Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
По А.Ф. Лазурному, эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению, эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.
Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающее и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой, значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношении экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.
23. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА
Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть по меньшей мере два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.
Первое – он в открытой
форме поставил вопрос о структуре
личности. Структурная характеристика
освещает нам человека со стороны
его целостности или
Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А.Ф. Лазурского. Развивая его идеи об отношении личности, В.Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношения.
Отношение личности – это
активная, сознательная, интегральная,
избирательная, основанная на опыте
связь личности с различными сторонами
действительности. По мысли В.Н. Мясищева,
отношение – это
Действительно, с момента
рождения человек вынужден вступать
именно в общественные отношения (сначала
с матерью – непосредственно-
Таким образом, отношения и установки – это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения не сводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологических понятий.
24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ
Личность в трудах А.Г.
Ковалева выступает как интегральное
образование психических
Психологические процессы составляют
фундамент психической жизни
человека. Психические процессы формируют
психические состояния, которые
характеризуют функциональный уровень
психической деятельности. До образования
устойчивых психических свойств
состояния характеризуют
Психические свойства образуются
из психических процессов, функционирующих
на фоне психических состояний. Психические
свойства характеризуют устойчивый,
относительно постоянный уровень активности,
характерный для данного
В качестве таковых А.Г. Ковалев
рассматривает темперамент (система
природных свойств человека), направленность
(система потребностей, интересов
и идеалов), способности (интеллектуальные,
волевые и эмоциональные
Если в концепции А.Н.
Леонтьева центральное место
принадлежит понятию «
Становится очевидным, что
ведущая сфера в структуре
личности Л.И. Божович – это аффективно-по-
25. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА
Из всех других отечественных
концепций личности наиболее близко
к вышеперечисленным в
Что же сближает позицию
В.С. Мерлина с позициями
Под психическими свойствами личности В.С. Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».
Следующий аспект взглядов В.С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств. «Для характеристики человека как субъекта деятельности, – пишет Мерлин, – необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности...» Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. Таким образом, в концепции В.С. Мерлина понятие «отношение», так же как в вышеприведенных концепциях, играет центральную и ведущую роль. Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, характеризующее свойства личности, отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека».
Во-первых, отношения, выражающие свойства личности, – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания.
Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности, «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.».
К примеру, наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.
В-третьих, отношения личности представляют собой в высокой степени обобщенные отношения копределенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности.
Последнее отличие отношений,
выражающихся в свойствах личности,
состоит в их устойчивости и постоянстве.
Именно благодаря этому
Таким образом, заключает В.С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности.
Уточнив свое представление об отношениях личности, В.С. Мерлин вслед за В.Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей.
По мнению В.С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры), а разные функции одних и тех же свойств личности.
26. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА
Данная концепция – наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В этой системе автор выделяет
четыре подструктуры личности. Критериями
выделения подструктур
– отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
– внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;
– исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;
– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.
Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры.
1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.
2. Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности».
3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.
4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.
Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.
Причем часть этих свойств
относится в основном только к
одной подструктуре, например убежденность
и заинтересованность – к первой;
начитанность и умелость – ко второй;
решительность и