Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Качества слуховых ощущений – высота, тембр, громкость; зрительных – насыщенность, цветовой тон, яркость и т. п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм существования материи.
Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.
Длительность ощущения – временная его характеристика, определяемая временем действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок времени (латентный, или скрытый, период ощущения). Для тактильных ощущений латентный период составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, для вкусовых – 50 мс. С другой стороны, при прекращении действия раздражителя ощущение одновременно с ним не исчезает. Этот эффект получил название последействия ощущения (инерция ощущения).
Пространственная локализация ощущения: дистантные рецепторы дают нам сведения о расположении источника раздражения в пространстве, контактные рецепторы конкретизируют точку приложения раздражения на поверхности тела.
36. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
В этом вопросе мы рассмотрим понятие восприятия, основные характеристики восприятия и его основные особенности, а также один из основных видов восприятия – восприятие пространства.
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.
В основе восприятия лежат
ощущения, но восприятие не сводится к
сумме ощущений. Восприятие представляет
собой качественно новую
Ощущения и восприятия неразрывно взаимосвязаны, они имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное, яркое, теплое, гладкое, громкое и т. д.). Восприятие же дает человеку целостный образ предмета или явления (автомобиль, телевизор, светлый просторный класс, играющий малыш). Поэтому восприятию присущи особые свойства. Наиболее важные среди них избирательность, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.
Восприятие пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.
Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов. При этом ведущий анализатор выделить не удается – все они практически равноценны в этом комплексе. Особое положение занимает двигательный анализатор, ибо с его помощью устанавливается взаимодействие между другими анализаторами.
Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.
Важную роль в отражении
пространственных свойств предметов
играет функциональная асимметрия, которая
характерна для всех парных анализаторов.
Функциональная асимметрия состоит
в том, что одна из сторон анализатора
является в определенном отношении
ведущей, доминирующей. Один глаз доминирует
по остроте зрения, другой – по величине
поля зрения; одно ухо имеет лучшие
звукоразличи-тельные
37. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ
Под восприятием понимается
отражение в сознании человека каких-либо
предметов или явлений
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.
Восприятие формы обычно осуществляется с помощью:
– зрительного анализатора;
– тактильного анализатора;
– кинестетического анализатора.
Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, – это контур. Под контуром следует понимать разделитель, другими словами, грань двух реальностей – фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона. Аналогично осуществляется восприятие формы при помощи осязания.
Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаз к четкому видению равноудаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов – аккомодации и конвергенции.
Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны.
Конвергенция – сведение зрительных осей на воспринимаемом предмете.
Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодаций и конвергенции – является условно-рефлекторным сигналом о размере воспринимаемого предмета.
Аккомодация и конвергенция действуют на небольших расстояниях (аккомодация – 5–6 м, конвергенция – до 450 м). Человек способен различать удаленность воспринимаемых предметов на расстоянии до 2500 м.
Восприятие глубины и
удаленности предметов
Если изображение предмета
падает в оба глаза на различно
удаленные от центра сетчатки некорреспон-дирующие,
или диспаратные, точки, то имеет
место один из двух эффектов: возникновение
двойного изображения или впечатление
большей или меньшей
При восприятии удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и обучается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.
Таким образом, восприятие осуществляется с помощью различных видов воздействия на органы чувств, а именно восприятие происходит через восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов.
38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.
Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание, ритмичный характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время. При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени. Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных промежутков способствуют слуховые и двигательные ощущения.
Восприятие времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересны, малосущественны, время тянется медленно.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстротекущего времени. При ожидании приятного события кажется, что время идет очень медленно.
При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.
На оценку времени оказывает влияние возраст человека: детям кажется, что время течет медленно, а взрослые поражаются, как быстро оно летит.
Точность в оценке временных
интервалов может повышаться с опытом
в практической деятельности человека.
При некоторых видах
Восприятие движения –
отражение изменения и
С помощью зрения мы можем
получить информацию о движении объекта
двумя различными способами: при
фиксированном взоре и с
Второй способ восприятия движения – прослеживание взором за движущимся объектом.
Впечатление движения может возникать и при отсутствии реального движения предмета, даже если взор фиксирован. Например, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление движения этого предмета. Такое явление называется стробоскопическим эффектом.
39. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ
Основанием для выделения различных видов памяти служат различные ее функции, или выполняемые ею процессы. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность – в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Сохранение – наименее изученный на сегодня процесс памяти. Все, что мы помним, мы помним и днем, и ночью, и в любом состоянии. Процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать и оценивать.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную.
Забывание – также очень важный процесс памяти, хотя изучен он недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.
Нейрофизиологическая теория. Суть данной теории состоит в том, что нейроны образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. При этом повторное прохождение нервных импульсов по тем же самым нервным путям облегчается. Это обеспечивается изменением синапсов (синапс – место контакта нейронов друг с другом). Чем большее число раз проходит нервное возбуждение по одним и тем же цепям нейронов (а это получается тогда, когда долго и ярко существует замкнутый контур в момент образования воспоминания), тем легче может снова пройти возбуждение по этому контуру. Поэтому эта теория имеет еще одно название – теория нейронных моделей.
Еще одна теория в рамках физиологического подхода направлена на объяснение механизма кратковременной и долговременной памяти. Согласно этой теории запоминание протекает в две стадии.
На первой стадии в нейронах
происходит обратимая кратковременная
электрохимическая реакция, длящаяся
секунды или минуты. Ее считают
основой кратковременной
Вторая стадия, возникающая на основе первой, – это необратимая биохимическая реакция. При этом в клетках происходят необратимые химические изменения, которые являются основой долговременной памяти.
Нейроны имеют достаточно сложное строение. Кроме всего прочего, в них содержатся молекулы дезок-сирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот. Оказывается, молекулы РНК способны изменяться под влиянием нервных и химических импульсов, исходящих или от соседних нейронов, или от жидкости, в которую погружены все нейроны. Считается, что эти изменения и являются основой онтогенетической, индивидуальной памяти. Молекулы ДНК согласно этой теории являются носителями наследственной, генетической памяти.