Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Ощущения и восприятия
СХОДСТВА
1. Ощущения и восприятия являются познавательными психическими процессами, отражающими окружающий мир.
2. Ощущения и восприятия возникают непосредственно от раздражителя на органы чувств.
3. С помощью ощущений и восприятий происходит формирование явлений и образов предметов.
4. Ощущения и восприятия имеют эмоциональный фон.
5. Ощущения и восприятия служат для связи организма с внешней и внутренней средой.
РАЗЛИЧИЯ
1. Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятия отражают целостность предметов и свойств.
2. Восприятие достаточно сложный процесс, имеет свою структуру, в восприятии участвуют практически все наши органы чувств и происходит анализ ощущений, т.е. задействовано мышление.
3. Ощущения невозможно отследить и описать, потому что концентрация на них не фокусируется.
4. Восприятие имеет постоянство, независимо от изменчивости условий, а ощущения могут отличаться по степени воздействия, т.е. изменение условий влияет на характеристики ощущений.
5. Ощущения рассматриваются как физиологический процесс, а восприятия - как психический.
6. Ощущения являются объективной составляющей, а восприятия - субъективной
7. ВНИМАНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.
Внимание – это психический познавательный процесс, при помощи которого человек сосредотачивает внимание на каком либо реальном, или идеальном объекте, предполагающем повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека
Свойства внимания:
1. Концентрация – степень интенсивности или сосредоточения на ком или на чем-либо;
2. Устойчивость - временная характеристика, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту;
3. Избранность предмета внимания – выделение предмета из толпы;
4. Распределение - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное количество разнородных объектов одновременно;
5. Объем (количественная характеристика) – количество предметов и явлений, которые находятся в центральной части внимания.
6. Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой (при действии раздражителей).
7. Рассеянность - неспособность человека сосредоточиться на чем либо, в течение длительного времени.
Внимание – это психический познавательный процесс, при помощи которого человек сосредотачивает внимание на каком либо реальном, или идеальном объекте, предполагающем повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
Виды внимания:
1. Произвольное внимание - управляется сознательной целью, тесно связано с волей человека. Вырабатывается в результате трудовых усилий, называют волевым, активным, преднамеренным.
2. Непроизвольное внимание – пассивное, вынужденное. Возникает не зависимо от целей человека,
без каких-либо специальных усилий. Значительную роль играют настроение, эмоциональное и физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.
3. Послепроизвольное внимание- Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при непроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.
10. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.
Память – психический познавательный процесс, при помощи которого человеческое сознание хранит, запечатлевает, и в нужный момент воспроизводит ранее проделанное, продуманное.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память —
это сложный психический
11. ВИДЫ ПАМЯТИ.
Память – психический познавательный процесс, при помощи которого человеческое сознание хранит, запечатлевает, и в нужный момент воспроизводит ранее проделанное, продуманное.
Виды памяти:
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:
*эмоциональная - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека, потому что эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, или, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается.
*двигательная - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.
* образная - это память на представления, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
*словесно-логическая - память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память присуща только человеку, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые свойственны и животным.
Все виды памяти тесно связаны друг с другом. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления.
2. По характеру целей деятельности:
* произвольную - запоминание и воспроизведение осуществляется при помощи волевого усилии.
* непроизвольная - запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала:
*кратковременная - это вид памяти, при котором происходит запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Характеризуется очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается не нужная и остается полезная. Запоминание информации осуществляется с помощью волевого усилия.
*долговременная - это память длительного сохранения информации, которая запоминается после многократного повторения.
*оперативная - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения человеком действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия.
12. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ И ЕЁ СВОЙСТВА
Память – психический познавательный процесс, при помощи которого человеческое сознание хранит, запечатлевает, и в нужный момент воспроизводит ранее проделанное, продуманное.
Если рассматривать процессы памяти, то их 5 штук:
1. Запоминание.
* Непреднамеренное, непроизвольное - без заранее поставленной цели.
* Произвольное запоминание – человек использует специальные приемы.
* Механическое запоминание – опирается на пространственную и временную область объектов запоминания.
2. Сохранение.
* Динамическое – проявляется в оперативной памяти, информация мало изменяется.
* Статистическое – проявляется в долговременной памяти, материал корректируется и перерабатывается.
3. Узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее, на основе личных впечатлений и словесного описания.
4. Воспроизведение – осуществляется после узнавания и труднее, чем узнавание. Ученику легче узнать, чем воспроизвести. Например, чтоб лучше развивался процесс воспроизведения надо не просто читать, а читать вслух.
5. Забывание – выражается в невозможности вспомнить что-либо или в ошибочном узнавании предметов.
Свойства памяти:
*Точность воспроизведения - это способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения часть информации утрачивается, а часть искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.
*Объём - это важнейшая характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
*Скорость процессов запоминания - способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи
*Скорость процессов забывания выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Забывание проявляется в двух формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения, от отрицательного влияния деятельности, следующей за заучиванием. И другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.
13. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.
14. СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ.
Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать.
Мышление содержит функцию прогноза, функцию решения текущей задачи, функция проблемности т.к. мышление всегда проблемно; когнитивную интеллектуальную функцию.
Мышление – это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.