Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Структура психологической науки, ее отрасли.
Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.
Вопрос 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Вопрос 49-50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_obschey_psikhologii.docx

— 203.57 Кб (Скачать файл)

В труде существенна не только его техника, но и отношение  человека к труду. Именно в нем  заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается  насущной потребностью человека. Трудиться  – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение  все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более  или менее сложную технику, которой  необходимо овладеть. Поэтому в труде  всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков  невозможен никакой труд.

Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и  систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как  количественные, так и качественные показатели работы.

 

Успешность овладения навыком  зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.


 

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку в структуру  действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя  сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности  до противодействия, от полного слияния  до взаимно отрицательного влияния.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для сохранения навыка им следует  систематически пользоваться, в противном  случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются в результате  координации навыков, их объединения  в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких  действий осуществляется оптимальное  управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.

Одно из основных качеств  умений заключается в том, что  человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно  включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия  деятельности, возникают нестандартные  ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют  упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Вопрос 24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия.  Функции общения. Виды общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

В самом общем виде общение  можно рассматривать как форму  жизнедеятельности. Оно выступает  в качестве одного из важнейших условий  выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции общения:

Эмотивная - Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Информационная - Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.

Контактная - Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

Понимания - Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний.

Координационная - Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Побудительная - Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

Установления отношений - Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.

Оказания влияния - Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Виды общения:

По содержанию общение  может быть материальным, когнитивным, кондиционным, мотивационным и деятельностным.

При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение – обмен знаниями, деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией этих видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По целям общение делится  на биологическое и социальное.

Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам общение  может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (органы слуха, зрения, речи и т.д.).

Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (знаковые системы, печать, радио, телевидение).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

По продолжительности  выделяют кратковременное и длительное общение. Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние  на его характер.

Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов. Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и, таким образом, познание друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.

Среди видов общения можно  выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности – потребности в общении.

Важнейшими видами общения  у людей являются вербальное и  невербальное.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает освоение языка.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Вопрос 25. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность.

Язык – это система  знаков и символов. Речь – это  процесс пользования языком. Таким  образом, речь является реализацией  языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает  в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого  сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его  как личности. Все психические  процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит  отпечаток субъективного отражения  и выражения данным индивидом  объективной реальности и отношения  к ней.

Функции речи:

Воздействия - Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Сообщения - Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Выражения - Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Обозначения - Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Формы и виды речи:

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь –  это речь одного человека, в течение  относительно длительного времени  излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом  системы знаний.

Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением  и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова  и предложения, и часто письменно  фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности  мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет  сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это  речь, при которой активны в  равной степени все ее участники.

Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при  непосредственном общении двух или  нескольких собеседников. Для нее  характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных  слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

Она обращена к широкому кругу  читателей, лишена ситуативности и  предполагает углубленные навыки звукобуквенного  анализа, умение логически и грамматически  правильно передавать свои мысли, анализировать  написанное и совершенствовать форму  выражения.

Пользование письменной речью  создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать  содержание и способ выражения мыслей.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения  мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это  разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Свойства речи:

Содержательность - Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"