Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"
16. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Хронологические границы 3-6,7
лет. Соц.ситуация – появл. желание
постичь смысловую основу деятельности
взрослого. Вед. деят-ь – сюжетно-ролевая
игра. 2-3 года одиночные игры, постепенно
развивается игра «рядом», 3-5 лет
появл. кратковрем. объединения, содержание
игры не способствует устному общению.
6-7 лет –длит.объедин., появл.необходимость
иметь партнера. ФИЗИЧЕСКОЕ развитие-формирование
тканей и органов, увеличение массы
тела, усиливается регулирующая роль
коры больших полушарий, развивается
двусигнальная система. В дошкольном
возрасте внимание становится более
сосредоточенным и устойчивым. Дети
учатся управлять им и уже могут
направлять его на различные предметы.
Мышление переход от наглядно-действен.
к наглядно образному, формирование
простейших форм рассуждений, к 6 годам
появл. причинное мышление, к 7-словесно-логическое.
Ребенок 4–5 лет способен удерживать
внимание. Для каждого возраста устойчивость
внимания различна и обусловлена
интересом ребенка и его
17. Становление личности в
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания. Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появлением стремления активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания.
Во второй половине дошкольного
возраста появляется самооценка, базирую
На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Пройдя стадию ситуативно-личностного общения со взрослым (первое полугодие жизни) и стадию ситуативно-делового общения (6 мес — 2 года), ребенок достигает внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым (3—5 лет). Внеситуативностъ является особенностью общения в дошкольном возрасте. Поскольку общение детей со взрослыми чаще всего в это время осуществляется на фоне познавательной деятельности. Значение внеситуативно-познавательной формы общения состоит в том, что она развивает интеллект ребенка, преобразует его общую жизнедеятельность, перестраивает интересы, порождает новую деятельность общения — внеситуативно-личностную, которая становится ведущей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Общение ребенка со взрослым и сверстником — это две стороны одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя взрослый остается центром мира детей примерно до 7 лет, первые контакты со сверстниками тоже отмечаются довольно рано. После 3 лет взаимодействие детей друг с другом интенсифицируется, появляется инициирование общения; дошкольники играют не только рядом, но и вместе; обнаруживается потребность детей друг в друге.
Таким образом, поводами к
общению у детей 3-4 лет является
желание продемонстрировать свои умения
(самовыражение) популярному ребенку
и получить его доброжелательную
оценку. Дети 4—5 лет чаще всего ищут
сотрудничества с партнером, его
внимания, признания и уважения.
Старшие дошкольники
18. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. «Лошадка» заменяется палочкой, и ребенок «едет» на ней потому, что ему важно ехать, а не доехать.
В сюжетной игре ребенок принимает на себя те роли, которые так или иначе соответствуют некоторым общественно-трудовым функциям взрослых, и вносит в свою игру некоторые нормы отношений, связанных с этими функциями.
Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Игра - эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте - сюжетно-ролевая игра.
В структуре игры можно выделить несколько элементов. 1.Любая игра имеет тему.дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин». 2.В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. 3. роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений между людьми; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному». 4.Содержание игры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. 5.Игровой материал и игровое пространство. в игре предмет используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). 6.Ролевые (отражают отношение к сюжету и роли) и реальные отношения выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли).
Этапы развития игры. 1.Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. («кормить куклу», «резать хлеб»). 2.Ролевая игра. интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. (играть «во врача», «в дочки-матери,). 3.Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала (к игре охотно привлекаются реальные предметы и вещи, одежда взрослых), к соблюдению правил в игре. На этом этапе появляются игры-драматизации, игры-фантазирования.
19. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Проблема обучения детей с 6 лет
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный; эмоциональный; социальный.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;концентрация внимания;аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;логическое запоминание;сенсомоторная координация;умение воспроизводить образец;развитие тонких движений руки. Об эмоциональной зрелости говорят уменьшение импульсивных реакций; возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. О социальной зрелости свидетельствуют: потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович (1968); Д. Б. Эльконина (1981, 1989); Н. Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991) и др. Эти авторы вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели. Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л. И. Божович (1968) рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения; достаточное развитие произвольного поведения;определенный уровень развития интеллектуальной сферы. Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;умение слушать и выполнять инструкции взрослого;умение работать по образцу.
Психологическая готовность
к школе — это необходимый
и достаточный уровень
20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Вторая особенность этой деятельности — приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно-выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им.
Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я-концепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира — как физического, так и социального. В школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником.
Анатомо-физиологические
особенности младших школьников