Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии развития"
Речь: лексически богата; гибкая по интонации, письменная развивается лучше, чем устная; опосредует мышление и самосознание
Воображение: характеризуется большимразв-ем самоконтроля; фантазии реальны и проявляются в мечтах о будущем.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Центр новообразовние: притязание на внутреннюю взрослость. Юность-период стабилизации личности.
Открытие Я
Развитие рефлексии
Осознание собств идентичности и ее св-в
Построение жизненного плана
Установки на сознательное построение собственное жизни
Постепенное врастание в различные сферы жизни.
27. Акмеология, как раздел психологии
развития, ее задачи. Понятие взрослого
возраста в психологии
Н.А. Рыбников в 1920-х гг. предлагал
назвать “акмеологией”
Объектом
акмеологии является развивающаяся личность
на ступени зрелости. Предметом
в широком понимании – объективные и субъективные
факторы, содействующие или препятствующие
прогрессивному развитию зрелой личности,
те условия, при которых взрослый человек
может достичь самого высокого уровня
продуктивности в своей профессиональной
деятельности, творчестве, отношениях,
развитии. Основатель
Акмеологии – Борис Герасимович Ананьев.
Задачи: а) научное освещение феноменологии
акме, разработка теоретико-методологических
основ акмеологии, обоснование научного
статуса акмеологии, ее места в системе
наук, определение и описание количественно-качественных
характеристик акме; б) определение
общих и частных закономерностей движения
к акме; определение того общего, что присуще
всем достигшим выдающихся результатов
как индивидов, субъектов труда и личностей;
выявление особенного в достижении акме;
в) выявление условий и факторов, способствующих
или препятствующих движению к акме и
достижению вершин в развитии; г) разработка
собственно акмеологических методов исследования
и решения практических задач;
Период взрослости является самым большим из всех периодов жизни человека. Он начинается в 20–25 лет и заканчивается в 60–65 лет, а это более сорока лет жизни.
Этапы периода взрослости: 1) ранняя;2) средняя 3) поздняя взрослость
Зрелостью называют период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств.
Существует 3 понятия зрелого возраста:
28. Особенности психического и личностного развития в возрасте средней взрослости
Физическая активность не снижается, но опыт и знания своих возможностей продолжают добиваться успехов в жизни. Поколение 40-летних становится примером для тех, кто моложе и старше. Уверенность в своих силах позволяет принимать решение с той легкостью, которая раньше была недоступна – поколение руководителей. С одной стороны эти люди уверены в себе, достигли определенных результатов в жизни, с другой стороны задумываются о том, что половина жизни прожита, впереди старость и время уходить. В этот период важным становится реализация творческого потенциала, необходимость передать что-либо другому поколению, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями.
Кризис середины жизни подразумевает значительное изменение в личности и жизненных перспективах у лиц, вступающих в середину жизни. Типичный возраст для этого кризиса между 40 и 45 годами.
Характеристики кризиса середины жизни:
• убывание физических сил и привлекательности; • осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования; • «социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.
Центральные новообразованиявозраста средней зрелости в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева: -притязания на овладение социальной ролью (28–30 лет); -притязания на овладение социальным статусом (32–34 года). В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Главная дилемма развития у взрослого человека средних лет – это дилемма неуспокоенности(генеративность - стремление стать как можно лучше).
Задачи средней взрослости: -достижение гражданской и социальной ответственности; -достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; -выбор подходящих способов проведения досуга; -помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;
Кризис середины жизни подразумевает значительное изменение в личности и жизненных перспективах у лиц, вступающих в середину жизни.
К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне
тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здоровьем.
В период средней взрослости
Я-концепция личности обогащается
новыми Я-образами, принимая во внимание
постоянно меняющиеся ситуационные
отношения и вариации самооценок,
и детерминирует все
Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.
29. Психическое развитие личности
на заключительной стадии
Этот период часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.
Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован. Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем.
В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется.
Изменения в эмоциональной сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти,
слезливости.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства. После70 лет на передний план выходит другая проблема - поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п.
Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека.
Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
30. Геронтология как раздел психологии развития, ее задачи. Психическое и личностное развитие в пожилом и старческом возрасте.
Геронтология - это наука о старении. Как наука, геронтология изучает процессы старения и состояния стариков.
Геронтология связана практически со всеми специальностями клинической медицины. В работах Гиппократа (460-377 до н.э.) и Аристотеля (384- 322 до н.э.) были изложены первые положения геронтологии. Родоначальником современной отечественной геронтологии считается И.И. Мечников (1845-1916). Его работы были посвящены роли межтканевых взаимоотношений в механизмах старения.
Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60-65 лет. Выделяют 3 градации периода геронтогенеза:
1) пожилой возраст (60-75 лет) – (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года),
2) старческий возраст (75-90 лет)3) долгожительство (старше 90 лет).
«Старение - это процесс непрерывного разрушения, присущий всем объектам живой и неживой природы».
На данный момент существует несколько десятков теорий старения. Общим для всех гипотез является одно - старение организма начинается сразу после начала деления оплодотворенной яйцеклетки.
Социально-психологические типы старости И.С. Кона:
1) активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи; 2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни- материальное благополучие, отдых, самообразование; 3) «женский» тип старения- в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, воспитании внуков, 4) старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) — в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.
Эти 4 типа И.С. Кон считает психологически благополучными. Есть и отр-е типы развития в старости. Напр., к таковым могут быть отнесены старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех и терроризирующие окруж-х претензиями. 2ой вариант негативного проявления- разочарованные в себе и собственной жизни одинокие е неудачники. Старость - явление в большей степени социального, чем физиологического порядка. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.
Основным новообразованием
старости Э. Эриксон предложил считать мудр