Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Специфика мышления заключается в том, что дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования. Лишь в мышлении возможно познание развивающегося и изменяющегося мира.  Мышление позволяет предвидеть (прогнозировать) будущее, оперировать с потенциально возможным и планировать практическую деятельность.

 Мышление связано с речью.

Особенности протекания мышления как процесса:

1. Мышление имеет опосредованный  характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на  непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохраненные в памяти.

2. Мышление опирается на знания  об общих законах природы и  общества.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. 

4. Мышление – это всегда отражение  связей и отношений между предметами  в словесной форме. 

5. Мышление человека органически  связанно с практической деятельностью.

Физиологические особенности мышления:

Мышление – это орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и себе самом. (И.П. Павлов)

С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга, где в осуществлении процессов мышления принимает участия вся кора головного мозга.

Мышление ничего другого  не представляет, как ассоциации, сначала  элементарные, а потом цепи ассоциаций. Значит каждая маленькая первая ассоциация – есть момент рождения мысли.                                                    

Ассоциации – мысль  – мышление.

Бехтерев назвал эти  ассоциации связями.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу мышления. При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга,  которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики.

Логические формы мышления: Понятия, Суждения, Умозаключения

 Понятия – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или  явления.

 Понятия – это форма мышления, которое отображает единичное особенное, являющееся одновременно и всеобщим (понятие выступает как форма мышления и как особое мыслительное действие).

Классификация понятий:

1. Общие. Это понятия, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Н-р, понятие «стул», «здание», «болезнь», «человек».В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены с соответствующим понятием. 

2. Единичные. Это понятия, которые обозначают какой-нибудь один предмет. Н-р, «Енисей» - река,  «Москва» - город.

3. Конкретные. Это понятия, которые относятся к определённому объекту окружающего мира.

4. Абстрактные. Это понятия, которые относятся к свойствам широкого класса объектов.

5. Теоретические. Это понятия, выработанные на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций.

6. Эмпирические. Это понятия, выработанные на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса объектов или явлений.

Суждения – это основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями окружающей действительности.

Классификация суждений:

1. Истинные – объективно верные суждения;

2. Ложные – не соответствуют объективной реальности;

3. Общие – утверждение или отрицание относительно всех предметов данной группы, данного класса.

4. Частные -  утверждение или отрицание относится только к некоторым предметам или явлениям.

5. Единичные  -  утверждение или отрицание относительно  одного предмета или явления.

Умозаключения – выведение из одного или нескольких суждений нового. Умозаключения бывают дедуктивные, индуктивные и по аналогиям.

Классификация умозаключений:

1. Дедукция – рассуждение идет от общего к единичному.

2. Индукция – рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу (берёза---дерево).

3. Аналогия – выводы делаются на основании частичного сходства между предметами или явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

15. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.

Основание классификации

Виды мышления

1.

по генезису

1. Наглядно-действенное - (первичная форма) – вид мышления операющееся, на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Мышление, возникающее в процессе деятельности.  Основа любых других более поздних видов мышления, является элементарным видом.

2. Наглядно-образное - вид мышления, опирающийся на представления и образы (3-4 до 7 лет).

3. Словесно-логическое - вид мышления, осуществляющийся с помощью логических операция с понятиями, является очень важным видом мышления.

4. Абстрактно-логическое (отвлеченное)  -  вид мышления, основанный на выявлении (выделении) существенных свойств и связей предметов и явлений и отвлечение их от других, не существенных.

2.

по характеру

 решения  задач

1. Теоретическое - основано на теоретических утверждениях и умозаключениях

2. Практическое - основано на суждениях, умозаключениях, решении практических задач (постановка цели, создание плана, схемы действий).

3.

по степени  развернутости

1. Интуитивное - мышление, основанное на чувственных восприятиях, протекает очень быстро.

2. Дискурсивное - опосредованно логикой рассуждений, а не восприятием, связанно с анализом какой-то деятельности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы и представления в сознании самого мыслящего человека (представлено в сознании мужчины)

4.

по степени  новизны и оригинальности

1. Репродуктивное - мышление на основе образов и представлений взятых из каких либо источников.

2. Продуктивное - мышление на основе творческих процессов воображения и в целом творческой деятельности. Носит целостно-системный характер (Блонский)

5.

по типу познания

1. Теоретическое – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности объекта. Идея целостности сохранена.

2. Эмпирическое – мышление, направленное на познание внешних проявлений и явлений.

6.

по средствам  мышления

1. Вербальное - оперирует отвлеченными знаковыми структурами.

2. Наглядное – на основе образов и представлений.

7.

по функциям

1. Критическое – направленно на выявление недостатков суждений,  как других, так и самого себя.

2. Творческое – связанно с открытием нового знания, собственной оригинальной позиции.

8.

по степени  рефлексии

1. Интуитивное – основано на вбирании качественного опыта, решения задач.

2. Рациональное – блокировка эмоций, основана на рассудке и качестве ума.


 

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальные преобразования ситуации в процессе действия с предметами. Этот вид мышления наиболее характерен для маленьких детей.  Когда ребенок запихивает сначала маленькую баночку в большую, а потом наоборот, то он не только манипулирует, но и наглядно-действенным путем познает понятие «больше-меньше». Во взрослом возрасте таким способом мыслят ремесленники, у которых «умные руки». Такие люди гораздо больше умеют, чем могут объяснить.

Наглядно-образное мышление опирается на образы и представления. Его функции- представление ситуаций и изменений в них. В образном плане возможно установление непривычных невероятных сочетаний предметов и их свойств. В это время дети много рисуют и это не только форма самовыражения, но и способ познания мира. Среди взрослых, такое мышление характерно для художников, дизайнеров, архитекторов, которые мыслят больше образами, чем словами.

Словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями, выраженными словами, формулами. Сами логические операции являются предметом логики, а не психологии, однако, они важны для нее – для понимания процессов мышления. 

Качество мышления.

1. Быстрота – скорость протекание мыслительных процессов (экстренная ситуация). Очень важная функция.

2. Самостоятельность – умение увидеть, поставить новый вопрос и  решить его собственными силами (постановка новой проблемы).

3. Гибкость – способность изменять аспекты явлений, предметов, свойств, если они не удовлетворяют изменившемся условиям.

4. Инертность – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблонам, сложность переключения из одной деятельности в другую.

5. Темп развития  мыслительных процессов – число упражнений необходимых для решения практических задач.

6. Широта  мышления – умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаний   и практики и дать данное определение.

7. Глубина – умение вникать в сущность явлений, вскрывать причины и явления и предвидеть их последствия.

8. Критичность -  качество мышления позволяющее осуществлять строгую оценку результатов  мыслительной деятельности, находить в них слабые и сильные стороны.

9. Устойчивость - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее  значимых признаков, на уже известные закономерности.

10. Осознанность - качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове, как результат работы, так и те способы, с помощью которых этот результат был найден.

                                                                   Этапы мыслительных операций:

Мыслительный  процесс как разрешение проблемной ситуации осуществляется по следующий  схеме:

1. Осознание проблемной ситуации.

2. Постановка задачи, выделение того что известно и неизвестно, когда проблема превращается в задачу.

3. Ограничение зоны поиска,  основано на каких – либо представлениях из прошлого опыта.

4. Построение гипотезы.

5. Реализация гипотезы.

6. Рефлексия действий и результатов.

                                                               Логические мыслительные  операции:

  1. Анализ – это операция расчленения сложного объекта на составляющие части.
  2. Синтез – это мысленное объединение частей и свойств, в единое целое.
  3. Сравнение – это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов, свойств, отношений и нахождение различий между ними.
  4. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
  5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отличение от других (несущественных) на основе анализа.
  6. Классификация -  это систематизация соподчиненных понятий в какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связи между этими понятиями или классами понятий.
  7. Конкретизация - это действия от общего к частному путем существенных оснований.

 

16. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ.

Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.

Особенности развития мышления в онтогенезе. Концепция мышления.

  1. 1 период - Младенческий период – делится на 2 периода: ранний – от 0 до 1 года и поздний – от 1 года до 3-х.  Восприятия и действия  - это та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного периода.
  2. 2 период - Раннее детство – от 3-х до 5-ти лет. Здесь мышление наглядно-действенное, сенсомоторный период. Ребенок разбирается в данных какого-то действия. В этом периоде большая роль практической деятельности.
  3. 3 период – Дошкольный период – от 5-ти до 7-ми лет. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному периоду и к концу этого периода – к словесному. Ребенок понимает условие, запоминает задачу и знает что делать. Речь формируется от 2-х до 4-х лет. Словесное мышление должно быть развито к 7-ми летнему возрасту. Период развития речи, понятия образуют логические связи. К концу этого периода ребенок умеет обобщать.
  4. 4 период – Младший школьный от 7-ми до 10-ти лет.  Преобладает словесно-логическое мышление, начинается формироваться теоретическое мышление, преобладает много мыслительных операций: и анализ и синтез и обобщение.
  5. 5 период – Отрочество с 11-ти до 14-ти лет. Задача этого периода применить гепотетико-дедуктивный тип мышления. Мышление начинает подчиняться формальной логике, начинает формироваться рефлексия.

Особенности развития:

  1. Наглядно-действенный характер
  2. Непосредственное оперирование вещами
  3. Обобщение вещей и их свойств
  4. Предметный характер
  5. Перестройка процесса мышления
  6. Целенаправленная мыслительная деятельность
  7. Способность к абстрактно-логическому мышлению

Филогенез М.:

Филогенез – постепенное изменение разл. форм органич. мира в процессе эволюции. В психологии  филог-з  понимается как процесс возникновения и развития (эволюции) психики и поведения животных, а также возникновения и развития сознания в ходе истории чел-ва. По линии филогенетич. развития стимулом М., в основном, всегда выступали потреб-ти, удовл-ние кот. имело более или менее выраж. жизн. значение; здесь М. возникло и развилось на основе серьезной деят-ти – обслуживания и, особенно, труда. В  филог-зе   М.  можно констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта. М.  – позднее приобретение в процессе  филог-за.

 

17. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ.

Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.

Основные  концепции мышления:

  1. Жан Пиаже – развил концепцию, которая влияет на всё онтогенетическое мышление. Назвал операционный интеллект – это интериоризация.

Проходит 4 стадии:

  1. Стадия сенсомоторного интеллекта, которая охватывает период ребенка от рождения до 2-х лет. Ребенок способен познавать предметы и явления в их устойчивых свойствах и признаках.
  2. Стадия операционального мышления – от 2-х до 7-ми лет. Складывается речь, происходит процесс интериоризации, формируются наглядные представления.
  3. Стадия конкретных операцийс предметами – с 7-ми до 8-ми лет и с 11-ти до 12-ти.
  4. Стадия формальных операций – от 11-12-ти и с 14-15–ти лет. Когда ребенок в уме выполняет операции. Внутренние умственные операции превращаются в структурно-организованное целое.
  5. П.Я. Гальперин – изобрел концепцию поэтапного формирования умственных действий:
  6. Выявление ориентировочной основы действия. Ребенок должен ориентироваться в действии, в задании.
  7. Формирование действия в материальном виде. Ребенок будет выполнять задания.
  8. Действия формируются в громкой речи. Речевое выполнение предметного действия. Действия перенесли в речевой план.
  9. Формирование действий во внешней речи про себя. Перенесение речи во внутренний план.
  10. Формирование действий во внутренней речи.

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"