Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"
21. Особенности развития псих-х
состояний и индивид-психол
В 6-7 лет наблюдаются
изменения и в эмоционально-
Но возможности полного осознания мл шк своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств.
В I классе можно отметить сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни. Эта непроизвольность обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, наруш дисциплины). Но уже ко II—III классу дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их.
В МШВ эмоциональная жизнь
усложняется и дифференцируется
— появляются сложные высшие чувства:
нравственные (чувство долга, любовь
к Родине, товарищество, а также
гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные
(любознательность, удивление, сомнение,
интеллектуальное удовольствие, разочарование
и т.п.), эстетические (чувство прекрасного,
чувство красивого и
Чувства в МШВ развиваются в тесной связи с волей. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят ее. Волевое поведение в I классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. В МШВ у ребенка происходит развитие собственной эмоц выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью МШВ явл-ся эмоц впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. В этом возрасте у ребенка активно развиваются соц эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
Приобретение навыков
соц взаимодействия с группой
сверстников и умение заводить
друзей явл одной из важных
задач развития ребенка на
этом возрастном этапе.
22. Личностное развитие младших школьников.
Поступление ребенка в
школу создает новые условия
для личностного роста
Познавательная мотивация. Развитая познав мотив-я в начальных классах встречается редко. Большинству мл шк присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Мотивация достижения успехов. В МШВ складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения вкл два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи. Характер. МШВ является сензитивным для развития таких личностных качеств ребенка, как трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий. В становлении трудолюбия большую роль играет разумная система поощрений ребенка за успехи. Самостоятельность детей МШВ сочетается с их зависимостью от взрослых, поэтому данный возраст может стать переломным, критическим для формирования самостоятельности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамост-ным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Общение. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Общение переходит на качественно более высокий уровень, так как дети начинают лучше понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. Самосознание. Особенностью детей МШВ, которая роднит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека. Становление самооценки мл шк зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
К концу МШВ появляется
рефлексия и тем самым
23. Психологическая
С поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая становится ведущей. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Каждый из видов имеет свои особенности в младшем школьном возрасте.Учебная - развивающийся вид деятельности. Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всей школьной жизни, но основы закладываются в первые годы. На мл. школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция. Учебная деятельность имеет определенную структуру, в соответствии с представлениями Эльконина:1) Мотивация - в основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребностьипотребность в саморазвитии; 2) учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которыхребенок осваивает наиб. общие способы действия; 3)учебные операции, входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности;4) контроль - первоначально работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. 5) оценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать.
Трудовая деятельность. С поступлением в школу - новая трудовая система отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности мл. школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе.
Игра в этом возрасте занимает 2-е место после учебной деятельноти как ведущей и сущ. влияет на развитие детей. Становление учебных мотивов оказывают влияние на развитие игровой деятельности. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения. Игры приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что, в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников.Расширяется сфера и содержания общения ребенка с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.
24. Проблема взросления в психологии развития.
Традиционные взгляды на подр.возр. (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ) Возр. связан с перестройкой организма ребенка -половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, др.е-позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подр. возр. иногда называют затянувшимся кризисом.
Физиологическая основа пубертатного кризиса. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.
Физическое развитие. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания- и тоже в разное время у разных детей. Физиологические перестройки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. В подр. возр.эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».
Половая идентификация. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых и в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях.
Выделяются 2стадии подр.кризиса – негативная и позитивная. Негативная фаза – переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подр. периода опережают появление соответствующих им изменений в отношениям со взрослыми. Негативная фаза связывается с разрушением у подростка прежних и появление новых интересов. Позитивная фаза - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов (как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь). Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Вед.деят-ю подр.явл. общение со сверстниками.
25. . Психическое и личностное развитие в подростковом возрасте.
Подростковый возраст(ПВ).
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПВ-время бурного и плодотворного разв-я. 1.Избират-ть и целенапр-ть разв-я.2.Устойчивое и произвольное внимание.3.Логич память, отказ от механичзаучив-я, активн освоение мнемонических приемов.4.Абстактное и теоретичмышл-еðстановление основ мировоззрения. Развив-сясамосознание.5.Интел разв-е+разв-евоображ-яðспос-ть к творчеству. Появл-ся склонность к фантазированию: а)потреб-ти,чув-ва, пережив-я выплескиваются в фантазиях. б)в фантазиях лучше осознаются свои эмоции и влеченияðначинают строить жизненный путь.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Желание выглядеть взрослым
усил-ся в ПВ. Особ-ть личности подростков-нестабильность.
В ПВ формир-ся «Я-концепция». Развив-ся
идеальное и воображаемое «Я». Особенность
личности-быстроеразв-е
26. Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте.
Ранняя юность – 15-18/19. Юность
18/19-20/23. ССР: вступление
во взрослую жизнь, актуализируются личностные
потр-ти(кем и каким быть?). Вед.Д: Учебно-проф
Д в ходе кот реш-ся задачи профориентации
и профсамоопределения. Новооб-я: 1.саморефлексия.2.осознание
идентичности.3.появление жизненных планов.4.готовность
к самоопределению.5.врастание в разл сферы
жизни.5.мировоззрение(знания+
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Внимание: произвольное; владеет приемами переключения; умеет правильно организовывать; формир-ся наблюдательность
Память: произвольная; владеет приемами запоминания; выделяет существенное; систематизирует; формулирует то, что запомнил; увеличивается объем осмысленности запоминания.
Мышление: выделяет существенное; понимает причины; систематичность мышления; может классифицир-ть более частные понятия; умеет не только решать проблемы, но и ставить их; появление нестандартного подхода к известным проблемам.