Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Структура психологической науки, ее отрасли.
Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.
Вопрос 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Вопрос 49-50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_obschey_psikhologii.docx

— 203.57 Кб (Скачать файл)

Понятность - Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность - Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность - Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Вопрос 26. Ощущения. Классификация, свойства ощущений, взаимодействие.  Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Компенсаторные возможности ощущений.

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств – это  те механизмы, с помощью которых  информация об окружающей нас среде  поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и  явлений и состояние внутренних органов.

Основные функции ощущений:

  • Основа более сложных познавательных процессов
  • Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания
  • Обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др.

Физиологической основой  ощущений является деятельность сложных  комплексов анатомических структур – анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей:

  1. периферического отдела, называемого рецептором;
  2. проводящих нервных путей;
  3. корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные виды ощущений:

Экстерорецептивные – доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием на органы чувств (Вкусовые, Температурные, Тактильные, Осязательные).

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (Зрительные, Слуховые, Обонятельные).

Интерорецептивные – сигнализируют о внутренних процессах организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов, других внутренних органов (Органические ощущения, Ощущения боли).

Проприоцептивные – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции (Ощущения равновесия, Ощущения движения).

Человеку все время  необходимо получать информацию об окружающем мире. Приспособление организма к  окружающей среде предполагает постоянно  существующий информационный баланс между  средой и организмом. Информационному  балансу противостоит информационная недогрузка – сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным  функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Свойства ощущений:

Качество: каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и т.п.

Интенсивность: определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность: определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Последовательный образ: продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному  раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ  заключается в возникновении  качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя.

Пространственная локализация  раздражителей: пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения).

Пороги чувствительности ощущений:

Нижний порог абсолютной чувствительности - минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений.

Верхний порог абсолютной чувствительности - максимальная величина доболевой интенсивности воздействия.

Разностный порог - минимальное различение в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения.

Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а  для другого – выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые  способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот.

Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности этого явления.


 

 

 

 

 

 

 

Все виды ощущений не изолированы  друг от друга, поэтому их интенсивность  зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора  под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием  ощущений.

Виды взаимодействий ощущений:

  • Взаимодействие между ощущениями одного вида. Так, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета – светлее.
  • Взаимодействие между ощущениями различных видов. Так, звуковое раздражение может обострить работу зрительного анализатора, повысив его чувствительность к световым раздражителям.
  • Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения (сенсибилизация).
  • Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов (синестезия).

Вопрос 27. Восприятие. Классификация восприятий. Виды восприятий. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога.

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных  ощущений в целостные образы вещей  и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные  свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано  с осознанием, пониманием, осмыслением  предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим  признакам, основаниям. Только включив  предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим  понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Таким образом, восприятие выступает  как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с  речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов  или сложных, воспринимаемых как  целое, явлений.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.

Восприятие человека –  необходимая предпосылка и условие  его жизни и практической деятельности.

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создании его копии, подобия.

Перцептивные действия:

Измерительные - Позволяют оценить величину воспринимаемого предмета.

Соизмерительные - Позволяют сопоставить размеры нескольких объектов.

Построительные - Отвечают за построение перцептивного образа.

Контрольные - Позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета.

Корригирующие - Исправляют ошибки в образе.

Тонически-регуляторные - Поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия.

Виды восприятия:

По форме психической  активности

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

По степени организации

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

По структуре

Симультанное восприятие – одноактное.

Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

По форме существования  материи

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма.

Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену  одних явлений другими, а также  связано с представлениями о  настоящем.

Восприятие длительности явлений в значительной степени  определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено  интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем  время, проведенное в бездействии.

Восприятие темпа –  это отражение скорости, с которой  сменяют друг друга отдельные  стимулы совершавшегося во времени  процесса.

Восприятие ритма –  это отражение равномерного чередования  стимулов, их размеренности при воздействии  предметов и явлений объективной  действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение.

По ведущему анализатору

Зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое восприятия.

 

Свойства восприятия.

Говоря о свойствах  восприятия, необходимо выделить среди  них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие  сущность процесса восприятия, и свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного  процесса.

Свойства, определяющие сущность восприятия

Предметность: психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

Целостность: при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность: человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Осмысленность: человек осознает то, что воспринимает. Благодаря этому возможно целенаправленное использование предметов.

Избирательность: из бесчисленного числа окружающих человека предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов.

Константность: одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в неизменном виде.

Апперцепция: восприятие зависит от общего содержания психической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт.

Свойства восприятия, определяющие его продуктивность

Объем: количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации или в единицу времени.

Скорость: время, необходимое человеку для адекватного восприятия предмета или явления.

Точность: соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком.

Надежность: вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"