Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"

Файлы: 1 файл

shpory_razvitia.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)

3. Фрейд считал источником  психического развития влечения  и инстинкты. Ребенок рождается  с определенным запасом энергии  — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 стадии: оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период и генитальная стадия. Либидо (от лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития (по 3.Фрейду, приходится на младенческий возраст), на протяжении которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот. Чрезмерная или недостаточная стимуляция, получаемая ребенком в течение первой половины первого года жизни, по мнению Фрейда, приводит к формированию орально-пассивного характера. Это веселый и оптимистичный человек, он ожидает от окружающих «материнского» к себе отношения и потому постоянно ищет одобрения любой ценой. В течение второй половины первого года жизни у ребенка появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения переживаемого психического состояния. Фиксация ребенка на этих переживаниях в последующем приводит, по мнению Фрейда, к формированию орально-агрессивного характера, что выражается в таких личностных чертах, как любовь к спорам, сарказм, пессимизм, в циничном отношении к окружающему. Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах:анально-удерживающий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и анально-агрессивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития (приходится на дошкольное детство), в течение которой источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка. Фиксация на этой стадии развития приводит к формированию фаллического характера. Мужчины с фаллическим типом характера всегда стремятся к успеху, пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость, Одни женщины с фаллическим характером склонны к флирту и обольщению, а другие борются за главенство над мужчинами, Латентный (скрытый) период — внутри четырех стадий психосексуального развития 3. Фрейд выделял так называемый латентный период (приходящийся на младший школьный возраст), на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола. Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения. Генитальный характер— это символ идеального психического здоровья. Это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности.

 

7 когнитивные теории и модели  развития

Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже). При изучении психологии развивающегося ребенка  всегда уделялось большое внимание мышлению и речи, потому что они  составляют основу интеллекта. Этой проблемой  занимались (Л.С. Выготский, Н.Б. Шумакова,) Ж. Пиаже, Дж. Брунер, л.Колберт , Бандура и др.

Пиаже детально изучил развитие мышления вплоть до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Он считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития.  По Пиаже, существует четыре такие стадии: сенсомоторная, дооперационная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций. Сенсомоторная стадия по длительности протекает от рождения до 18–24 месяцев. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, Дооперационная стадия охватывает период от 18–24 месяцев до 7 лет. Дети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. В основном ребенок использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Стадия конкретных операций проходит с 7 до 12 лет. Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами. Стадия формальных операций начинается после 12 лет и продолжается в течение всей жизни человека. На данной стадии становится более гибким мышление, осознается обратимость умственных операций и рассуждений, появляется способность рассуждать, используя абстрактные понятия;

Теоретик социального  научения Альберт Бандура (1977) утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, действий окружающих и регулируют соответственно своё поведение. Свою теорию он назвал «социальной когнитивной теорией».Концепция социального научения. А. Бандура – критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого., Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию.

Теория морального развития –Колберт объясняет каким образом закрепляются схемы и регулируют его поведение. В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: ориентацию на авторитеты (на родителей); ориентацию на обычаи (как принято в обществе);ориентацию на принципы(перенос всего во внутрь, формир.совесть).

 

8. Возникновение и основные направления  контекстуальных теорий и моделей  психического развития

К контекстуальным моделям  относят «Культурно-историческая теория»  Выготского.Концепция разрабатывалась  Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. выготский  утверждал, развитие - возникновение  нового (новообразование). Вводит понятие  ССР -специфическое отношение между  ребенком и соц.средой. Социальная ситуация меняется в начале возрастного периода - в конце периода появляются новообр., среди которых особое место имеет  центральное новообр., самое главное. Выготский сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: 1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени.  2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами); 3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефектов речи); 4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других;)  
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:  1) Зона актуального развития (ЗАР) - те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.  2) Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно. Маркова выделяла третий уровень развития - уровень саморазвития (самообучаемость) ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. 

Л.С.Выготский обосновал  возрастную периодизацию детского развития, которая завершается рассмотрением  кризиса 17 лет. Она выглядит следующим  образом: Кризис новорожденности, Младенческий возраст (2 мес.- 1 год), Кризис одного года, Раннее детство (1 – 3 года), Кризис трёх лет, Дошкольный возраст( 3 – 7 лет), Кризис 7 лет ,Школьный возраст (8 – 12 лет) , Кризис 13 лет, Пубертатный возраст (14-18 лет), Кризис 17 лет.

Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) — советский психолог, создатель  концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии «ведущая деятельность». Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. По мысли Эльконина, личность ребёнка формируется внутри систем «ребёнок - общественый предмет» и «ребёнок – общественный взрослый». он выделил в детском возрасте 6 периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей Д.1й период – младенчество (0-1 год). Ведущая Д – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. 2й период – раннее детство (1 – 3 года).Ведущая Д – предметно-манипулятивная. 3й период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая Д – сюжетно-ролевая игра, 4й период – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба,. 5й период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. 6й период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая Д – учебно-проф Д. Божович Л.И. - в итоге развития ребенок должен стать личностью.

 

9. Предпосылки, условия и закономерности псих развития

Предпосылки псих развития-причины, обусловливающие весь его ход. Среди  них выдел: наследственность, среду  активность.Наследственность-свойство индивида повторять в ряду поколений  сходные типы индивидуального развития в целом. Вкл генотип и фенотип. Среда-окружающие человека обществ, материальн и дух условия его существования, влияние на формирование интеллекта, личности. Активность-деятельное состояние  организма, связ с вмешательством в  окруж среду с целью ее изменения  в соответствии с потребностями.

К закономерностям психического развития относятся: Неравномерность и гетерохронность. Неравномерность – это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов. Неустойчивость развития. Данная закономерность, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. Устойчивость возможна при выполнении двух условий: 1) при частых мелкоаплитудных колебаниях; 2) при несовпадении во времени развития разных психических процессов, функций и свойств. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости. Сензитивность развития. Как говорилось выше, сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей. Кумулятивность. Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Диверг закл в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

 Кроме  этого выделяют механизмы псих  развития:

ССР- складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и  окружающей его действительностью, прежде всего социальной. ВедущаяД – деятельность ребёнка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Новообразование - качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. Интериоризация-процесс перехода функции от взрослого к ребенку. В основе интериоризации лежит механизм подражания, соединенное с методом проб и ошибок.

 

10. Проблема периодизации психического развития

Все существующие к тому времени периодизации Л. С. Выготский разделил на 3 группы:

1я- по аналогии со  ступенчатообразным построением  других процессов развития.

Периодизация  С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества: стадия рытья и копания (0—5 лет), стадия охоты и захвата (5—11 лет), пастушеская стадия (8—12 лет), земледельческая стадия (11—15 лет), стадия промышленности и торговли (15-20 лет).

Ко 2 гр- основанные на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития: Периодизация В. Штерна, основанием которой является собственная активность человека: период, когда ребенок только играет, период сознательного учения с разделением игры и труда, период юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. Периодизация 3. Фрейда, основанием которой является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2) анальная фаза (2—3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет; 5) генишальная фаза (фаза половозрел ости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения. Периодизация Л. Колберга, в основе становление морали: доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы). Третью группу, составляют периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. А. Гезелл, обнаруживший, что «плотность» развития с взрослением уменьшается.

Л. С. Выготский  предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды),которые чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный ПВт, 11) кризис 17 лет и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"