Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
18. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ.
Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.
Особое внимание выделяется мышлению,
как высшей функции и в работе
«Мышление и речь» автор
Мышление разлагается на:
на единицы, т.е. смысловая связь, н-р, еда - то чем насыщается организм
на элементы: мясо, хлеб, молоко и т.д.
или: на единицы - психология – это наука
на элементы – на отрасли – общая, социальная и т.д.
Выготский экспериментально установил ряд ступеней и этапов, через которые проходит образование понятий у детей.
1 ступень. На этой первой ступени происходит неоформленное, неупорядоченное множество предметов и распадается на 3 этапа:
2 ступень. Образование понятий и комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы бывают 4-х видов:
3 ступень. Образование настоящих понятий, когда ребенок уже может выделить те элементы, которые ему необходимы и абстрагировать все остальное.
Понятия – это самое сущностное, хотя характеризует понятие или предмет. Под сущностным понимают самый значимый признак.
19. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Творческое мышление – это вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и/или новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созиданию.
Способность к творческому мышлению – одна из основных особенностей, отличающих людей от животных и одного от другого. Многие исследователи, н-р, Диана Борисовна Богоявленская, Александр Васильевич Мелик-Пашаев, Николай Евгеньевич Веракса и др. считают, что креативы, т.е. люди со склонностью к творческим решениям, отличаются от других людей не только особенностью мышления, но и главным образом, особенностями мотивации. Творческая одаренность или как сейчас говорят креативность, представляет собой целый «сплав» способностей, мотивации и некоторых личностных качеств, таких, как работоспособность, саморегуляция.
Собственно творческий акт проявляется на определенном этапе решения задачи, после целой серии подготовительных умственных действий и созревания идеи. Центральным творческим моментом является интуитивное «схватывание» результата, озарение.
Факторы, действующие на озарение:
По Гилфорду, творческое мышление отличается рядом особенностей:
Роль знаний и уровня образования неоднозначна в процессах творческого мышления. С одной стороны, чем больше знаний получил человек в прошлом, тем более разнообразные его подходы к решению новых задач. Действительно, для решения трудной задачи необходимо иметь специальные знания. Хотя, с другой стороны, знания могут ограничивать, приучать к использованию стандартных знаний об объекте. В этом смысле, чем меньше человек получил в прошлом, тем легче ему найти необходимую, оригинальную идею решения.
Большинство исследователей утверждают, что не бывает креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Существует пороговая связь между этими показателями, т.е необходимо наличие определенного минимального значений коэффициента IQ, при котором может обнаружиться творческий потенциал. А так же существует верхняя граница коэффициента IQ, до которой можно обнаружить определенную связь между креативностью и уровнем общих интеллектуальных способностей индивида. Т.е. люди с очень высоким IQ могут иметь любой уровень креативности. Специальные исследования показали, что при сочетании высокого интеллекта и высокой креативности творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при высокой креативности с относительно невысоким интеллектом больше проявляются черты тревожности, человек хуже адаптирован, и как следствие, у него тяжелая судьба.
Чтобы у ребенка с детства развивалось творческое мышление, нужно создавать для этого все условия. Ведь как мы знаем, в богатой среде формируется и речь и мышление. И педагог и родитель должны создавать все условия, для того, чтобы ребенок был развит. Ведь в определенных условиях и среднестатистический ребенок сможет писать стихи, нр. Творческое мышление несет способности проявления одаренности и творческих способностей ребенка, интеллекта, все это взаимосвязанные компоненты.
М. Вертгеймером была развита стадиальная модель творческого решения задач. В результате им был создан собирательный образ творческого процесса, состоящего из пяти стадий.
1. Возникновение темы – человек переживает чувство необходимости начать работу, «направленную напряженность», которая мобилизует его творческие силы.
2. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы - на этой стадии складывается целостный образ проблемной ситуации, отыскивается ведущее противоречие, конфликт, подлежащий разрешению, возникает предощущение будущего развития решения.
3. Осуществления попыток решения – идет выдвижение, проверка и отвержение гипотез, но так необходимая блестящая идея не приходит в голову.
4. Возникновение новой идеи (принципа, замысла) решения – природа этого момента таинственна и непонятна для самого субъекта мыслительного процесса.
5. Исполнительная, «техническая» стадия – когда решение конкретизируется, дорабатывается, уточняется, проверяется и оформляется в соответствии с социально принятыми требованиями.
На пути творческого мышления стоит несколько серьезных препятствий:
1. Конформизм – это понятное человеческое стремление быть «как все», которое тормозит генерацию новых и необычных идей;
2. Внутренняя цензура – страх перед собственной творческой активностью;
3. Временной прессинг (что особенно верно для решения практических задач) – часто под давлением обстоятельств мы просто не даем развернуться процессам творчества, прибегая к шаблонным способом действия.
Отдельно в литературе в качестве барьера для творчества рассматривается проблема функциональной ригидности.
Явление функциональной ригидности наблюдаются в том случае, когда старые знания о назначении предметов, образе действий или о том как может произойти какое то событие, мешают нам увидеть их с новой стороны.
В заключени отметем, что максимально эффективной мыслительная активность становится тогда, когда творческое мышление дополняется критическим мышлением. Цель критического мышления – проверка творческих идей на применимость, учет ограничений и дополнительных требований ситуации.
20. СООТНОШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ В КОНЦЕПЦИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО.
Мышление – высшая психическая функция позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.
Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации.
По мнению Л.С. Выгосткого
сам процесс «мышление-речь» пр
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
СЛОВО
КАК ЖИВОЕ ЗНАК
ЕДИНОЕ
ЦЕЛОЕ
Значение слова - внутренняя сторона слова в нём завязан узел единства, называемый речевым мышлением.
Слово – это обобщение и понятие. Общение не возможно без значения, и без знаков,
следовательно
единство мышления и речи
Значение слова единство обобщения и общения
Значение слова
Единица для
выполнения
Функции мышления
Мысль – внутренняя
деятельность
Мышление (разложения
на единицы)
1. единица мышления
2. ассоциации
3. значение
Л.С. Выготский утверждал: «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове». Отношение мысли к слову непостоянно; это процесс, движение от мысли к слову и обратно, становление мысли в слове. Выготский описывает «сложное строение всякого реального мыслительного процесса и связанное с ним его сложное течение от первого, самого смутного момента зарождения мысли до ее окончательного завершения в словесной формулировке», выделяя следующие уровни:
21. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.
Нарушение мышления – это нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.
Нарушение мышления распространяется либо на вербально – логическую, либо наглядно – образную, либо наглядно-действенную форму интеллектуальной деятельности.
При локальных поражениях
головного мозга нарушение
При поражении лобных долей мозга (левая доля) в первую очередь страдают регулятивные механизмы интеллектуальной деятельности (программирование и контроль).
Поражение третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушария приводит к расстройству наглядно - действенной и наглядно – образной интеллектуальной деятельности.
Существует особый вид
психического развития, который связан
с недоразвитостью
Патология мышления
<span class="dash041e_0431_044b_