Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА 1 семестр
Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо, выступающее как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, отражающий предметы и явления в целом, при непосредственном воздействии на органы чувств.
Внимание – это психический познавательный процесс, при помощи которого человек сосредотачивает внимание на каком либо реальном, или идеальном объекте, предполагающем повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
Память – психический познавательный процесс, при помощи которого человеческое сознание хранит, запечатлевает, и в нужный момент воспроизводит ранее проделанное, продуманное.
Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.
Речь- это высшая психическая функция, присуща только человеку, заключается в передаче информации и установлению контакта между людьми.
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущимся объектом автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Ощущение – это психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются отдельные свойства и качества предмета и непосредственно влияют на органы чувств.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением (н-р, свет попал в глаза – раздражение). В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по афферентным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения.
Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. Звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. И процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.
Ощущения являются тем каналом, по которому информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга и дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и своем теле.
Ощущение – это начальный источник всех наших знаний. Познавательная сфера позволяет расширять мировоззрение, позволяет развивать новые знания, является важнейшим фундаментом развития всех остальных сфер. Познавательная сфера личности является важной и от нее часто зависит развитие других сфер, в том числе эмоциональной сферы.
Любое ощущение дает понять насколько человеку комфортно, насколько человек удовлетворен тем, что происходит. Если говорить об удовлетворенности, то первым проводником являются ощущения. Ощущения у всех сформированы, но в разной степени, н-р, даун может делать больно другому и при этом не ощущать, что он делает кому-то больно.
Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций.
Простейшая форма
Ощущение – это психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются отдельные свойства и качества предмета и непосредственно влияют на органы чувств.
Классификация простых ощущений:
Строгой классификации запахов не существует. Все запахи привязывают к конкретному предмету, который обладает ими. Например, цветочный запах, запах розы, запах жасмина и др.
2. Осязание - Кожные ощущения относятся к контактному виду ощущений, т. е. они возникают при непосредственном контакте рецептора с предметом реального мира. При этом могут возникать ощущения: прикосновения, или тактильные ощущения; ощущения холода; ощущения тепла; ощущения боли.
Точки отдельных видов ощущений по поверхности тела расположены неравномерно. Например, на кончиках пальцев точек прикосновения вдвое больше, чем точек боли. На роговице глаза есть только точки боли, так что любое прикосновение к роговице вызывает ощущение боли и защитный рефлекс закрытия глаз.
Наиболее чувствительны к боли спина, щеки и наименее чувствительны кончики пальцев. Что касается температурных режимов, то наиболее чувствительны те части тела, которые обычно прикрыты одеждой: поясница, грудь.
3. Слуховые ощущения Раздражителем для органа слуха являются звуковые волны. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т. д.). Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.
Чувствительность
4. Зрительные ощущения. Возможность видеть определяется наличием у глаза сетчатки, представляющей собой разветвление зрительного нерва, входящего сзади в глазное яблоко. В сетчатке имеются аппараты двух типов: колбочки и палочки. В сетчатке человеческого глаза насчитывается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек, которые неравномерно распределены по сетчатке. Колбочки заполняют центральную ямку сетчатки, т. е. то место то место, куда падает изображение предмета, на который мы смотрим. К краям сетчатки количество колбочек уменьшается. Колбочки обладают малой чувствительностью. Чтобы вызвать их реакцию, нужен достаточно сильный свет. Поэтому с помощью колбочек мы видим при ярком свете. Палочки обладают большей чувствительностью, и с их помощью мы видим ночью. Однако только с помощью колбочек мы различаем цвета. Кроме этого, колбочки обеспечивают необходимую остроту зрения.
5. Вкусовые ощущения - Вкусовые ощущения сводятся к четырем основным типам: сладкое, кислое, горькое, соленое. Сочетание этих четырех компонентов позволяет получить многообразные вкусовые варианты.
Экспериментальным путем было установлено, что различные части языка имеют различную чувствительность к четырем вкусовым качествам. Например, чувствительность к сладкому максимальна на кончике языка и минимальна у задней части его, а чувствительность к горькому, наоборот, максимальна сзади и минимальна на кончике языка.
Сложная классификация ощущений:
1. Интероцептивные ощущения - это ощущения, которые сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозговой организации раздражение от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.
2. Проприоцептивные ощущения – это ощущения, которые обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве, которые составляют основу движения человека, играя решающую роль в их регуляции.
3. Экстерорецептивные ощущения – ощущения, которые доводят до человека информацию из внешнего мира, тем самым связывают человека с внешней средой.
Делятся на 2 подгруппы:
1) дистантные ощущения – вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (слух, зрение, обоняние).
2) контактные ощущения - вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа (вкус, осязание).
Свойства ощущения:
1. Качество – основная особенность данного ощущения, которая отличает его от других видов ощущений.
2. Интенсивность – количественная характеристика, которая определяется силой действия раздражителя на рецепторы.
3. Длительность – временная характеристика, которая определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью (регулируется мышлением).
4. Пространственная локализация – это особенность ощущения, распространяться только в пределах данного ощущения.
Восприятие – это чувственный этап познания, неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается мотивационным фоном, имеет индивидуальные различия.
Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, отражающий предметы и явления в целом, при непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения и восприятия неразрывно связанны друг с другом и образы восприятия построены на основе разных ощущений, однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений, так как восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений с соотнесением их к различным категориям по определенным признакам и основаниям.
Восприятие является базой для развития мышления.
Люди избирательно выбирают то, что привыкли и хотят видеть.
Характеристики и свойства восприятия:
Объект выделяется из фона по его контуру, при равнозначности объектов выбирается преимущественно центральный объект и объект больший по величине. При изменении условий один и те же предметы воспринимается по-разному.
6. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИЯ ОТ ВОСПРИЯТИЯ КАК ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Ощущение – это психический познавательный процесс, при помощи которого отождествляются отдельные свойства и качества предмета и непосредственно влияют на органы чувств.
Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, отражающий предметы и явления в целом, при непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – это чувственный этап познания, неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается мотивационным фоном, имеет индивидуальные различия.