Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

 

18. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ.

Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.

Особое внимание выделяется мышлению, как высшей функции и в работе «Мышление и речь» автор определяет, что такое понятие и что  такое содержание понятия.

Мышление разлагается на:

на единицы, т.е. смысловая связь, н-р, еда - то чем насыщается организм

на элементы: мясо, хлеб, молоко и т.д.

или: на единицы - психология – это наука

на элементы – на отрасли – общая, социальная и т.д.

Выготский экспериментально установил  ряд ступеней и этапов, через которые  проходит образование понятий у детей.

1 ступень.  На этой первой ступени происходит неоформленное, неупорядоченное множество предметов и распадается на 3 этапа:

  1. Выбор и объединение предметов наугад
  2. Выбор на основе пространственного расположения предметов
  3. Приведение к одному значению всех ранее объединенных предметов.

2 ступень. Образование понятий и комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы бывают 4-х видов:

  1. Ассоциативные – любая внешняя замеченная связь берётся за основание какой-либо деятельности;
  2. Коллекционный – взаимное дополнение и объединение предметов на основе какого-то частного функционального признака, н-р, психология разделяется на отрасли: возрастная, общая, социальная и др.;
  3. Цепной – переход в объединение одного признака в другой так что одни объединяются на основе одних, а другие – совершенно иных, н-р, общая психология – изучает человека, социальная – группы, но вместе с тем, они изучают и группы и человека.
  4. Псевдопонятия – на внешней деятельности – это понятия и содержания, а на внутренней деятельности – комплекс в виде симптомного, ассоциативного.

3 ступень. Образование настоящих понятий, когда ребенок уже может выделить те элементы, которые ему необходимы и абстрагировать все остальное.

Понятия – это самое сущностное, хотя характеризует понятие или предмет. Под сущностным понимают самый значимый признак.

19. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Творческое  мышление – это вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта  и/или новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созиданию.

Способность к творческому  мышлению – одна из основных особенностей, отличающих людей от животных и одного от другого. Многие исследователи, н-р, Диана Борисовна Богоявленская, Александр Васильевич Мелик-Пашаев, Николай Евгеньевич Веракса и др. считают, что креативы, т.е. люди со склонностью к творческим решениям, отличаются от других людей не только особенностью мышления, но и главным образом, особенностями мотивации. Творческая одаренность или как сейчас говорят креативность, представляет собой целый «сплав» способностей, мотивации и некоторых личностных качеств, таких, как работоспособность, саморегуляция.

Собственно творческий акт проявляется на определенном этапе решения задачи, после целой  серии подготовительных умственных действий и созревания идеи. Центральным творческим моментом является интуитивное «схватывание» результата, озарение.

Факторы, действующие  на озарение:

  1. Высокая мотивированность, большое желание решить проблему;
  2. Вера в успех, в возможность решения;
  3. Высокая информированность в проблеме;
  4. Сильная увлеченность проблемой, концентрация на ней.

По Гилфорду, творческое мышление отличается рядом особенностей:

  1. Пластичность – готовность предлагать множество решений вместо одного-двух.
  2. Подвижность – легкость перехода от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.
  3. Оригинальность – стремление порождать неожиданные, небанальные и непривычные решения.

 

Роль знаний и уровня образования неоднозначна в процессах  творческого мышления. С одной стороны, чем больше знаний получил человек  в прошлом, тем более разнообразные его подходы к решению новых задач. Действительно, для решения  трудной задачи необходимо иметь специальные знания. Хотя, с другой стороны, знания могут ограничивать, приучать к использованию стандартных знаний об объекте. В этом смысле, чем меньше человек получил в прошлом, тем легче ему найти необходимую, оригинальную идею решения.

Большинство исследователей утверждают, что не бывает креативов  с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Существует пороговая связь между этими показателями, т.е необходимо наличие определенного минимального значений коэффициента IQ, при котором может обнаружиться творческий потенциал. А так же существует верхняя граница коэффициента IQ, до которой можно обнаружить определенную связь между креативностью и уровнем общих интеллектуальных способностей индивида. Т.е. люди с очень высоким IQ могут иметь любой уровень креативности. Специальные исследования показали, что  при сочетании высокого интеллекта и высокой креативности творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при высокой креативности с относительно невысоким интеллектом больше проявляются черты тревожности, человек хуже адаптирован, и как следствие, у него тяжелая судьба.

Чтобы у ребенка с  детства развивалось творческое мышление, нужно создавать для  этого все условия. Ведь как мы знаем, в богатой среде формируется  и речь и мышление. И педагог и родитель должны создавать все условия, для того, чтобы ребенок был развит. Ведь в определенных условиях и среднестатистический ребенок сможет писать стихи, нр. Творческое мышление несет способности проявления одаренности и творческих способностей ребенка, интеллекта, все это взаимосвязанные компоненты.

М. Вертгеймером была развита стадиальная модель творческого решения задач. В результате им был создан собирательный образ творческого процесса, состоящего из пяти стадий.

1. Возникновение темы – человек переживает чувство необходимости начать работу, «направленную напряженность», которая мобилизует его творческие силы.

2. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы -  на этой стадии складывается целостный образ проблемной ситуации, отыскивается ведущее противоречие, конфликт, подлежащий разрешению, возникает предощущение будущего развития решения.

3. Осуществления попыток решения – идет выдвижение, проверка и отвержение гипотез, но так необходимая блестящая идея не приходит  в голову.

4. Возникновение новой идеи (принципа, замысла)  решения – природа этого момента таинственна и непонятна для самого субъекта мыслительного процесса.

5. Исполнительная, «техническая» стадия – когда решение конкретизируется, дорабатывается, уточняется,  проверяется и оформляется в соответствии с социально принятыми требованиями.

На пути творческого  мышления стоит несколько серьезных  препятствий:

1. Конформизм – это понятное человеческое стремление быть «как все», которое тормозит генерацию новых и необычных идей;

2. Внутренняя цензура – страх перед собственной творческой активностью;

3. Временной прессинг (что особенно верно для решения практических задач) – часто под давлением обстоятельств мы просто не даем развернуться процессам творчества, прибегая к шаблонным способом действия. 

Отдельно в литературе в качестве барьера для творчества рассматривается проблема функциональной ригидности.

Явление функциональной ригидности наблюдаются в том случае, когда старые знания о назначении предметов, образе действий или о том как может произойти какое то событие, мешают нам увидеть их с новой стороны.

В заключени  отметем, что максимально эффективной  мыслительная активность становится тогда, когда творческое мышление дополняется критическим мышлением. Цель критического мышления – проверка творческих идей на применимость, учет ограничений и дополнительных требований ситуации.

 

       

20. СООТНОШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ В КОНЦЕПЦИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО.

Мышление – высшая психическая функция позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.

Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации.

По мнению Л.С. Выгосткого сам процесс «мышление-речь» представляет собой единое целое, разложение которого на составные элементы не возможно, как невозможно разложить воду на компоненты и сохранить при этом свойства воды как целого.

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

            СЛОВО


КАК ЖИВОЕ ЗНАК


ЕДИНОЕ 

ЦЕЛОЕ                                                  ЗВУК

Значение слова - внутренняя сторона слова в нём завязан узел единства, называемый речевым мышлением.

Слово – это обобщение и понятие. Общение не возможно без значения, и без знаков,

следовательно


                                         единство мышления и речи


  Значение слова                          единство обобщения и общения


                                         единство коммуникации и мышления


Значение слова


                                   Функции общения


           Единица для 

           выполнения 


              Функции мышления

 

Мысль – внутренняя деятельность                                     Слово – внешняя деятельность

Мышление  (разложения на единицы)                                    Слово (разложения на единицы)

1. единица мышления                                                                1. знаки (символы)

2. ассоциации                                                                              2. значение, понимание, символы, смысл.

3. значение 

Л.С. Выготский утверждал: «Мысль не выражается в слове, но совершается  в слове». Отношение мысли к  слову непостоянно; это процесс, движение от мысли к слову и обратно, становление мысли в слове. Выготский описывает «сложное строение всякого реального мыслительного процесса и связанное с ним его сложное течение от первого, самого смутного момента зарождения мысли до ее окончательного завершения в словесной формулировке», выделяя следующие уровни:

  1. Мотивация мысли.
  2. Мысль.
  3. Внутренняя речь.
  4. Семантический план (т. е. значения внешних слов).
  5. Внешняя речь.

 

 

21. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.

Нарушение мышления – это нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных  психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

Нарушение мышления распространяется либо на вербально – логическую, либо наглядно – образную, либо наглядно-действенную форму интеллектуальной деятельности.

При локальных поражениях головного мозга нарушение мышления зависит от локализации очага поражения в пределах левого и правого полушария.

При поражении лобных долей мозга (левая доля)  в  первую очередь страдают регулятивные механизмы интеллектуальной деятельности (программирование и контроль).

Поражение третичных  корковых полей задних отделов левого и правого полушария приводит  к расстройству наглядно  - действенной и наглядно – образной интеллектуальной деятельности.

Существует особый вид  психического развития, который связан с недоразвитостью интеллектуальной деятельности и речевой системы, когда страдают анализ, синтез, логика, счёт, а так же происходит задержка психического развития, связанная с нарушениями речевой деятельности и интеллектуальной системы.

Патология мышления

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 11pt; font-weight: bold; text-de


общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"