Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

1 Психология как наука.  2 Психология и ее основные задачи

Психология  - это наука, изучающая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств  человека; изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Основная  задача психологии – это изучение закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, образований, состояний и свойств, как отражение деятельности мозга.

3адачи психологии:

1) Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерностей, а так же научиться управлять ими.

2) Использовать полученные  знания с целью повышения эффективности  практической деятельности.

3) Быть теоретической  основой практики психологической  службы.

Принципы  психологии:

1) Принцип детерминизма – закономерная необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов (психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования).

2) Принцип единства сознания и деятельности – сознание образует внутренней план деятельности (это сознание с его компонентами).

3) Принцип развития психики в деятельности – вся психическая структура находит свое отображение в деятельности. В деятельности отображаются психические процессы.

4) Принцип личностного подхода – при любой психической деятельности должны учитываться личностные свойства.

 

3 Отличие научных психологических знаний от житейских

Бытовые знания

Научные знания

Конкретны, привязаны  к ситуации.

Абстр-ны, обобщены, отраж. наиб. существ. св-ва предм. и явлений

Интуитвны

Рац-ны и осоз-ны, подтвержд. эксп-ми

Способы передачи знаний

Затрудн. или  невозм-ны

Сформ-ны, закрепл. в понятиях, отраж. в науч. лит-ре

Доступ к науч. базе и фактич. материалу

нет

есть

Методы получения знаний

Наблюд. и размышл.

Те же, но + эксп-т


 

4 История становления современной психологии и ее место в системе др. наук

Психология появляется из недр философии и определяет свой предмет. В развитии психологии выделяют 2 больших периода:

1 период (от VI в. до н.э. по XIX в. н.э. включ.) – психология развивается в недрах философии, как учение.

2 период (ХХ в. по наст. вр.) – психология развивается, как наука.

Античность (VII-VI в. до н.э.) включает в себя 4 больших периода:

1) Досократовский (VII-VI в. до н.э.) – житейское объяснение   психических явлений. Анаксимер, Гераклит, Демокрит, Генон –материалисты. Демокрит создает теорию атомов. Все представители досократовского  периода попытались определить первооснову психической реальности.  Было показано 3 типа мировоззрения – научное, религиозное, мифическое.

  2) Сократовский (классич.) (V-IV в. до н.э.) Сократ, Платон, Аристотель.

Основными были религиозное  и мифическое мировоззрение. Сократ развивает теорию добродетельности: какие нужно сформировать личностные качества, чтобы быть гармоничным, духовным, образованным человеком, эти качества потом Аристотель вобрал в свой «Трактат о душе» как качества особых людей. Платон пытается развить некое государство, в котором будет происходить развитие людей. Но в этой эпохе нет экспериментальной базы, нет техник, а есть только идея. Аристотель начинает соединять душу и тело.

3) Эллинистический (III-II в. до н.э.) – эпикурейцы базируются на сократовской добродетели. Эпикур, Лукреций взяли за основу этику Сократа, стали рассматривать такие разделы психологии, как проблемы удовлетворенности и неудовлетворенности, удовольствий, наслаждений, проблему человеческого счастья, любви. А так же это период стоицизма, киников, скептиков и эклектиков.

4) Зарождение Христианства (I в. н.э.) – вперёд выходит религиозный тип мировоззрения. Это застойная эпоха, время инквизиции. Роль человека в развитии общества не учитывается (Прокл, Плотин).

Эпоха Средневековья (IX-нач. XIV в.) (Августин Святой, Августин Аврелий, Мишель Монтей, Пьер Абеляр, Фома Аквинский). Не учитывалась роль человека в развитии общества, только к концу 13 в стали активно развиваться наука, живопись и искусство (Леонардо Да Винчи, Парацельс, Галилей). Фома Аквинский был рационализатором, в своей работе «О душе и законах ее» прописал 5 доказательств человеческого существования и последнее доказательство – это психологические учения, которые должны строиться доказательным путем при помощи гипотез, теорем и разных других источников; обозначает категорию сознания, которое определяет, как способность мыслить и чувствовать.  

Эпоха Ренессанса (XIV–XV в. н.э.). Меняется представление о психологии и психические явления рассматриваются с точки зрения трех мировоззрений: религиозного и мифологического, но акцент делается на научное. Зарождаются физика, химия, астрономия, появляется медицина, искусство, живопись, атлетика. Встаёт вопрос о соединении души и тела. Это эпоха антропоцентризма, индивидуализации, эпоха личностного начала в психологии, где впервые личность стали рассматривать как социально-качественное образование, которое вступает во взаимодействие с другими людьми, проявляется в деятельности. Впервые рассматривается деятельность, развивается труд, как деятельность (коммуникация).

Эпоха Нового времени (XVI–XVIII в. н.э.). Новая эпоха в развитии психологического знания. До XVI века психология выступает, как наука о душе. В качестве предмета психологии начинает рассматриваться сознание. Начинают развиваться естественные науки. Бэкон говорит, что сознание – это величайшая способность мыслить и чувствоват. И психология становится наукой о сознании. 2 направления: эмпирическое (Бекон) и рациональное (Декарт), пытались показать, что же первично – чувства или человеческий ум. Если говорить о чувстве, то как его доказать, оно очень протяженно, а если человеческий ум, то нужно найти методики, которые будут его замерять. Душа и тело не объединяются в единое целое, начинают искать новые подходы к изучению психики. Спиноза пытается соединить понятия души и тела т.к. считает, что они объединяются одними и теми же материальными причинами. Душа – это внутренний конструкт и внутренний мир человека, который имеет свою структуру. Лейбниц ввёл понятие бессознательной психики – в душе имеются скрытые психические силы (малые перцепции), это некие восприятия и их кол-во может быть бесчисленно. Из них возникают сознательные желания и страсти, поэтому у нас вся психическая реальность порождается в бессознательной сфере.

Эмпирическая  психология. XVIII в., Вольф. Предлагаются первые методы наблюдения за психическими процессами. Локк – существуют 2 источника знаний человека: 1) объекты внешнего мира; 2) оценка деятельности собственного ума человека с помощью рефлексии – это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. На основе этого учения возникает вторая составляющая рефлексии, которая заключается в том, что надо не только понимать, но и изменять, улучшать свою деятельность.

В эту эпоху развивается  метод интроспекции – познания самого себя, развития и размышления о своём опыте и поступках, анализ. Базируется на эмпирических фактах и на созерцании, которое есть только у зрелых людей.

Выделение психологии в отдельную науку (60-е годы XIX в.). Начинают создаваться научно-исследовательские учреждения, психологические институты, лаборатории. В 1879 г. – лаборатория Вундта, первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. В ней обучались 136 человек Ланге, Чиж, Бехтерев, который в 1885 году открывает первую лабораторию в России. Вундт начинает изучать структуру сознания, т.е., что Психология – это наука о структурах сознания.

Бихевиоризм – одно из направлений американской психологии, предмет – поведение, т.к. оно доступно объективному изучению. Анализ поведения осуществлялся в терминах устойчивых связей S (стимулах)  R (реакций). Представители – Бандура и Спиноза.

« – »: игнорирована роль сознания, творчества и самоопределения личности, т.е. не до конца учтена сложность всей психической деятельности.

« + »: 1) внедрение метода наблюдения; 2) открытие закономерности научения; 3) образование навыков и реакции поведения.

Гештальтпсихология – это психология формы, целостного образа (Вертгеймер, Коффка, Левин). Гештальтпсихология состоит из ряда ситуаций и действий, которые должны человеком осознаваться и разрешаться самостоятельно, либо с помощью специалиста. Левин делал акцент именно на самостоятельном разрешении ситуации. Гештальтпсихология – противопоставление бихевиоризму. Она ставила своей целью понять, что такое психологический образ, что такое любое психическое явление именно в системном подходе. В основе гештальтпсихологии находится проблемная ситуация, которая разрешается при помощи мышления, всей интеллектуальной природы человека и с учётом выводимых из прошлого опыта существенных отношений.

Гештальтисты учитывали  три категории разрешения проблемной ситуации: это прошлое, настоящее и будущее. Но жить нужно только настоящим, извлекать и фиксировать опыт из прошлого и в меру устремляться в будущее.

Психоанализ (Фрейд). Направление глубинной психологии, в которую входит психоанализ. Сущность глубинной психологии заключается в том, что все подчинено бессознательным механизмам психики, а сознание рассматривается только в некоторые моменты. Фрейд утверждал, что 70%  механизмов психики приходится на бессознательное и только 30% – на сознание. А к бессознательному относятся описки, оговорки, забывание вещей, реакции, сновидения и др. В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые не осознаются. Сознание (наше понимание) → Предсознание (к чему можем обратиться) → Бессознательное (к чему нельзя обратиться, но оно в нас живёт). Человек иррационален по Фрейду, человеком движет бессознательное.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры:

ИД (оно) – инстинкты, заложенные природой; ЭГО (я) – ответственность за принятие решений. ЭГО стремится выразить и удовлетворить желания ИД в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. СуперЭГО – включает в себя моральные и этические принципы, которые диктует общество. 

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд  признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Влечение к жизни – Эрос, в нее входит и понятие либидо – сексуальная энергия. Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос, появилась позже, в нем лежит агрессия, войны.

Фрейд много занимался  проблемами женской истерии, проблемами детских неврозов. Самой плодовитой областью являлась область сновидений, ей Фрейд посвятил 25 лет жизни. Сновидения интерпретировать нужно индивидуально, но самое главное, нужно обращать внимание на свои ощущения.

Методы  психоанализа: гипноз; свободные ассоциации – вскрывают бессознательное; психологический детерминизм – отражение внутреннего мира человека с помощью проекционных тестов; сновидения – бессознательное «говорит» образами, через символы, а не словами.

Гуманистская  психология (Маслоу, Роджерс, Оллпорт, Мюрей, Мерфи). Сконцентрирована на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы.

Роджерс – идеи ценности и уникальности человека. Вводит понятие феноменального поля – это степень соответствия Я реального и Я сознаваемого, т.е. то, что человек думает и делает, должно совпадать; люди способны строить свою судьбу, являясь целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции.

Маслоу вводит понятие  мотивационно-потребностной сферы личности и создает иерархию потребностей: 1) физиологические;  2) потребности безопасности и защиты; 3) потребности принадлежности и любви; 4) потребности самоуважения; 5) потребности в самоактуализации. В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"