Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"
В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) ПВ с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) ЮВ — с учебно-профессиональной деятельностью.
11.
Понятие о кризисе
Возрастные кризисы –
особые, относительно непродолжительные
по времени (до года) периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни. Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Кризис 3 лет. Кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений». Психологически отделяется от близких взрослых. Кризис 7 лет. Открытие значения новой социальной позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Кривляние, манерность. Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Появляется чувство взрослости. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. На пороге реальной взрослой жизни. Ориентируются на продолжение образования, на поиски работы. Характерны различные страхи (страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией). Складывается мировоззрение. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла(кризис смысла жизни). Переход от молодости к зрелости. Кризис 40 лет повторение кризиса 30 лет. Человек остро переживает неуд своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Обострение семейных отношений. Потеря нек близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредств участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Кризис ухода на пенсию нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. кризис может осложниться смертью супруга (супруги)
12 Пренатальный период и
Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Традиционно выделяют три стадии пренатального развития: - стадию зародыша (от оплодотворения, до имплантации яйцеклетки в стенку матки – около 2 недель); -стадию эмбриона (со 2-ой недели до 7 недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов);- стадию плода ( с 8 недель до рождения). В течение 1 периода оплодотворенная яйцеклетка делится многократно копируя саму себя. В течение 2 стадии у эмбриона происходит формирование конечностей, пальцев и основных органов чувств. К началу 8 недель длина эмбриона достигает 25 мм. В эмбриональный период будущий ребенок наиболее подвержен поражению различным вирусам. 3 стадия - совпадает с формированием основ нервной системы, с 12 недель плод уже принимает человеческий облик. К 16 нед. – 15 – 16 см., к 23 нед. у плода устанавливается цикл сна и бодрствования, синхронизированный с материнским.
В 70-х года 20 века
появилась возможность с
13 Развитие ребенка в период новорожденности
Период новорождённости длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом.
Главная особенность новорождённости связана со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Рождение ребенка представляет собой решающий скачок в его развитии. В течение нескольких секунд в организме происходят глубокие и резкие изменения. До этого момента плод получал кислород через плаценту, легкие его бездействовали.
На самом первом этапе
его жизни — наследственно
закрепленные врожденные рефлексы. Сразу
после рождения вступают в действие
рефлексы, обеспечивающие работу основных
систем организма — дыхания, кровообращения,
пищеварения, удовлетворяющие потребности
в кислороде, тепле, пище. У новорожденных
детей выражен сосательный
У новорожденного во время сосания молока все его другие движения задерживаются, затормаживаются — возникает «пищевое сосредоточение». Важным для новорожденного является развитие его зрительного и слухового анализаторов. только после 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Способность фиксировать взгляд на предмете, сосредотачиваться на нем появляется к концу первого — началу 2-го месяца жизни. Фиксация взора на предмете длится 1-2 мин. Одновременно формируется и конвергенция — способность сводить на предмете оси обоих глаз. Самую большую радость родителям приносит улыбка ребенка. Эта улыбка возникает на появление матери и звук ее голоса в конце первого месяца жизни. Появление улыбки — важное новообразование 1-го месяца жизни, оно знаменует конец периода новорожденности и переход к младенчеству.
Характерные особенности, периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете. Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10—12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Самые главные приобретения - ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития.
14. Развитие ребенка в младенчестве
Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка.
Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2—3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он включает в себя 3 компонента: 1)улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й неделе 2-го месяца жизни. 2)вокализации: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому; 3)двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях поворачивается на бок с выгибанием спинки.
3-месячный ребенок выделяет
свою мать из окружения, а
к 6 месяцам начинает отличать
своих от чужих. С 8-9 месяцев
ребенок будет проявлять
Зрение. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение, фиксируемое по движениям глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Слух. Срок появления слуховой чувствительности у ребенка установить очень трудно. В первые 2—3 дня жизни полости его среднего и внутреннего уха заполнены околоплодной слизью, евстахиева труба не наполнена воздухом, а просвет барабанной перепонки почти закрыт набухшей слизистой оболочкой. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.
Младенчество — период, когда активно формируются предпосылки усвоения речи. У ребенка рано проявляется интерес к речи человека. У него формируется восприятие, представление о предметах окружающего мира, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Развивается возникшая в конце периода новорожденности потребность в общении. Появляются способность к пониманию человеческой речи и первые самостоятельные слова. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Ведущее значение в психическом развитии ребенка приобретает удовлетворение новых его потребностей — в общении с людьми, в новых впечатлениях. Важнейшие психологические новообразования в психике младенца формируются в процессе эмоционально-личностного и практического взаимодействия со взрослыми.
15. Психическое развитие ребенка в раннем детстве
За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.
Ранний возраст - период активного исследования различных свойств, предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность, тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Овладение предметной деятельностью составляет основу полного и всестороннего восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприятия полуторагодовалых — двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом возрасте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи упавший в нее мячик). Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки — наглядно-действенное мышление. Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи, — формирование обобщений. Раннее детство - сензитивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи..
Центральным новообразованием
возраста является возникновение у
ребенка сознания, выступающего для
других в виде собственного «Я». Оно
появляется примерно к 3 годам. К трем
годам ребенок, узнавая себя в
зеркале, проявляет некоторую