Шпаргалка по "Психологии развития"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"

Файлы: 1 файл

shpory_razvitia.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)

 

21. Особенности развития псих-х  состояний и индивид-психол особенностей  мл школьника

 В 6-7 лет наблюдаются   изменения  и в эмоционально-волевой  сфере. Общая ориентация эмоций  младшего школьника связана с  нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. В младшем школьном возрасте  достаточно редки случаи безразличного  отношения к учению, большинство  детей очень эмоционально реагируют  на оценки, мнения учителя.

Но возможности полного  осознания мл шк своих чувств и  понимания чужих переживаний  еще ограничены. Несовершенство в  восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств.

В I классе можно отметить сохранение сильного непроизвольного  компонента в эмоциональной жизни. Эта непроизвольность обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, наруш  дисциплины). Но уже ко II—III классу дети становятся более сдержанными в выражении  своих эмоций и чувств, контролируют их.

В МШВ эмоциональная жизнь  усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также  гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование  и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).

Чувства в МШВ развиваются  в тесной связи с волей. В одних  случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят ее. Волевое  поведение в I классе во многом зависит  от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. В МШВ у  ребенка происходит развитие собственной  эмоц выразительности, что сказывается  в большом богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью МШВ явл-ся эмоц впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. В этом возрасте у ребенка активно развиваются соц эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

   Приобретение навыков  соц взаимодействия с группой  сверстников и умение заводить  друзей явл одной из важных  задач развития ребенка на  этом возрастном этапе. Развитие  общения со сверстниками знаменует  собой новую стадию эмоц развития  ребенка, характеризуется появлением  у него способности к эмоц  децентрации (способность отстраниться  от собств эмоц переживаний,  способ-ть к восприятию эмоций). Но при этом ребенок МШВ  находится в большой эмоц зависимости  от учителя и др значимых  взрослых. Неадекватные реакции  у детей в этом возрасте  могут выражаться по-разному,  в зависимости от типа темперамента  ребенка, носят защитный, компенсаторный  характер.

 

 

22. Личностное развитие младших  школьников.

Поступление ребенка в  школу создает новые условия  для личностного роста человека. Мотивационная сфера. Среди разнообразных соц мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки — источник других поощрений, залог эмоц-го благополучия, предмет гордости. Др широкие соц мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование.

Познавательная  мотивация. Развитая познав мотив-я в начальных классах встречается редко. Большинству мл шк присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Мотивация достижения успехов. В МШВ складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения вкл два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи. Характер. МШВ является сензитивным для развития таких личностных качеств ребенка, как трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий. В становлении трудолюбия большую роль играет разумная система поощрений ребенка за успехи. Самостоятельность детей МШВ сочетается с их зависимостью от взрослых, поэтому данный возраст может стать переломным, критическим для формирования самостоятельности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамост-ным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Общение. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Общение переходит на качественно более высокий уровень, так как дети начинают лучше понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. Самосознание. Особенностью детей МШВ, которая роднит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека.  Становление самооценки мл шк зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

К концу МШВ появляется рефлексия и тем самым создаются  новые возможности для формирования самооценки. Она становится в целом  более адекватной и дифференцированной. Т.о., МШВ — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. От результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.

 

23. Психологическая характеристика  ведущей деятельности младшего  школьника

С поступлением ребенка в  школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая становится ведущей. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Каждый из видов имеет свои особенности в младшем школьном возрасте.Учебная - развивающийся вид деятельности. Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всей школьной жизни, но основы закладываются в первые годы. На мл. школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция. Учебная деятельность имеет определенную структуру, в соответствии с представлениями Эльконина:1) Мотивация - в основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребностьипотребность в саморазвитии; 2) учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которыхребенок осваивает наиб. общие способы действия; 3)учебные операции, входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности;4) контроль - первоначально работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. 5) оценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать.

Трудовая  деятельность. С поступлением в школу - новая трудовая система отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности мл. школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе.

Игра в этом возрасте занимает 2-е место после учебной деятельноти как ведущей и сущ. влияет на развитие детей. Становление учебных мотивов оказывают влияние на развитие игровой деятельности. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения. Игры приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что, в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников.Расширяется сфера и содержания общения ребенка с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

 

 

 

 

 

24. Проблема взросления в психологии развития.

Традиционные взгляды  на подр.возр. (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ) Возр. связан с перестройкой организма ребенка -половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, др.е-позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подр. возр. иногда называют затянувшимся кризисом.

Физиологическая основа пубертатного кризиса. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.

Физическое  развитие. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания- и тоже в разное время у разных детей. Физиологические перестройки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. В подр. возр.эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.  Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».

Половая идентификация. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых и в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях.

Выделяются 2стадии подр.кризиса  – негативная и позитивная. Негативная фаза – переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подр. периода опережают появление соответствующих им изменений в отношениям со взрослыми. Негативная фаза связывается с разрушением у подростка прежних и появление новых интересов. Позитивная фаза - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов (как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь). Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Вед.деят-ю подр.явл. общение со сверстниками.

 

25. . Психическое и личностное развитие в подростковом возрасте.

Подростковый возраст(ПВ).Границы 10/11-13/15лет. П-ды:младш 10-11, средн 11-12, старш. 13-15. Центр новооб-е: чув-во взрослости внешняя(сп-б пов-я) и внутренняя(установка подростка). ССР: появл-ся стремление к независ-ти, окружающие относ-ся как к реб-ку. Вед.Д: интимно-личностное общение, построение взаимоотношений и действование в них. Особ-тиразв-я: 1.ассинхронность разв-я 2.переориентация общения со взросл на сверстников 3.Резкие скачкообразные измен-я, затрагив все стороны 4.Подростку важна не самост-ть, а признание его взрослым.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПВ-время бурного и  плодотворного разв-я. 1.Избират-ть и  целенапр-ть разв-я.2.Устойчивое и произвольное внимание.3.Логич память, отказ от механичзаучив-я, активн освоение мнемонических  приемов.4.Абстактное и теоретичмышл-еðстановление основ мировоззрения. Развив-сясамосознание.5.Интел разв-е+разв-евоображ-яðспос-ть к творчеству. Появл-ся склонность к фантазированию: а)потреб-ти,чув-ва, пережив-я выплескиваются в фантазиях. б)в фантазиях лучше осознаются свои эмоции и влеченияðначинают строить жизненный путь.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Желание выглядеть взрослым усил-ся в ПВ. Особ-ть личности подростков-нестабильность. В ПВ формир-ся «Я-концепция». Развив-ся идеальное и воображаемое «Я». Особенность  личности-быстроеразв-е самосознания посредством рефлексии. В конце  возраста представления о себе стабилизируются, появляется склонность к самоанализу, разв-сясаморегуляция, следовательно  становится возможным самовоспитание.

 

26. Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте.

Ранняя юность – 15-18/19. Юность 18/19-20/23. ССР: вступление во взрослую жизнь, актуализируются личностные потр-ти(кем и каким быть?). Вед.Д: Учебно-проф Д в ходе кот реш-ся задачи профориентации и профсамоопределения. Новооб-я: 1.саморефлексия.2.осознание идентичности.3.появление жизненных планов.4.готовность к самоопределению.5.врастание в разл сферы жизни.5.мировоззрение(знания+отношение).6.проф и личностн самоопред-е.7.с-ма ценностных ориентаций и соц установок.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Внимание: произвольное; владеет приемами переключения; умеет правильно организовывать; формир-ся наблюдательность

Память: произвольная; владеет приемами запоминания; выделяет существенное; систематизирует; формулирует то, что запомнил; увеличивается объем осмысленности запоминания.

Мышление: выделяет существенное; понимает причины; систематичность мышления; может классифицир-ть более частные понятия; умеет не только решать проблемы, но и ставить их; появление нестандартного подхода к известным проблемам.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии развития"