Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Творчество, проявляясь в этих 4 аспектах деятельности учителя, позволяет
достичь более продуктивного уровня педагогического труда.
Важную роль в организации взаимодействия с детьми играет стиль
педагогического общения. Это категория социально и нравственно насыщенная,
она воплощает в себе социально - этические установки общества и воспитателя
как его представителя.
Сегодня в педагогике установлены 5 наиболее распространенных стиля
педагогического общения основанные на: 1) увлеченности совместной творческой деятельностью (самый продуктивный стиль) 2) дружеском расположении
3) общении - дистанции 4) общении - устрашении 5) общении- заигрывании
В целом все эти стили можно условно разбить на 3 большие категории:
авторитарные, демократические и попустительские.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но
реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: *в темпераменте;* в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;* в подборе средств воспитания;* в стиле педагогического общения;* в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;* в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.
По поводу процедуры выставления отметок, которую принято называть контролем или проверкой знаний, умений и навыков, справедливо замечают, что допускается смешение понятий, так как мы имеем дело с двумя различными процессами: *процессом определения уровней знаний. * и процессом установления ценности данного уровня.
Лишь второй из них является, строго говоря, оценкой, в то время, как первый - измерение, проводящееся при сравнении. При этом сравнивается начальный уровень с достигнутым и с эталоном. Для получаемого прироста избирается оценка. Однако, как мы видели, первая из указанных операций остается наиболее уязвимым местом в проверке знаний. Из сказанного выше следует, что в практике обучения не только возникла, но и приобретает все большую остроту проблема определения различных уровней обучения, а также включаемая в нее проблема измерения результатов деятельности обучения. Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации образования. Не случайно отмечалось, что все известные в мире попытки улучшения качества образования, не подкрепленные действенной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов. Устранить субъективный элемент чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств. Во-первых, весьма условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения. Во-вторых, пока еще не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по действиям учащихся.
Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.
I. ИЗУЧЕНИЕ, УЧЕТ Общие сведения: состав, места работы взрослых, профессии, материальная обеспеченность, жилищные условия. 2Культурный уровень - образование членов семьи, наличие библиотеки, подписка, читательские и культурные интересы, семенные традиции и праздники, культура досуга. 3Воспитательные возможности: характеристика взаимоотношений между членами семьи, степень родительского авторитета в семье, гражданское лицо родителей, авторитет на работе, осведомленность детей о профессии родителей, кто из взрослых в семье уделяет больше внимания детям, какие методы и приемы воспитания применяет, меры поощрения и наказания, существует ли единство требований и действий у взрослых, есть ли у детей семейные обязанности, есть ли в семье вредное влияние на детей, как семья выполняет требования школы, как участвует в жизни класса, каков режим семьи. 4 Какое влияние на детей оказывают товарищи,двор, соседи,знакомые родителей, отношение к ним родителей.
II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ 1В раздел плана могут быть включены вопросы, отражающие следующие направления:1. Совместная работа с родительским комитетом класса (оказание помощи в подготовке собраний, заседаний комитета, организация учебы родительского актива, посещение семей (мероприятии по формированию единых требований семьи и школы к ученику). 2Формирование единого коллектива учащихся, учителей и родителей (определение совместных обществен но-полезных дел: помощь младшим, ветеранам, акты милосердия, коллективные творческие дела, походы, экскурсии, ЛТО и др.).3Педагогическое просвещение родителей. На основе изучения и анализа состава родителей планируются общие, групповые и индивидуальные формы педагогического всеобуча, тематика лекториев, помощь по самообразованию).4Привлечение родителей к организации внеклассной и внешкольной работы со школьниками. Включение родителей в воспитательную работу с детьми в школе и по месту жительства, использование педагогических поручений. 5Индивидуальная работа с родителями (посещение семей, установление шефства, оказание помощи по воспитанию детей, контроль за выполнением родительских обязанностей, организация их учебы).5
В отечественной науке
и практике взаимодействие
проведения психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.
В зарубежной психологии
и педагогике родительские
Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей. 1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
3 .Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
А.Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
Психолог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении, содержание которого имеет свою специфику. Сопоставляя две основные модели психологической работы с семьей, (модель «поддержки» и модель «сопровождения»), следует отметить, что:
Во-первых, что их противопоставление в реальной деятельности практического психолога приводит к гипертрофированию то каузального, то симптоматического подхода в работе с семьей.
Во-вторых, по сути, они есть две стороны одной и той же медали. Их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели психологической службы потому, что их приоритеты определяются едиными законами развития психики человека.
В-третьих, сходство состоит в том, что та и другая модели в конечных результатах ожидают полноценного психического развития и успешности воспитательно-образовательного процесса в учреждении и в семье; они обе могут работать по заказам и проектировать свою деятельность по собственной инициативе; основными субъектами взаимодействия в обеих моделях являются дети, педагоги, родители, администрация.
В-четвертых, их принципиальное различие концентрируется в области средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональную деятельность психолога. И та, и другая модель нацелены успешность и полноценность развития и педагогического процесса. Но одна за счет помощи, за счет работы со свершившимся неблагополучием, а другая — за счет создания условий, предотвращающих появление проблем.
В современной практической психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (Р. М. Битянова); общий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова)[27];
Н. С. Глуханюк (2001) рассматривает психологическое сопровождение как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Субъектом развития является человек; к ситуациям жизненного выбора относятся множественные проблемные ситуации, разрешая которые человек (в данном случае — родитель) определяет для себя путь развития: прогрессивный или регрессивный.
Другие исследователи под психологическим сопровождением понимают систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для родителей (Т. Яничева, 1999).
Стратегическая цель психологического сопровождения формулируется как создание и подержание в семье развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала каждого ребенка.
Психологическое сопровождение включает: • сопровождение естественного развития родителъства; •поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях; • психологическое ориентирование процесса семейного воспитания. Как технология т. е. реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая. Эта технология отличается от других, например психокоррекции, психологического консультирования, следующими особенностями: