самому.