Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"
3. Фрейд считал источником
психического развития
7 когнитивные теории и модели развития
Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже). При изучении психологии развивающегося ребенка всегда уделялось большое внимание мышлению и речи, потому что они составляют основу интеллекта. Этой проблемой занимались (Л.С. Выготский, Н.Б. Шумакова,) Ж. Пиаже, Дж. Брунер, л.Колберт , Бандура и др.
Пиаже детально изучил развитие мышления вплоть до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Он считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. По Пиаже, существует четыре такие стадии: сенсомоторная, дооперационная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций. Сенсомоторная стадия по длительности протекает от рождения до 18–24 месяцев. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, Дооперационная стадия охватывает период от 18–24 месяцев до 7 лет. Дети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. В основном ребенок использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Стадия конкретных операций проходит с 7 до 12 лет. Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами. Стадия формальных операций начинается после 12 лет и продолжается в течение всей жизни человека. На данной стадии становится более гибким мышление, осознается обратимость умственных операций и рассуждений, появляется способность рассуждать, используя абстрактные понятия;
Теоретик социального научения Альберт Бандура (1977) утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, действий окружающих и регулируют соответственно своё поведение. Свою теорию он назвал «социальной когнитивной теорией».Концепция социального научения. А. Бандура – критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого., Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию.
Теория морального развития –Колберт объясняет каким образом закрепляются схемы и регулируют его поведение. В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: ориентацию на авторитеты (на родителей); ориентацию на обычаи (как принято в обществе);ориентацию на принципы(перенос всего во внутрь, формир.совесть).
8. Возникновение и основные
К контекстуальным моделям
относят «Культурно-
Выготский выделил
2 уровня (зоны) психического развития: 1) Зона актуального развития
(ЗАР) - те ЗУН, действия, которые есть в
психике ребенка на сегодняшний день;
то, что ребенок может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи,
которые сегодня ребенок может выполнить
при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития
- уровень саморазвития (самообучаемость) ОБУЧЕНИЕ
должно опираться на ЗБР.
Л.С.Выготский обосновал
возрастную периодизацию детского развития,
которая завершается
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) — советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии «ведущая деятельность». Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. По мысли Эльконина, личность ребёнка формируется внутри систем «ребёнок - общественый предмет» и «ребёнок – общественный взрослый». он выделил в детском возрасте 6 периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей Д.1й период – младенчество (0-1 год). Ведущая Д – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. 2й период – раннее детство (1 – 3 года).Ведущая Д – предметно-манипулятивная. 3й период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая Д – сюжетно-ролевая игра, 4й период – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба,. 5й период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. 6й период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая Д – учебно-проф Д. Божович Л.И. - в итоге развития ребенок должен стать личностью.
9. Предпосылки, условия и закономерности псих развития
Предпосылки псих развития-причины,
обусловливающие весь его ход. Среди
них выдел: наследственность, среду
активность.Наследственность-
К закономерностям
психического развития относятся: Неравномерность
и гетерохронность. Неравномернос
Кроме этого выделяют механизмы псих развития:
ССР- складывающееся к началу
каждого нового этапа своеобразное,
специфическое для данного
10. Проблема периодизации психического развития
Все существующие к тому времени периодизации Л. С. Выготский разделил на 3 группы:
1я- по аналогии со
ступенчатообразным
Периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества: стадия рытья и копания (0—5 лет), стадия охоты и захвата (5—11 лет), пастушеская стадия (8—12 лет), земледельческая стадия (11—15 лет), стадия промышленности и торговли (15-20 лет).
Ко 2 гр- основанные на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития: Периодизация В. Штерна, основанием которой является собственная активность человека: период, когда ребенок только играет, период сознательного учения с разделением игры и труда, период юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. Периодизация 3. Фрейда, основанием которой является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2) анальная фаза (2—3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет; 5) генишальная фаза (фаза половозрел ости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения. Периодизация Л. Колберга, в основе становление морали: доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы). Третью группу, составляют периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. А. Гезелл, обнаруживший, что «плотность» развития с взрослением уменьшается.
Л. С. Выготский
предложил собственную