Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика  определяется условиями жизни и  меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным отбором как биологическим  законом.

Принцип единства сознания и деятельности.

Сознание и деятельность не тождественны и не противоположны – они представляют собой единство. В сознании человека формируются  динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться  в окружающей среде и в соответствии с этим осуществлять деятельность. Принцип единства сознания и деятельности позволяет психологам, изучающим  поведение, деятельность, выяснить те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т. е. открывать объективные закономерности психики.

Принцип развития психики. Психику  можно адекватно интерпретировать только в том случае, если она  рассматривается как продукт  развития и как результат деятельности.

Анкетирование – один из самых распространенных методов  в психологии. Важнейшее требование при составлении вопросов анкет  – однозначность их понимания. Невыполнение этого требования полностью перечеркивает  полученные результаты.

Вопросы в анкетах бывают двух видов: открытые и закрытые.

В первом случае испытуемый сам формирует ответы на вопросы, во втором – выбирает ответ из нескольких предложенных. С точки зрения получения  новой информации лучше открытые анкеты, но они очень сложны в  обработке и анализе. Закрытые анкеты удобны для анализа, но, кроме информации, заложенной в них при составлении, они не дают ничего нового для исследователя.

Метод беседы применяется  на разных стадиях исследования: как  для первичной ориентировки, так  и для уточнения выводов, полученных другими методами, и прежде всего  методом наблюдения.

Метод беседы требует хорошей  предварительной подготовки – наличия  плана, основных вопросов, цели, возможных  вариантов ответов и т. п.

Метод интервью. Как и  метод беседы, интервью относится  к методам опроса. Хорошо подготовленное интервью, вопросы которого составлены с учетом знания структуры изучаемых  психических свойств, может дать данные для дальнейшего уточнения  структуры и уровня изучаемых  свойств.

Метод экспертных оценок. Этот метод широко применяют в психологии личности. В качестве эксперта могут  выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели  детских садов, школ-интернатов, классные руководители, мастера производственно-технических  училищ, мастера на производстве, тренеры  и т. д. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнee будет сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями, обобщение – дело исследователя.

 

 

 

 

15. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ

 

 

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания  психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест – кратковременное  задание, выполнение которого может  служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение  новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее  стандартизированные кратковременные  испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в  определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному  виду активности. Хороший тест –  результат большой предварительной  экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или  иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального  развития личности. Однако в настоящее  время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально  были созданы именно для этого. Такое  ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом  причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления  тестами и мерам, предпринятым для  их улучшения, стали значительно  лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие»  тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается  в том, что он должен оценивать  именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается  в том, что его результаты воспроизводятся  с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это  означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной  группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым  может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной  группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной  школы, или применить нормы для  детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются  преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

 

 

 

 

16. ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ

 

 

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание можно представить  также как внутреннюю модель внешней  среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в  реальной жизни.

Сознание есть результат  обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный  продукт».

В зоне ясного сознания находится  незначительная часть сигналов, одновременно поступающая из внешней среды  и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком  для осознанного управления своим  поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они  также используются организмом для  регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В  принципе каждый из этих сигналов может  стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами – вербализовать.

Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.

Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким  нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.

Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция  сознания обеспечивает разумное регулирование  поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное  мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.

Четвертая психологическая  характеристика – включение в  состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть  значение речи для формирования и  проявления всех указанных функций  и свойств сознания.

Только благодаря овладению  речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и  способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические  характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (К. Маркс).

Некоторые авторы к свойствам  сознания также относят построение отношений, познание, переживание и  рефлексию.

 

 

 

 

17. ПОНЯТИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

 

 

В данном вопросе мы рассмотрим понятие бессознательного, а также  структуру сознания.

Совокупность психических  явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

К бессознательному обычно относят следующие психические  явления:

– сновидения;

– ответные реакции, которые вызываются неощущае-мыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции);

– движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми;

– некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;

– некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное»  – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые  ушли из сознания, но потенциально могут  снова осознаваться.

Фрейд считал, что бессознательное  – это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры.

Нельзя приравнивать бессознательное  в психике человека к психике  животного. Бессознательное – это  такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования  человека.

Принято выделять следующие  структурные элементы сознания: психические  процессы и психические состояния, психические свойства.

Указанные составные части  сознания имеют в своей основе временной принцип разделения.

Психический процесс –  это кратковременное психическое  явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Психическое состояние занимает промежуточное положение между  кратковременным психическим процессом  и долговременным, маломеняющимся психическим  свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении  условий или вследствие адаптации  они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение).

Понятие психического состояния  используется для условного выделения  в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего  динамичность психики, и понятия  «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления психики индивида в структуре личности.

Психические свойства, или  свойства личности, отличаются от психических  процессов и психических состояний  своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в  процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности.

Психика существует прежде всего как процесс – непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся  и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические  образы, понятия, чувства, решения и  т. п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.

 

 

 

 

18. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные  побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним  мотивом и одной целью, в целом  системой целей и мотивов –  ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления  препятствий.

Деятельность оценивается  по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде  или движение речевого аппарата при  произнесении слов. Принято различать  действие и движение.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"