Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпоры политическая психология.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать файл)

Из всех перечисленных функций  важнейшей или даже главной миссией  элиты является  снижение неопределенности в обществе, его стабилизация и  интеграция. Элита препятствует дезинтеграции  общества10. С этим связана и основная граница «элита – массы»: организованное меньшинство и неорганизованное большинство11.

Основным критерием общественной оценки деятельности политической элиты  является достигнутый уровень прогресса  общества, благосостояния народа, национальной и личной безопасности.

Значение политической элиты общества, государства, нации, класса, различных социальных групп выходит далеко за рамки управленческих функций. Наличие здоровой и активной элиты - признак эффективности общества, нации, класса и наоборот. Вместе с тем политическая элита в зависимости от характера ее сплоченности может играть и негативную общественную роль. Так, Р.Арон считает, что «монолитная элита означает конец свободы, а разрозненная - конец государства»12.

Здоровая, естественная политическая элита формируется при наличии определенных условий, основными из которых являются: свобода рыночных экономических отношений, где побеждает предприимчивый; развитая демократия, создающая широкие возможности проявления социально-политической активности всех граждан; плюрализм мнений, исключающий монополию на идеологию, и, следовательно, создающий простор для конкуренции различных групп элит за ведущее влияние в обществе.

Влияние политической элиты  на общество весьма разнообразно. Достигается это реализацией ее основных функций, одной из которых как отмечалось, является выдвижение и поддержка политических лидеров.

Таким образом, можно  следующий сделать вывод по первому  вопросу. Представители политической элиты – это люди, обладающие, прежде всего, статусом и интеллектом, неординарностью мышления и поступков, высокой культурой и прочностью нравственных позиций. Это реальная, а не мнимая возможность прямо или опосредовано распоряжаться материально – техническими и людскими ресурсами страны; это, наконец, власть, обеспечивающая возможность участия « в решениях, имеющих, по меньшей мере, общегосударственное значение». Представленная модель  элиты, конечно, идеал, своеобразный ориентир, к которому общество должно двигаться в сторону формирования достойного  и эффективного государственного истеблишмента; это своеобразная установка на то, что должно быть.

Таким образом, можно  следующий сделать вывод по первому  вопросу. Представители политической элиты – это люди, обладающие, прежде всего, статусом и интеллектом, неординарностью мышления и поступков, высокой культурой и прочностью нравственных позиций. Это реальная, а не мнимая возможность прямо или опосредовано распоряжаться материально – техническими и людскими ресурсами страны; это, наконец, власть, обеспечивающая возможность участия « в решениях, имеющих, по меньшей мере, общегосударственное значение». Представленная модель  элиты, конечно, идеал, своеобразный ориентир, к которому общество должно двигаться в сторону формирования достойного  и эффективного государственного истеблишмента; это своеобразная установка на то, что должно быть.

Разновидностью общественной элиты, ее составной имманентной  частью является военная элита. Поэтому во втором вопросе мы рассмотрим сущность, содержание, структуру и механизм формирования военной элиты современного российского общества.

ВЫВОДЫ:

1. Политическая элита   играет важную, ключевую роль  в любом обществе, она необходима в любой политической системе. Ее научное исследование – важнейшая задача обществоведения. Уже сейчас понятно, что в российском обществе процесс становления демократического поколения политической элиты будет непростым, долгим  и достаточно болезненным. Это определяется как трудностями демонтажа прежней командно-административной системы с ее патерналистскими партийно-государственными формами управления, так и серьезными ошибками в осуществлении курса построения правового демократического общества.

2. Формирование политической  элиты – дело деликатное, постоянно  требующее новых подходов на основе апробированных социальных технологий. Только следуя по этому пути, можно надеяться, что будут реализованы социальные ожидания самых высоких стандартов по формированию элиты, состоящей из наиболее способных, достойных, высокоморальных граждан Российского государства.

 

  1. Психология политической культуры общества.

Сложность и многоликость мира политики, неоднозначность происходящих в нем процессов, действие разнообразных, часто с противоположными интересами, политических сил  объективно требуют наличия системных образований, обеспечивающих связь элементов политики в единое целое, придающих ей динамизм и эффективность. Важнейшим из таких образований является политическая культура.

Политическая культура и ее роль в жизни общества всегда были предметом интереса ученых и политических деятелей общественности. Это связано с тем, что всесторонние и глубокие представления о политической культуре позволяют понимать и сознательно оценивать политическую систему общества, характер и динамику ее развития, перемены в обществе, образе жизни и устремлениях его членов. Изучение теории политической культуры способствует формированию системного восприятия политической сферы общества, всей совокупности социальных отношений.

 

1. Политическая культура как общественное  явление, ее типы и функции.

Многое из того, что  в настоящее время относится  к политической культуре анализировалось и описывалось еще мыслителями древности и средневековья Конфуцием, Платоном, Аристотелем, Макиавелли и др. Однако, сам термин «политическая культура» появился много позже – в ХVIII веке в трудах немецкого философа – просветителя И.Гердера. Это понятие встречается также у русского политического мыслителя XIX века В. Герье, а позднее у В.И. Ленина.

Тем не менее, статус научной  категории понятие «политическая  культура» приобрело лишь в середине XX века. В это время в русле западной политологической традиции сложились первые научные представления о политической культуре как специфическом общественном явлении, относящемся одновременно к сфере политики, и к сфере культуры. Особый вклад в разработку теории политической культуры внес американский ученый Г Алмонд. Выдвинутая им идея о том, что политическая культура представляет определенный образец ориентации людей на политические действия, их отношения к политической системе общества, стала центральной в разработанной в дальнейшем усилиями американских ( С. Верба, Л. Пай, А. Липсет, У. Розенбаум),английских ( Р. Роуз, Д. Каванах) и западноевропейских ( К. фон  Бойм, М. Дюверже, Р. Шварценберг, И. Инглхарт) ученых концепции этого общественного явления. Г. Алмонд и его последователи выделяли и характеризовали различные аспекты политической культуры, но практически все они связывали ее с ценностными мотивами, верованиями, идеалами и убеждениями человека, обеспечивающими его включение в политическую жизнь, функционирование политической системы общества. Политическая культура рассматривалась и анализировалась ими как обобщенная характеристика субъективного контекста политики, отражающего восприятие людьми политических отношений, их интерпретацию ими, а также отношение индивидов к политической действительности.

В современной политической науке политическая культура трактуется и объясняется с позиций трех основных подходов13. Первый из них – психологический. В соответствии с этим подходом, основоположниками которого являются Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, политическая культура отождествляется с субъективным содержанием политики, характеризуется как совокупность внутренних ориентаций человека на политические объекты, т.е. это духовное явление, включающее главным образом основные компоненты политического сознания людей. Второй подход – нормативный, разработанный С. Вайтом, Дж. Плейно. Его сторонники рассматривают политическую культуру как нормативную модель, как некую матрицу поведения человека. Они ориентируют людей на наиболее распространенные в обществе нормы и правила политического поведения, как бы подтягивающие их действия к сложившимся стандартам и формам взаимодействия индивида с властью. И, наконец, третий подход – всеобъемлющий. Первыми егог применили В. Розенбаум, И Шапиро, П. Шаран. В рамках этого подхода политическая культура характеризуется как единство внутренних, духовных установок субъекта и соответствующих им форм его политического поведения, как способ, стиль политической деятельности человека. Политическая культура в этом случае отождествляется с поиском индивидом политических идеалов и ценностей, возможностей их реализации, представляется как постоянно воспроизводимая, духовная программа, модель поведения людей, как форма освоения человеком политического опыта и политического наследия предшествующих поколений.

Во всех этих подходах подчеркивается связь политической культуры с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для человека политическими идеалами и воззрениями. Среди них, как духовных образований, главную роль играют его оценочные суждения, выражающие личностное отношение к политике и политической власти. С учетом этого, политическая культура проявляется в способности индивида выделять во властных отношениях внутренне значимый для себя смысл, реализуемый им в практических формах взаимодействия человека с государством. Последнее является для него олицетворением политической власти, средством реализации политических целей. На индивидуально-личностном уровне политическая культура – это обусловленный ценностными представлениями человека о политических отношениях и явлениях и воплощенный на практике кодекс поведения или стиль деятельности личности как субъекта политики. Главная сущностная характеристика политической культуры выражается в степени освоения  и практической реализации человеком общезначимых, получивших всеобщее признание ценностей и образцов политического поведения.

Однако, в политике действуют  не  только индивиды, но и различные  социальные группы и образования, а также социальные институты ( государство, политические партии, общественно – политические организации и объединения, их блоки и союзы и т.д.). Поэтому политическая культура общества включает в себя и общезначимые, групповые политические ценности, оценки и действия граждан, обусловленные политическим опытом предшествующих поколений и коллективным политическим опытом реально включенных в политику социальных образований и институтов. Следовательно, если на индивидуальном уровне политическая культура выступает как единство политического сознания и политического поведения личности, то на общесоциальном она дополняется групповой культурой политического сознания и политического поведения, а также культурой функционирования, образующих политическую систему институтов. С учетом этого, политическая культура -  это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений и моделей поведения субъектов политического процесса, проявляющихся в их непосредственной деятельности по воспроизводству и развитию политической жизни общества на основе преемственности. Политическая культура это не сама политика и политические процессы, а совокупность представлений людей о политике и политических процессах, их оценка и отношение к ним на обыденном и теоретическом уровнях индивидуального и группового политического сознания, формы и способы участия социальных и институциональных субъектов в политической жизни, степень их включенности в политико – властные  отношения.

Политическая культура сложное и многообразное по содержанию общественное явление14.

Ее структуру составляют:  культура политического сознания; культура политического поведения; культура функционирования политических институтов. Культура политического сознания характеризуется уровнем развития его идеологического и психологического компонентов. Идеологическими компонентами политического сознания являются политические знания, ценности, идеалы, убеждения, традиции, модели и нормы политического поведения индивидов и социальных образований. К психологическим компонентам относятся: политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения, стереотипы и мифы. Показателями состояния уровня культуры политического сознания являются: степень интереса социальных субъектов к политике, характер их отношения к существующей политической системе и ее отдельным институтам; отношение индивидов и социальных групп к другим участникам политического процесса, их готовность принять участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим  ожидания; представления социальных субъектов о «правилах политической игры», о границах дозволенного и недозволенного в политике, их отношение к закону, юридическим, правовым и нравственным нормам; характер политической самоидентификации, проявляющейся в принадлежности индивида к той или иной политической организации, отношении к конкретной политической партии и т.п.; содержание политического языка социальных субъектов. В культуре политического сознания выражаются ценностные ориентации человека на мировоззренческом уровне, где он выстраивает индивидуальные и групповые теоретико - психологические представления о политике, о своем месте и роли в ней.

Культура политического  поведения представляет собой практически  –политический  уровень реализации ценностных ориентаций людей. Она характеризует конкретные политические действия и поступки человека, его политические связи, включенность в политические отношения. Показателями культуры политического поведения являются: формы, способы и характер участия социальных субъектов в политической жизни общества; формы и способы взаимодействия социальных субъектов политики с институтами государства и гражданского общества; тип электорального поведения индивидов и социальных групп и др. В культуре политического поведения выражаются место и роль социальных субъектов в решении государственных и общественных дел, их политико – правовой статус.

Культура функционирования политических институтов представляет собой проявление ценностных ориентаций личности и социальных групп на политическом, социетальном уровне. Она характеризует организацию и механизм осуществления политической власти в обществе, технологию государственного управления и руководства. К показателям культуры функционирования политических институтов относятся: методы и способы принятия и осуществления политических решений, политического управления, и организации и реализации государственной власти, регулирования социально – политических конфликтов в обществе; методы и способы взаимодействия политических и государственных институтов общества между собой, а также институтами других политических систем; способы защиты государственных интересов; тип электорального процесса в обществе; политическая символика и политические ритуалы и др. В культуре функционирования политических институтов выражаются содержание и характер общественно – политической жизни, основы и принципы ее организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"