Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"

Файлы: 1 файл

shpory_razvitia.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)

В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) ПВ с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) ЮВ — с учебно-профессиональной деятельностью.

 

11. Понятие о кризисе психического  развития. Возрастные кризисы психического  развития.

Возрастные кризисы –  особые, относительно непродолжительные  по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Кризис начинается и завершается  незаметно.

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни. Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Кризис 3 лет. Кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений». Психологически отделяется от близких взрослых. Кризис 7 лет. Открытие значения новой социальной позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Кривляние, манерность. Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Появляется чувство взрослости. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. На пороге реальной взрослой жизни. Ориентируются на продолжение образования, на поиски работы. Характерны различные страхи (страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией). Складывается мировоззрение. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла(кризис смысла жизни). Переход от молодости к зрелости. Кризис 40 лет повторение кризиса 30 лет. Человек остро переживает неуд своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Обострение семейных отношений. Потеря нек близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредств участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Кризис ухода на пенсию нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. кризис может осложниться смертью супруга (супруги)

 

12 Пренатальный период и рождение  ребенка

Жизнь начинается на несколько  месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Традиционно  выделяют три стадии пренатального развития: - стадию зародыша (от оплодотворения, до имплантации яйцеклетки в стенку матки – около 2 недель); -стадию эмбриона (со 2-ой недели до 7 недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов);- стадию плода ( с 8 недель до рождения). В течение 1 периода оплодотворенная яйцеклетка делится многократно копируя саму себя. В течение 2 стадии у эмбриона происходит формирование конечностей, пальцев и основных органов чувств. К началу 8 недель длина эмбриона достигает 25 мм. В эмбриональный период будущий ребенок наиболее подвержен поражению различным вирусам. 3 стадия  - совпадает с формированием основ нервной системы, с 12 недель плод уже принимает человеческий облик. К 16 нед. – 15 – 16 см., к 23 нед. у плода устанавливается цикл сна и бодрствования, синхронизированный с материнским.

 В 70-х года 20 века  появилась возможность с помощью  УЗИ безопасно наблюдать за  движениями плода. Физическое развитие ребенка во время беременности матери: исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение.. С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой. во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы. Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив. Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу - тот просто не сможет противостоять стрессам. . В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. В результате всего этого ученые пришли к выводу, что характер человека фактически формируется внутриутробно, а после рождения идет лишь корректировка.Кризис рождения Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. Проходя через родовые пути, ребенок испытывает сильную гипоксию и сдавливание головки. Его организм отвечает на это необычайно мощным выбросом в кровь гормонов стресса: очень активных и сильных биохимических веществ — адреналина и норадреналина. Уровень их в крови новорожденного выше, чем у взрослого в состоянии сильного эмоционального напряжения. Считают, что большая доза этих гормонов способствует установлению привязанности между матерью и ребенком и обеспечивает активность новорожденного.

 

13 Развитие ребенка в период новорожденности

Период новорождённости  длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни. В  момент родов ребенок физически  отделяется от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время  остается биологически несамостоятельным  существом.

Главная особенность новорождённости  связана со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Рождение ребенка представляет собой решающий скачок в его развитии. В течение  нескольких секунд в организме происходят глубокие и резкие изменения. До этого  момента плод получал кислород через  плаценту, легкие его бездействовали. 

На самом первом этапе  его жизни — наследственно  закрепленные врожденные рефлексы. Сразу  после рождения вступают в действие рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма — дыхания, кровообращения, пищеварения, удовлетворяющие потребности  в кислороде, тепле, пище. У новорожденных  детей выражен сосательный рефлекс  в ответ на прикосновение к  коже, губам, щекам, языку. В первые дни  жизни проявляются и защитные рефлексы. Из защитных рефлексов отчетливо  проявляются также мигательный  и зрачковый рефлексы.

У новорожденного во время  сосания молока все его другие движения задерживаются, затормаживаются  — возникает «пищевое сосредоточение». Важным для новорожденного является развитие его зрительного и слухового  анализаторов. только после 6 дней жизни  ребенок начинает следить за движущимися  предметами. Способность фиксировать  взгляд на предмете, сосредотачиваться  на нем появляется к концу первого  — началу 2-го месяца жизни. Фиксация взора на предмете длится 1-2 мин. Одновременно формируется и конвергенция —  способность сводить на предмете оси обоих глаз. Самую большую  радость родителям приносит улыбка ребенка. Эта улыбка возникает на появление матери и звук ее голоса в конце первого месяца жизни. Появление улыбки — важное новообразование 1-го месяца жизни, оно знаменует  конец периода новорожденности  и переход к младенчеству.

Характерные особенности, периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете. Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10—12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Самые главные приобретения - ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития.

 

14. Развитие ребенка в младенчестве

Начало младенческого  возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м  месяцами жизни ребенка.

Первая специфическая  форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2—3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он включает в себя 3 компонента: 1)улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й неделе 2-го месяца жизни. 2)вокализации: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому; 3)двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях поворачивается на бок с выгибанием спинки.

3-месячный ребенок выделяет  свою мать из окружения, а  к 6 месяцам начинает отличать  своих от чужих. С 8-9 месяцев  ребенок будет проявлять активность, затевая первые игры со взрослыми  (не из-за самой игры, а из-за  удовольствия общения со взрослым), а к 11—12 месяцам дети уже  умеют не только наблюдать  за взрослыми, но и обращаться  к ним за помощью. Общий принцип,  которому подчинено развитие  младенца, такой: сенсорное развитие  опережает моторное. Развитие моторики  младенца подчинено определенной  схеме: движения совершенствуются  от грубых, крупных, размашистых  к более мелким и точным, причем  сначала совершенствуются движения  ручек и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части  тела.

Зрение. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение, фиксируемое по движениям глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Слух. Срок появления слуховой чувствительности у ребенка установить очень трудно. В первые 2—3 дня жизни полости его среднего и внутреннего уха заполнены околоплодной слизью, евстахиева труба не наполнена воздухом, а просвет барабанной перепонки почти закрыт набухшей слизистой оболочкой. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.

Младенчество — период, когда активно формируются предпосылки усвоения речи. У ребенка рано проявляется интерес к речи человека. У него формируется восприятие, представление о предметах окружающего мира, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Развивается возникшая в конце периода новорожденности потребность в общении. Появляются способность к пониманию человеческой речи и первые самостоятельные слова. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Ведущее значение в психическом развитии ребенка приобретает удовлетворение новых его потребностей — в общении с людьми, в новых впечатлениях. Важнейшие психологические новообразования в психике младенца формируются в процессе эмоционально-личностного и практического взаимодействия со взрослыми.

 

15. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет  и заканчивается кризисом 3 лет.

Ранний  возраст - период активного исследования различных свойств, предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность, тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Овладение предметной деятельностью составляет основу полного и всестороннего восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприятия полуторагодовалых — двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом возрасте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи упавший в нее мячик). Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки — наглядно-действенное мышление. Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи, — формирование обобщений. Раннее детство - сензитивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи..

Центральным новообразованием возраста является возникновение у  ребенка сознания, выступающего для  других в виде собственного «Я». Оно  появляется примерно к 3 годам. К трем годам ребенок, узнавая себя в  зеркале, проявляет некоторую обеспокоенность  по поводу того, кто же реален — он сам или его изображение. В  это время появляются игры перед. Прямохождение. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении пространства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он научается не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д.Первоначально овладение прямой походкой — немалая трудность для ребенка. Управление движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Преобладающие виды памяти — двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал. Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"