Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Структура психологической науки, ее отрасли.
Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.
Вопрос 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Вопрос 49-50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_obschey_psikhologii.docx

— 203.57 Кб (Скачать файл)
  • сообщения очередного хода мышления;
  • сообщения дополнительных данных;
  • приведения аналогии.

Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени  с формированием собственного решения  проблемы, может резко затормозить  его или вовсе прервать (так  называемый эффект запирания).

  1. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности.
  2. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.

Вопрос 34. Воображение. Механизмы, виды, свойства. Индивидуальные качества воображения. Роль воображения в деятельности педагога.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо  обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Человек не только созерцает и познает, но и  изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которые раньше не существовали. Воображение обеспечивает опережающее отражение  действительности, при котором прошлое проецируется в будущее.

Основные функции воображения:

  • Представление действительности в образах и возникновение возможности пользоваться ими при решении задач.
  • Регулирование эмоциональных отношений.
  • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  • Формирование внутреннего плана.
  • Планирование и программирование деятельности.

Формы воображения:

  • Построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта.
  • Создание программы поведения при неопределенной проблемной ситуации.
  • Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность.
  • Создание образов, соответствующих описанию объекта.

Виды воображения:

Активное воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности.

Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.

Творческое воображение базируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества.

Пассивное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.

Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Механизмы воображения

Воображение – это отражение  реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в  процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации.

Агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Пример – образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования агглютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна.

Акцентирования (гиперболизация) - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой. Пример – различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п.

Схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Пример – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Пример – типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи).

Формы воображения:

Мечта: образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы.

Фантазия: изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.

Грезы: мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.

Галлюцинация: восприятие человеком несуществующих объектов. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших образов   как объективно воспринимаемой реальности.

Индивидуально-типологические особенности  воображения:

  • Образность воссоздающего воображения (взаимодействие сигнальных систем).
  • Рефлексивные возможности.
  • Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям.
  • Способность предвидения событий и их эмоционального переживания.
  • Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.
  • Творческие возможности индивида.

Вопрос 35. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические. Саморегуляция в сфере чувств.

Чувства – одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Высшие чувства свойственны  только человеку. Они обладают рядом  особенностей:

  • Большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах.
  • Они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.
  • Они выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Виды высших чувств:

Нравственные чувства – это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д.

Эстетические чувства – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Это те чувства, которые выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.

Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Существование интеллектуальных чувств: удивления, любопытства, любознательности, радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства и т.д. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении. В определении этих чувств как  высших подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным  эмоциональным переживаниям.

Вопрос 36. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.

Функции эмоций

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Побудительная функция как бы определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Виды эмоций:

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно  является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех  или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте  его жизненных планов, интересов  и ожиданий.

Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Причиной аффекта чаще всего является конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить  возникшее побуждение.

При аффектах наблюдаются  резкие изменения в деятельности сознания. Его объем сужается и  ограничивается небольшим количеством  представлений и восприятий, тесно  связанных с переживаемой эмоцией. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить  эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей  сознания и полной амнезией.

Страсть – это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности  и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти – ее действенность, слияние волевых  и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает  одним из существенных побуждений к  деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко  выступает движущей силой великих  дел, подвигов, открытий.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует  о возможной физической боли. Социально  обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т.д.

Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.

В зависимости от вида стрессора  и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в наиболее общей классификации – стресс физиологический и стресс психологический.

При физиологическом стрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией, но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфики воздействующего раздражителя.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"