Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:53, шпаргалка
Вопрос 1. Структура психологической науки, ее отрасли.
Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.
Вопрос 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Вопрос 49-50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика подросткового возраста.
Понятность - Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность - Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность - Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов.
Основные функции ощущений:
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей:
Основные виды ощущений:
Экстерорецептивные – доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием на органы чувств (Вкусовые, Температурные, Тактильные, Осязательные).
Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (Зрительные, Слуховые, Обонятельные).
Интерорецептивные – сигнализируют о внутренних процессах организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов, других внутренних органов (Органические ощущения, Ощущения боли).
Проприоцептивные – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции (Ощущения равновесия, Ощущения движения).
Человеку все время необходимо получать информацию об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоит информационная недогрузка – сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.
Свойства ощущений:
Качество: каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и т.п.
Интенсивность: определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность: определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Последовательный образ: продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.
Положительный последовательный
образ соответствует
Пространственная локализация раздражителей: пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения).
Пороги чувствительности ощущений:
Нижний порог абсолютной чувствительности - минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений.
Верхний порог абсолютной чувствительности - максимальная величина доболевой интенсивности воздействия.
Разностный порог - минимальное различение в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения.
Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого – выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот.
Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности этого явления.
Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
Виды взаимодействий ощущений:
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В ходе восприятия происходит
упорядочение и объединение отдельных
ощущений в целостные образы вещей
и событий. В отличие от ощущений,
в которых отражаются отдельные
свойства раздражителя, восприятие отражает
предмет в целом, в совокупности
его свойств. Восприятие связано
с осознанием, пониманием, осмыслением
предметов, явлений, с отнесением их
к определенной категории по соответствующим
признакам, основаниям. Только включив
предмет или явление в
Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений.
Являясь чувственным этапом
познания, восприятие связано с мышлением,
имеет мотивационную
Восприятие человека –
необходимая предпосылка и
Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создании его копии, подобия.
Перцептивные действия:
Измерительные - Позволяют оценить величину воспринимаемого предмета.
Соизмерительные - Позволяют сопоставить размеры нескольких объектов.
Построительные - Отвечают за построение перцептивного образа.
Контрольные - Позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета.
Корригирующие - Исправляют ошибки в образе.
Тонически-регуляторные - Поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия.
Виды восприятия:
По форме психической активности
Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.
Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
По степени организации
Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
По структуре
Симультанное восприятие – одноактное.
Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.
В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта
Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.
По форме существования материи
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.
Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма.
Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем.
Восприятие длительности явлений в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии.
Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.
Восприятие ритма –
это отражение равномерного чередования
стимулов, их размеренности при воздействии
предметов и явлений
Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение.
По ведущему анализатору
Зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое восприятия.
Свойства восприятия.
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия, и свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса.
Свойства, определяющие сущность восприятия
Предметность: психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
Целостность: при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Структурность: человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.
Осмысленность: человек осознает то, что воспринимает. Благодаря этому возможно целенаправленное использование предметов.
Избирательность: из бесчисленного числа окружающих человека предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов.
Константность: одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в неизменном виде.
Апперцепция: восприятие зависит от общего содержания психической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт.
Свойства восприятия, определяющие его продуктивность
Объем: количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации или в единицу времени.
Скорость: время, необходимое человеку для адекватного восприятия предмета или явления.
Точность: соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком.
Надежность: вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.