Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
49.Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. Особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детенышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения. Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. Количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого, но эти клетки недостаточно развиты. Тем не менее уже в период новорожденности (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга - кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза. Развитие органов чувств новорожденного. Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Более того, без таких впечатлений невозможно само созревание мозга. Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности - упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется. Напротив, если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств.
50закономерн.психич.развит. по Выготскому. В концепции Выгоцкого выдел.3 сост-ные части: 1)« Чел. и прир.» Чел. действ. на прир. и видоизмен. ее. Это присх-т путем созд. орудий труда и развития матер. произ-ва. 2)«чел. и его собст-ая псих.». Овладевая прир. чел. овлад. собствен.псих-ой (появл. высш. псих. ф-ции. (ВПФ)), выраж. в форме произв-ной деят-сти. Под ВПФ Выг. поним. спс-ть чел. заставить себя запомнить нек. матер-л, организ-ть свою умствен. деят-сть. Чел. овлад-ет своим поведением с помощью психол. знаков (исскуствен. средства с помощью, кот. чел. науч-ся овлад-ть своим повед.,памятью и др. псих. пр.).Знаки(зарубка на дереве, узелок) выступ. в качестве символов, связ. с труд. операцией. и следавательно являлись пусковыми механизмами ВПФ, т.е. выступ. в качестве психол. орудий. 3)«Генетические аспекты». В процессе труд. деят-сти происход. общение между участниками этого процесса. Снач. ф-ции командующего и исполн-го эти ф-ции были разделены. Такой процесс Выг. наз. интерпсихологическим, затем отношения превратились в отнош-я с самим собой, т.е. в интрапсих., так чел. научился управ. своим поведением. Такой процесс превращВыг. наз. интериоризацией. В онтогенезе наблюд. тож.самое:взрослый возд-ет словом на ребенка, побужд, его к деств-ю, ребенок переним.способ общ-я нач. словом возд. на взрослого, а потом возд. и на себя.
51.Вопрос Психофизиологические характеристики ощущений. Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видов ощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир на уровне ощущений. Поэтому после рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений. Особое влияние на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата, отвечающего за передачу того или иного вида ощущения. Так интенсивность ощущения связана с порогом ощущения. Существует три вида порогов: а) нижний порог (или абсолютный) – представляет собой минимальную силу раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения. б) верхний порог – максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходя в болевое ощущение. в) различительный порог – минимальное изменение силы раздражителя, на которую реагирует орган ощущение в виде изменения последнего. Вторая психофизиологическая характеристика ощущений – это адаптация. Она напрямую связана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя: а) если имеет место длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данной модальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающие часы и т.п.); б) при действии слабого раздражителя – повышается чувствительность (мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемное помещение с солнечной улицы); в) при действии сильного раздражителя происходит «притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа (повышает границу нижнего порога). Третья особенность ощущений – это контраст. Представляет собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цвет земляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем при рассмотрении его на фоне таких же ягод). Четвертая психофизиологическая характеристика ощущения носит название сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнения (например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой).И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика - это синестезия. Синестезия представляет собой возникновение ощущения в органе, не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды, ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Она отличается от всех предыдущих большей индивидуализацией возникновения. Наиболее часто встречающаяся синестезия – зрительно-звуковая. Таким образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.
52. Специфика групп. психокоррекции заключ. в целенаправленном использ. групп. динамики, т.е. всей совокупн. взаимоотнош. и взаимод-ий, возник. между участниками группы, включ. и психолога, в коррекционных целях. Груп. психокоррекция не явл. самостоят. направлением психокоррекции, а представляет лишь специфич. форму, при использовании кот. основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивид. психокоррекции, где таким инструментом явл. только сам психолог. Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие «здесь и теперь», при кот. участники изуч. происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте. Среди корр. групп выделяют группы для решения проблем, для обучения межличностным взаимоотношениям, роста (самосовершенствования). Психокоррекц. группы могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на ее членах (группы встреч). Состав группы определ. ее типом (группа встреч, группа умений и т.д.), а также формой и содержанием предполагаемой психокоррекционной работы. Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы явл. низкий интеллект клиента. Наряду с др. методами, групповая психокоррекция применяется в рамках различных теоретич. ориентации, определяющих в каждом конкретном случае конкретные цели и задачи; содержательную сторону и интенсивность процессов; тактику психолога; основные психологические мишени; выбор методических приемов. Большое влияние на развитие групповой психокоррекции оказали работы К. Левина, который полагал, что большинство объективных изменений происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. К. Левин и его последователи рассматривали личностные нарушения как результат и проявление нарушенных отношений с другими людьми в социальном окружении. Они видели в группе инструмент коррекции нарушенных взаимодействий, поскольку такая коррекция происходит в процессе социального обучения. Этот процесс облегчается и ускоряется, в частности, благодаря раннему выявлению в групповом контексте типичного для отдельных участников неадаптивного межличностного поведения. Задачи групповой психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания: 1. Самопонимание (когнитивный аспект). 2. Отношение к себе (эмоциональный аспект). 3. Саморегуляция (поведенческий аспект). В групповой психокоррекции основным инструментом коррекционного воздействия выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы клиента за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе «здесь и теперь». На этом основании иногда формируется точка зрения, согласно которой групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как индивидуальная — на раскрытие, проработку глубинного внутриличностного конфликта. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия И. Ялом выделяет следующие: 1. Сообщение информации. 2. Внушение надежды. 3. Универсальность страданий, переживаний и понимание клиентом того, что он не одинок. 4. Альтруизм. 5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы. 6. Развитие техники межличностного общения. 7. Имитационное поведение.8. Интерперсональное влияние. 9. Групповая сплоченность. 10. Катарсис.
53. Соц.-психологич. социализация - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им соц. опыта, соц. ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В процессе социализации у чел. формируются соц. кач-ва, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником соц. отнош. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Благодаря активности чел. его жизненный путь, отражение его соц-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и соц. жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и явл. источником развития и становления индивида. С т. зр. соц. психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной соц. группой. На стадии перехода взаимоотнош. и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта. двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. среду, систему соц. связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, норм, кот. формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности. Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия. Социализация в шир. понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез. Социализация в узком смысле - это процесс привлечения чел. к соц. жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Поэтому различается два вида адаптации - психофизиологическая и социально-психологическая, находящихся во взаимосвязи. Есть взаимосвязь между понятиями «социализация», «становление» и «развитие». Если в социализации личности понимают процесс, в ходе кот. человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, кот. необходимы ему для жизнедеятельности в обществе, то в таком понимании социализация - это процесс разв. чел. как социального существа, становление его как личности. С др. стороны, разв. личности, приравнивая к социализации, подают как процесс вхождения чел. в новую соц. среду и интеграции в ней в рез-те этого процесса. Развитие- это процесс непрерывных изменений в психике и организме чел., что происходит не только под влиянием соц. факторов, но и по четкой обусловленности биологическими факторами: закономерностями созревания, функционирования и старения организма. Основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. В дея-ти человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные качества, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности. Среди критериев социализированности личности выделяют: 1.содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптируемость личности, ее типичное поведение, образ жизни; 2.социальная идентичность, независимость личности, уверенность, самостоятельность. При тоталитарных условиях жизнедеятельности человека наблюдаются, по мнению Э. Фромма, такие способы социализации, как мазохизм (моральное унижение, подчинение, садизм (обретение над другими неограниченной власти), деструкция (человек избавляется от чувства собственного бессилия путем разрушения окружающей среды), конформизм ( отказ от собственного «Я», унификация «Я»).
54. Видов дея-ти чел. сущ. огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К ним относят общение, игру, учение и труд. Общение рассм. как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном прямых контактов между людьми нет. Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда служат средством символической разрядки напряженности, возникшей под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. Тем не менее игры имеют большое значение. Для детей они носят, главным образом, развивающий характер. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат. У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. труд. Именно благодаря ему человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С этой деятельностью связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовой культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других ее компонентов, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Психологическая структура деятельности может быть представлена в виде такой цепочки: ПОТРЕБНОСТЬ — МОТИВ — ЦЕЛЬ — ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ — ДЕЙСТВИЯ — КОРРЕКЦИЯ ДЕЙСТВИЙ. МОТИВ отвечает на вопрос: НА ЧТО НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Цель —это ответ на вопрос — ЧТО ДЕЛАТЬ? Она всегда ОСОЗНАВАЕМА, что и отмечено выше в определении ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОТРЕБНОСТЬ обычно не осознаваема, скрыта от самого носителя. ПОТРЕБНОСТЬ — состояние живого существа, происходящее от нужды в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности. МОТИВ — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.