Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры политическая психология.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, можно  определить политическое лидерство, и  особенно общенациональное политическое лидерство как власть осуществляемую одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям.

Можно разделить и  подход Г. Пейджа к определению политического лидерства. «Политическое лидерство – это поведение людей находящихся в позиции власти, их соперников, их взаимодействия с остальными членами общества, как это существовало в прошлом, существует в настоящем и, возможно будет существовать в будущем во всем мире». Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех кто находится на среднем и более низком уровне, не только монархов, президентов и премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.п. Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и «коллективное лидерство» и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование. Это означает, что лидерство существует везде (в партии, законодательной власти, политических процессах (выборах)). Нет такой сферы общественной жизни, где бы не существовало лидерство.

 

  1. Психологическая характеристика личности политического лидера.

2. Психологическая характеристика личности политического лидера.

Личность политического  лидера является сложнейшим многомерным  образованием и состоит из множества различных структурных элементов.

В учебнике по лидерству  на основе биографического анализа  лидеров выделяют 40 элементов психических черт лидеров которые структурированы по 6-ти основным рубрикам:

- физические данные;

- социальное происхождение;

- интеллект;

- личность;

- социальные характеристики;

- энергичность;

- обаяние;

- внешность;

- ораторское мастерство;

- популярность;

- хитроумие и др.

Оказывает большое воздействие  на окружающих: сила воли и смелость.

На основе исследований проведенных в американской политической психологии, выделяют следующие наиболее значимые личностные характеристики политического лидера которое можно структурировать в шесть блоков.

- представление политического  лидера о самом себе («Я- концепция»);

- потребности и мотивы  влияющие на политическое поведение;

- система важнейших  политических убеждений;

- стиль принятия политических  решений;

- стиль межличностных  отношений;

- устойчивость к стрессу.

Рассмотрим более подробно эти характеристики.

«Я» – концепция политического  лидера.

Политический лидер  в любой ситуации за редким исключением  ведет себя в соответствии с собственной «Я»- концепции. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

«Я» - концепция, то есть осознание человеком кто он, имеет  несколько аспектов. Наиболее существенные из них это – образ «я», самооценка и социальная ориентация политического лидера.

Самооценка – это  отношение наших достижений к нашим претензиям.

Структура личной самооценки:

- чувство собственной  незначительности;

- чувство моральной  неполноценности;

- чувство слабости;

- чувство посредственности;

- чувство интеллектуальной  неадекватности.

Социальная ориентация - чувство автономности в противоположность чувству зависимости от других людей в самоопределении.

Образ «Я», вернее в образе «Я» воплощается шесть тесно  взаимодействующих частей: физическое Я, сексуальное Я, семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодолевающее конфликты Я.

Что они из себя представляют?

- физическое Я –  это представление политического  лидера о состоянии своего  здоровья и физической силе  или слабости;

- сексуальное Я –  представление политика о своих  претензиях и возможностях в этой сфере;

- семейное Я – очень важный элемент личности политика, ибо отношения в  семье оказывают огромное влияние на поведение политического лидера;

- социальное Я –  означает что политический лидер  должен научиться тому, как вести переговоры и как стимулировать своих коллег к проявлению их лучших качеств. Он должен быть способным использовать навыки межличностных отношений для эффективной работы с различными, порой враждебными признаками людей, с лидерами других стран.

Психологическое Я –  составляет представление о своем  внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах, конфликтах.

Преодолевающее конфликты  Я – это представление политического  лидера в своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринять проблему. Он должен быть достаточно самоуверенным при принятии политических решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим. Противостоять стрессам (пример со Сталиным).

Я – концепция может быть различной сложности (низкая, высокая).

Сложность Я- концепции  это по существу число аспектов Я, воспринимаемых политическим лидером или степень дифференциации Я – концепции.

На основе исследования самооценки и сложности Я –  концепции психолог Р. Зиммер и его коллеги разработали типологию личности политических лидеров.

Первый тип составляют лидеры с противоречивым, на первый взгляд, названием «аполитичные» политики. это деятели с высокой самооценкой и высокой сложностью Я – концепции. Они чувствуют себя оторванными от других и поэтому с трудом реагируют на поведение своих последователей или население государства в целом.

Второй тип, наиболее удачливый в политике – «прагматики». Это политические лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я – концепции, отвечающие на широкий круг социальных стимулов. Они присматриваются к мнениям других людей и изменяют свое политическое поведение на основе обратной связи.

Третий тип составляют политические лидеры с высокой самооценкой  и низкой сложностью Я – концепции, не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жестки, а сама оценка чрезвычайно стабильна. Это «идеологи», столь знакомые нам по политбюро ЦК КПСС.

Четвертый тип – это  деятели с низкой самооценкой  и низкой сложностью Я – концепции, которые интенсивно реагируют на узкий круг социальных стимулов. Их называют «недетерминированные». Встречаются довольно редко.

Потребности и мотивы лидеров влияющие на политическое поведение.

Политическое поведение  лидера является целенаправленным и мотивированным. Существует множество личностных потребностей, которые так или иначе связаны с его политической деятельностью. Но есть основные, мотивирующие политическое поведение лидеров. Это потребности:

- во власти;

- в контроле над  событиями и людьми;

- в достижении;

- в аффилиации, т.е.  в принадлежности к какой-то  группе и получение одобрения.

- Потребность во власти  – важнейшая часть мотивационной  структуры политического лидера. По существу все политические  лидеры являются стремящимися к власти. Многие рассматривают ее как высшую ценность.

- Личный контроль над  событиями. Это потребность у  разных лидеров проявляется по-разному. Одни – ограничивают ее определенными областями жизнедеятельности государства, другие почти все берут под личный контроль (Сталин).

- Потребность лидера  в достижении – проявляется  в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении. Обычно она хорошо видна в предпринимательском поведении, когда бизнесмен склонен к умеренному риску, модифицирует свое поведение в зависимости от обстоятельств, использует советы экспертов.

- Потребность политического  лидера в аффилиации. Проявляется  в заботе, о близких отношениях с другими. Лидеры с такой потребностью избирают свое окружение и лояльных друзей и сторонников. Ищут безопасную дружбу. Такие лидеры легко подвержены влиянию ближайшего окружения (семьи, советников и других).

«Дифференциальные признаки»  образа лидера.

    1. Психологические характеристики – необходимые качества положительные: «спокойный» - «уверенный», «мужественный», «целеустремленный» и т.д. и негативные: «жесткий», «упрямый», «твердолобый», «ограниченный».
    2. Внешность (глаза, прическа, лицо).
    3. Речевые характеристики.
    4. Деловые качества + политические.
    5. Ум, личностная сила.
    6. Убеждение.
    7. Морально-этические качества.
    8. Возраст.
    9. Телесные характеристики (здоровье, физическая конституция, вредные привычки, темпераментность и др.).
    10. Активность.

 

Таким образом, ни в политической науке, ни в психологии, ни в других смежных гуманитарных областях нет единого подхода к изучению лидерства. Нет общепризнанного представления о его природе и функциях. Политическое лидерство, как одна из форм лидерства, также не описывается в рамках некоей общей теории, а является областью компилятивной и междисциплинарной. Перед политической психологией как наукой стоят как вопросы, касающиеся природы лидерства в целом, так и более конкретные вопросы, относящиеся к политическому лидерству, которые нуждаются в прояснения.

 

  1. Психология политического насилия и характеристика его основных разновидностей.

В истории человечества не было еще системы, которой не приходилось бы использовать меры принуждения – штрафы, тюрьмы, суды и т. д. До недавнего времени, а кое  где и сейчас, используются попытки и казни. Люди могут сами желать следовать каким-то нормам, их можно убедить, но можно, а иногда и нужно, заставить применить силу или угрозу. Насилие как способ принуждения, в той или иной степени присущ любому обществу. По всей земле есть полиция и суды, государство использует насилие по отношению к части граждан своей страны или по отношению к другим странам и их жителям.

Насилие в политике использовалось всегда и вряд ли когда-нибудь от него удастся отказаться полностью. Правда в 21-ом веке приемлемость насилия как универсального способа регуляции общественных отношений все чаще подвергается сомнению и возможности использования насилия все больше сужаются.

Насилие, тем не менее  существует, поэтому есть необходимость  рассмотреть феномен политического насилия, и, прежде всего, выяснить вопрос о том, при каких условиях насилие становится системообразующим фактором политической идеологии. Затем мы дадим типологию политического насилия и рассмотрим отдельно его виды, обратив особое внимание геноциду и политическому терроризму.

 

  1. Сущность и содержание политического насилия.

Политическое насилие – применение силы или угрозы силой какой-либо частью общества – или государства (личностью, социальной и политической группами, органами и организациями, институтами и учреждениями, партиями и движениями и т. д.) или самими в целом по отношению к др. субъектам социально-политической жизни.

Политическое насилие – осуществляемое в политических целях преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др. Применительно к политике обычно имеют в виду физическое насилие как средство ее осуществления.

Политическое насилие  отличается от других его форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой, системностью и эффективностью применения.

В относительно спокойные  мирные времена его осуществляют специально подготовленные для этого люди, обладающие оружием и другими средствами принуждения, объединенные жесткой организованной дисциплиной и централизованным управлением.

Насилие – антипод  гуманизма и нравственности, ибо означает действия, направленные против человека или его достоинства. Оно наносит огромный ущерб обществу, но ввиду несовершенства самого человека, а также форм его коллективной жизни общество не может полностью устранить всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и пресечения использовать силу. В связи с этим некоторые авторы различают понятия «сила» - законное насилие и «насилие» - незаконное применение силы

Цели насилия бывают самые разнообразные. Цели – это достижение, сохранение и изменение свойств власти, ее политики, завоевание других стран, народов, территорий, экономическое обогащение, вплоть до личного обогащения представителей власти и иных привилегированных структур, подавление оппозиции и инакомыслия и т.д.

Масштабы политического  насилия могут ограниченными, единичными (отдельные акты) и массовыми (война, массовые репрессии, террор и др.), что особенно характерно для             и иных тиранических режимов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"