Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Структура психологической науки, ее отрасли.
Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.
Вопрос 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Вопрос 49-50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_obschey_psikhologii.docx

— 203.57 Кб (Скачать файл)

3. Компромисс. Снятие противоречия осуществляется на основе взаимных уступок. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Есть вероятность того, что через некоторое время могут появиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема осталась неразрешенной.

4. Избегание. Для того, кто придерживается этой стратегии, характерно уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает) и если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.

5. Приспособление. Этот стиль проявляется в односторонних уступках: действуя совместно с кем-либо, человек уступает другому и не пытаясь отстаивать собственные интересы, приносит их в жертву ради интересов противоположной стороны. «Приспособленец» старается не допустить проявления признаков конфликта, призывая к солидарности. При этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не «выплескиваются», но они накапливаются. Рано или поздно нерешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут все-таки к конфликту, последствия которого могут оказаться дисфункциональными.

Процесс управления конфликтом

Вид 
деятельности

Его характеристика

Прогнозирование конфликта

Один из важнейших видов деятельности субъекта управления, направленный на выявление причин данного конфликта. Основным источником прогнозирования  конфликта является изучение объективных  и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также  их индивидуально-психологических  особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами  могут быть:

  • стиль управления;
  • уровень социальной напряженности;
  • социально-психологический климат и т.д.

Предупреждение конфликта

Вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения  конфликта. Предупреждение (профилактика) конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих  его факторов

Регулирование конфликта

Вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение  конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Стимулирование

конфликта

Вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов  конфликта. Стимулирование оправдано  по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут  быть самыми разными:

  • вынесение проблемного вопроса для обсуждения на общем собрании;
  • критика сложившейся ситуации на собрании и т.д.

Разрешение конфликта

 

 

 

Вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом. Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизации их взаимоотношений


Правила разрешения конфликта:

  1. Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации.
  2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера, к участникам конфликта.
  3. Полезно знать закономерности развития конфликтной ситуации. Он проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях как предвестник конфликта; отдельные стычки между участниками конфликта; разрешение конфликта.
  4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам – «инициатору» и «обвиняемому» - при тщательном выяснении целей «инициатора». Пример целей конфликта: деловые, самоутверждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т.д.
  5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям.

Вопрос 20. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство и др.).

Метод социометрии предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и отвержения, которые обнаруживаются членами группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учебы и т.д.

В основу социометрического  метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел работать/учиться/проводить время?». По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) исследователь судит о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе. Социометрические данные об отношениях в группе могут быть выражены графически в виде социограммы, где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических «звезд» (представители группы, выбираемые большинством ее членов), «пренебрегаемых» (представители группы, имеющие наименьшее количество выборов), «изолированных» (представители группы, не имеющие выборов вообще) и «парий» (представители группы, имеющие только отрицательные выборы).

Референтометрия — методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой — тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична. Таким образом, референтометрическая методика так же, как и социометрия, направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. В то же время слой межличностных отношений, характер которых выявляется с помощью референтометрической процедуры, качественно отличается от того, который является предметом анализа социометрической методики. Так, если, используя последнюю, мы обращаемся к системе отношений типа "-симпатия — антипатия"-, то совокупность референтометрических выборов по группе позволяет нам анализировать значительно более глубинный слой межличностных отношений, опосредствованных целями, задачами и содержанием групповой деятельности межиндивидуального общения, т. -е. явно ценностными факторами.

В традиционной форме референтометрический опрос проводится индивидуально. В этом случае, начиная работать с каждым испытуемым, экспериментатор, прежде всего, выясняет, согласен ли он, чтобы заполненный им на предыдущем этапе бланк был показан тем членам группы, которые этим заинтересуются. Факт согласия или несогласия с такой перспективой фиксируется экспериментатором в своих записях. Затем до сведения испытуемого доводится, что большинство его товарищей не возражают против того, чтобы с их опросными листами ознакомились остальные члены группы. При этом самому испытуемому предлагается назвать тех, с чьими опросными листами ему хотелось бы ознакомиться. С тем, чтобы максимально повысить избирательность такого выбора, испытуемого сначала предупреждают, что он получит возможность "-заглянуть"- только в один бланк. После того, как испытуемый называет фамилию его хозяина, экспериментатор, сославшись на то, что последний может не согласиться обнародовать свои ответы, предлагает назвать другого члена группы, чей экспериментальный бланк хотел бы увидеть испытуемый. Когда осуществляется и этот, второй, выбор, в качестве "-исключения"- опрашиваемому разрешается назвать еще одного человека, ответы которого на предварительном этапе представляют интерес для испытуемого. Как показали специальные исследования, количество таких выборов не должно превышать трех, так как в противном случае резко снижается избирательность демонстрируемых межиндивидуальных предпочтений, а следовательно, и характер отношений межличностной значимости предстает перед экспериментатором не только в явно усеченном, но и в явно искаженном виде.

Ценностно-ориентационное единство — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем ценностно-ориентационного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень ценностно-ориентационного единства выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. Ценностно-ориентационное единство не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.

Вопрос 21. Понятие о деятельности и ее целях. Строение человеческой деятельности. Личность как субъект деятельности.

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Деятельность – это процесс  активного отношения человека к  действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных  потребностей и освоение общественного  опыта.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат.

Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными  в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать  целого ряда актов, связанных друг с  другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается  действие, являются операциями.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица  деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

Вопрос 22. Общая характеристика деятельности. Соотношение внутренней и внешней  деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Всякая деятельность включает в  себя внутренний и внешний компоненты.

По  своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек  проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя  деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

 


 

 

 

 

Вопрос 23. Виды человеческой деятельности, их классификация. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.

Возникновение и развитие различных видов деятельности человека представляет собой сложный и  длительный процесс. Выделяют три генетически  сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Типы игр: индивидуальные, групповые, предметные, ролевые, сюжетные, игры с правилами. Нередко в жизни  встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Основная цель учения –  подготовка к будущей самостоятельной  трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов  того, что создано предшествующим трудом.

Учение складывается из следующих  компонентов:

  • усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);
  • овладения приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности (навыки);
  • овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных  образовательных учреждениях. Оно  может быть неорганизованным и происходить  попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного  результата, труд, вместе с тем, и  основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается  тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется  сам субъект.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"