Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Структура психологической науки, ее отрасли.
Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.
Вопрос 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Вопрос 49-50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_obschey_psikhologii.docx

— 203.57 Кб (Скачать файл)

В третьем аспекте построения и использования методов исследования личности личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).

Вопрос 16. Понятие о группах. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.).

Классификация групп по уровню развития межличностных отношений:

Низкий уровень

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной  направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и ассоциальные ассоциации.

Просоциальнальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения  этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческая группа в начале процесса обучения.

Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный  характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаются в асоциальные корпорации.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.

Высокий уровень

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 17. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяготение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллективистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития.

В группах проявляется  ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности  и ориентированности общности людей.

Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов (оценок, убеждений и т.д.)

Коллективистическая идентификация. Возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и устранение фрустрирующих воздействий

Конформность. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства

Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

Сплоченность групповая. Характеризует единство группы, групповую и индивидуальную защиту группы в целом и каждого ее члена в частности, взаимопомощь и взаимоподдержку.

Социально-психологический  климат. Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям.

Вопрос 18. Руководство и лидерство в группе. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства.

Структура социальной власти в малой группе – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства.

Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем или посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых  первостепенными являются высокая  деловая активность, гибкость мышления, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура и т.п.

Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет.

Стиль руководства (управления) коллективом – это интегральная характеристика индивидуальных особенностей личности руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые характеризуют способности и особенности решения управленческих задач.

Авторитарный стиль  руководства:

Характеризуется единоличным  принятием всех решений, субъективной оценкой результатов деятельности, устранением подчиненных от участия  в решении важнейших вопросов и подавлением их инициативы и  творчества. За счет постоянного контроля обеспечиваются приемлемые результаты работы. Неудовлетворенность людей  своей работой, положением в коллективе, неблагоприятным психологическим  климатом ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое здоровье. Этот стиль управления целесообразен  и оправдали только в критических  ситуациях.

Демократический стиль  руководства:

Управленческие решения  принимаются на основе обсуждения проблем, учета мнения, интересов, потребностей подчиненных. Выполнение принятых решений  контролируется руководителем и  сотрудниками.

Данный стиль управления является наиболее  эффективным, т.к. обеспечивает высокую продуктивность, активность сотрудников и сплоченность коллектива. Его реализация возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических и коммуникативных  способностях руководителя

Либеральный стиль руководства:

Характеризуется, с одной  стороны, «максимумом демократий», а с другой – «минимумом контроля». Подчиненные сами решают возникшие  перед ними проблемы, не особенно считаясь с мнением своего руководителя, поэтому результаты работы низкие. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, руководителем, климатом в группе ведут к скрытым или явным конфликтам.

Этот стиль опасен тем, что он характеризует руководителя как безынициативного и неделового.

Лидерство – это спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидера порождают не столько  личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений  в данной  конкретной группе. Эта  система межличностных связей формируется  и определяется целями группы, ее ценностями и нормами, на основе которых выдвигается  конкретный лидер группы.

Лидер – это референтное лицо в группе, установки и ориентации которого являются исходными эталонами для всех или большинства членов группы, за ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке групповых ситуаций и обстоятельств.

В любой реальной группе может  одновременно существовать несколько  разноплановых лидеров, занимая  в ней свои ниши, и не вступая  друг с другом в серьезные противоречия.

 

Основные различия между  понятиями «лидер» и «руководитель»

Руководитель

Лидер

Назначается официально

Выбирается спонтанно в результате межличностных отношений

Обладает формально регламентированными  правами и обязанностями

Не обладает никакими признаваемыми  вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие  официальные обязанности

Располагает строго определенными возможностями  санкционирования (наказания и поощрения)

Не обладает системой санкций воздействия  на членов группы

Несет ответственность за состояние  дел в группе:

  • выявляет исходные условия, в которых действует группа;
  • определяет направление ее деятельности;
  • координирует и корректирует действия группы;
  • решает комплексные социальные задачи;
  • принимает ответственность за результаты групповой деятельности

Не несет ответственность за состояние  дел в группе и за результаты ее деятельности

Представляет свою группу во внешней  организации и решает вопросы, связанные  с отношениями с другими группами

Ограничен в сфере своей деятельности рамками внутригрупповых отношений


 

 

Вопрос 19. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Способы  предотвращения  и разрешения конфликта.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, сопровождающееся негативными эмоциональными состояниями.

В зависимости от количества участников конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые.

Конфликт внутриличностный. Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей т.д. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов.

Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный вид конфликта. В основе конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса в различных вариантах: преподаватель – студент, студент – студент, преподаватель – преподаватель и т.д.

Конфликт между личностью и  группой. Отступление члена группы от установленных группой норм поведения и общения может привести к конфликту. Один из распространенных конфликтов этого типа – конфликт между студенческой группой и преподавателем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле педагогического общения.

Конфликтное взаимодействие может иметь как негативные, так  и позитивные последствия разрешения. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Чтобы направить конфликты в конструктивные русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

Общая характеристика стратегий поведения  в конфликте:

1. Соперничество. Его отличительная особенность сводится к стремлению добиться своего, во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить окружающих принять свою точку зрения; мнение других его не интересует.

2. Сотрудничество. Предполагает совместное решение проблемы, породившей конфликт. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"