Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"

Файлы: 1 файл

shpory_razvitia.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)

 

16. Психическое развитие ребенка  в дошкольном возрасте

Хронологические границы 3-6,7 лет. Соц.ситуация – появл. желание  постичь смысловую основу деятельности взрослого. Вед. деят-ь – сюжетно-ролевая  игра. 2-3 года одиночные игры, постепенно развивается игра «рядом», 3-5 лет  появл. кратковрем. объединения, содержание игры не способствует устному общению. 6-7 лет –длит.объедин., появл.необходимость  иметь партнера. ФИЗИЧЕСКОЕ развитие-формирование тканей и органов, увеличение массы  тела, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, развивается  двусигнальная система. В дошкольном возрасте внимание становится более  сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут  направлять его на различные предметы. Мышление переход от наглядно-действен. к наглядно образному, формирование простейших форм рассуждений, к 6 годам  появл. причинное мышление, к 7-словесно-логическое. Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена  интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых  он может удерживать до 8 секунд. Для  детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет  быстрыми темпами развивается способность  к произвольному вниманию. Речь –  формируется фонемотический слух, словарный  запас, 5 лет - осознание звукового  состава слова, 6 - начинают читать, речь становится социализированной. На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять  словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.Под  влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника  достигает достаточно высокой степени  развития, что обеспечивает ему возможность  обучения в школе.Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию  в играх, требующих сознательного  запоминания каких-либо предметов, действий,слов, а также благодаря  постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений  старших.Дошкольникам свойственно  не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное  запоминание. К механическому запоминанию  они прибегают лишь тогда, когда  затрудняются понять и осмыслить  материал.В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и  эмоциональная память.Воображение  дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка. Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

 

17. Становление личности в дошкольном  возрасте особенности межличн-го  взаимод-я и общения

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания.  Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появлением стремления активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания.

Во второй половине дошкольного  возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства. Теперь при формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих действий и понимание того, что не все может. Еще новшеством в становлении самооценки является осознание своих переживаний. У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям.  Эмоциональному развитию дошкольника, пожалуй, более всего способствует детский коллектив. В дошкольном возрасте изменяется и мотивационная сфера. Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Ребенок способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, менее сильным – наказание, а самым слабым – обещание.

На протяжении всего дошкольного  детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Пройдя стадию ситуативно-личностного общения со взрослым (первое полугодие жизни) и стадию ситуативно-делового общения (6 мес — 2 года), ребенок достигает внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым (3—5 лет). Внеситуативностъ является особенностью общения в дошкольном возрасте. Поскольку общение детей со взрослыми чаще всего в это время осуществляется на фоне познавательной деятельности. Значение внеситуативно-познавательной формы общения состоит в том, что она развивает интеллект ребенка, преобразует его общую жизнедеятельность, перестраивает интересы, порождает новую деятельность общения — внеситуативно-личностную, которая становится ведущей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Общение ребенка со взрослым и сверстником — это две стороны одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя взрослый остается центром мира детей примерно до 7 лет, первые контакты со сверстниками тоже отмечаются довольно рано. После 3 лет взаимодействие детей друг с другом интенсифицируется, появляется инициирование общения; дошкольники играют не только рядом, но и вместе; обнаруживается потребность детей друг в друге.

Таким образом, поводами к  общению у детей 3-4 лет является желание продемонстрировать свои умения (самовыражение) популярному ребенку  и получить его доброжелательную оценку. Дети 4—5 лет чаще всего ищут сотрудничества с партнером, его  внимания, признания и уважения. Старшие дошкольники интенсивнее, чем дети средней группы, ищут сотрудничества с ровесниками, их уважения, а также  сопереживания и согласования мнений.

 

18. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. «Лошадка» заменяется палочкой, и ребенок «едет» на ней потому, что ему важно ехать, а не доехать.

В сюжетной игре ребенок  принимает на себя те роли, которые  так или иначе соответствуют  некоторым общественно-трудовым функциям взрослых, и вносит в свою игру некоторые  нормы отношений, связанных с  этими функциями.

Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Игра - эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте - сюжетно-ролевая игра.

В структуре  игры можно выделить несколько элементов. 1.Любая игра имеет тему.дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин». 2.В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. 3. роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений между людьми; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному». 4.Содержание игры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. 5.Игровой материал и игровое пространство. в игре предмет используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). 6.Ролевые (отражают отношение к сюжету и роли) и реальные отношения выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли).

Этапы развития игры. 1.Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. («кормить куклу», «резать хлеб»). 2.Ролевая игра. интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. (играть «во врача», «в дочки-матери,). 3.Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала (к игре охотно привлекаются реальные предметы и вещи, одежда взрослых), к соблюдению правил в игре. На этом этапе появляются игры-драматизации, игры-фантазирования.

 

19. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Проблема обучения детей с 6 лет

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный; эмоциональный; социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;концентрация внимания;аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;логическое запоминание;сенсомоторная координация;умение воспроизводить образец;развитие тонких движений руки. Об эмоциональной зрелости говорят уменьшение импульсивных реакций; возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. О социальной зрелости свидетельствуют: потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями  идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович (1968); Д. Б. Эльконина (1981, 1989); Н. Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991) и др. Эти авторы вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные  в нем психологические функции  еще не созрели. Обсуждая проблему психологической  готовности к школе, Л. И. Божович (1968) рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения; достаточное развитие произвольного поведения;определенный уровень развития интеллектуальной сферы. Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;умение слушать и выполнять инструкции взрослого;умение работать по образцу.

Психологическая готовность к школе — это необходимый  и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в  группе сверстников. Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов..Самооценка школьника должна быть адекватной и дифференцированной.

 

20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Это период детства, ведущей  в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Вторая особенность этой деятельности — приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно-выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

Поступление в школу значительно  расширяет круг социальных контактов  ребенка, что неизбежно влияет на его «Я-концепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его  эмансипации от родителей, предоставляет  ему широкие возможности для  изучения окружающего мира — как физического, так и социального. В школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником.

Анатомо-физиологические  особенности младших школьников. В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу.  Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"