Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

По А.Ф. Лазурному, эндочерты  в основном являются врожденными. Тем  не менее он не считает их абсолютно  врожденными. По его мнению, эндопсихика  составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону  личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические  проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти  части связаны между собой  и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающее и  способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты  тесно связаны между собой, значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношении  экзокомплекса черт, когда внешние  условия жизни как бы диктуют  и соответствующее поведение.

 

 

 

 

23. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА

 

 

Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть  по меньшей мере два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.

Первое – он в открытой форме поставил вопрос о структуре  личности. Структурная характеристика освещает нам человека со стороны  его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины  или поверхности, преобладания или  относительной недостаточности  тех или иных психических функций. Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет  отдельных составляющих, но есть психологическая  данность – отношение, замыкающая на себя все другие психологические  характеристики личности. Именно отношение, по мысли В.Н. Мясищева, является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину  и последовательность поведения  личности. В этой связи нельзя согласиться  с К.К. Платоновым, упрекающим В.Н. Мясищева в том, что он вывел за пределы  структуры личности направленность, темперамент и эмоциональность. Что касается направленности, то она, по мнению В.Н. Мясищева, «выражает доминирующее отношение». Эмоциональность также  представлена одним из компонентов  в структуре самого отношения. Что  же касается темперамента, то введение этого структурного по своей природе  элемента в функциональное образование, коим является личность и с чем  не спорит К.К. Платонов, становится просто алогичным.

Второе положение –  это развитие и углубление традиции, идущей от А.Ф. Лазурского. Развивая его  идеи об отношении личности, В.Н. Мясищев  строит свою концепцию личности, центральным  элементом которой является понятие  отношения.

Отношение личности – это  активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте  связь личности с различными сторонами  действительности. По мысли В.Н. Мясищева, отношение – это системообразующий  элемент личности, которая предстает  как система отношений. При этом важным моментом является представление  о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней  среды до связей со всей действительностью  в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана  с окружающим миром в целом  и обществом в частности.

Действительно, с момента  рождения человек вынужден вступать именно в общественные отношения (сначала  с матерью – непосредственно-эмоциональные  отношения, затем с окружающими  его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами, коллегами и т. д. в виде игровой, учебной, общественной и трудовой деятельности), которые, преломляясь через «внутренние условия», способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека, скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. Автор особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

Таким образом, отношения  и установки – это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения  не сводимо к другим психологическим  категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологических понятий.

 

 

 

 

24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ

 

 

Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических  свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни  человека. Психические процессы формируют  психические состояния, которые  характеризуют функциональный уровень  психической деятельности. До образования  устойчивых психических свойств  состояния характеризуют развивающуюся  личность ребенка в целом (ребенок  капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих  на фоне психических состояний. Психические  свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь, уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические  свойства определенным образом связываются  друг с другом и образуются сложные  структуры.

В качестве таковых А.Г. Ковалев  рассматривает темперамент (система  природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов  и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и  способов поведения). Автор отмечает, что выделение этих структур в  какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако, продолжает он, следует  различать эти структуры как  относительно автономные, поскольку  при наличии одних и тех  же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга  по способностям, темпераменту и характеру.

Если в концепции А.Н. Леонтьева центральное место  принадлежит понятию «личностный  смысл», то у Л.И. Божович в качестве системообразующего признака структуры  личности выступает «внутренняя  позиция личности», или ее направленность. «На основании теоретического анализа, – пишет Л.И. Божович, – мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью». Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л.И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Становится очевидным, что  ведущая сфера в структуре  личности Л.И. Божович – это аффективно-по-требностно-мотивационная  сфера. Процесс развития и становления  личности ребенка рассматривается  как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно  побуждающих его поведение, к  потребностям опосредованным, действующим  через сознательно поставленные цели и намерения.

 

 

 

 

25. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА

 

 

Из всех других отечественных  концепций личности наиболее близко к вышеперечисленным в содержательном плане примыкает концепция личности В.С. Мерлина – основателя и руководителя пермской школы психологов.

Что же сближает позицию  В.С. Мерлина с позициями ленинградских  психологов? Прежде всего это взгляд на понимание самого свойства личности.

Под психическими свойствами личности В.С. Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».

Следующий аспект взглядов В.С. Мерлина – психологическое  содержание этих свойств. «Для характеристики человека как субъекта деятельности, – пишет Мерлин, – необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности...» Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. Таким образом, в концепции В.С. Мерлина понятие «отношение», так же как в вышеприведенных концепциях, играет центральную и ведущую роль. Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, характеризующее свойства личности, отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека».

Во-первых, отношения, выражающие свойства личности, – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания.

Во-вторых, отношения, характеризующие  свойства личности, «представляют собой  отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это  отношение к труду, к людям, к  коллективу, вещам и т. п.».

К примеру, наблюдательность или вдумчивость выражают отношение  человека к собственной психической  деятельности: потребность наблюдать  либо размышлять.

В-третьих, отношения личности представляют собой в высокой  степени обобщенные отношения копределенной  стороне действительности, имеющей  особое значение в общественно-трудовой деятельности.

Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности, состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личностьспособна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних  условий, осуществлять свои цели и намерения.

Таким образом, заключает  В.С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение  сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности.

Уточнив свое представление  об отношениях личности, В.С. Мерлин вслед  за В.Н. Мясищевым отказывается выстраивать  здание личности, элементами которой  являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных  групп психических свойств –  темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его  от всех других отечественных исследователей.

По мнению В.С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам  личности, поскольку это свойства индивида. А во-вторых, характер, способности  и направленность представляют собой  не разные подсистемы (подструктуры), а  разные функции одних и тех  же свойств личности.

 

 

 

 

26. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА

 

 

Данная концепция –  наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию  личности человека. К.К. Платонов рассматривает  личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:

– отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

– внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

– исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;

– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев  к анализу личности позволило  автору выделить в ее структуре следующие  основные подструктуры.

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.

2. Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности».

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.

Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры могут  быть уложены все известные свойства личности.

Причем часть этих свойств  относится в основном только к  одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность  – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур  и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная  воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"