Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

shpory_po_psihologii.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Творчество, проявляясь в этих 4  аспектах  деятельности  учителя,  позволяет

достичь более продуктивного уровня педагогического труда.

Важную  роль  в   организации   взаимодействия   с   детьми   играет   стиль

педагогического общения.  Это категория социально и нравственно  насыщенная,

она воплощает в себе социально - этические установки общества и  воспитателя

как его представителя.

Сегодня  в  педагогике  установлены  5   наиболее   распространенных   стиля

педагогического общения основанные на: 1) увлеченности совместной творческой деятельностью (самый продуктивный стиль) 2) дружеском расположении

3) общении - дистанции    4) общении - устрашении    5) общении- заигрывании

В целом все  эти  стили  можно  условно  разбить  на  3  большие  категории:

авторитарные, демократические и попустительские.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической  деятельности,  имеют  в виду, что педагог учитывает  свои  индивидуальные  склонности,  особенности, свою индивидуальность. Педагоги,  обладающие  разной  индивидуальностью,  из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать  одни  и  те  же,  но

реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального  стиля педагогической деятельности. Он проявляется: *в темпераменте;* в характере реакции на те или  иные  педагогические  ситуации;  в  выборе    методов обучения;* в подборе средств воспитания;* в стиле педагогического общения;* в реагировании на действия  и  поступки  детей;  в  манере  поведения;  в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;* в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

 Поэтому любой  педагогический  опыт  буквально  копировать  не  стоит; воспринимая  главное  в  нем,  учитель  должен  стремиться  к  тому,   чтобы оставаться самим собой. Это не только  не  снизит,  но  существенно  повысит эффективность  обучения  и  воспитания   детей   на   основе   заимствования передового педагогического опыта.  Попытки  прямого  копирования  передового педагогического  опыта  одних  учителей  бесперспективны,  т.к.  такой  опыт практически   неотделим   от    личности    учителя,    а    психологическую  индивидуальность  педагога  трудно   воспроизвести,   без   нее   результаты неизбежно оказываются другими.

По поводу процедуры выставления отметок, которую принято называть контролем или проверкой знаний, умений и навыков, справедливо замечают, что допускается смешение понятий, так как мы имеем дело с двумя различными процессами: *процессом определения уровней знаний. * и процессом установления ценности данного уровня.

Лишь второй из них является, строго говоря, оценкой, в то время, как первый - измерение, проводящееся при сравнении. При этом сравнивается начальный уровень с достигнутым и с эталоном. Для получаемого прироста избирается оценка. Однако, как мы видели, первая из указанных операций остается наиболее уязвимым местом в проверке знаний. Из сказанного выше следует, что в практике обучения не только возникла, но и приобретает все большую остроту проблема определения различных уровней обучения, а также включаемая в нее проблема измерения результатов деятельности обучения. Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации образования. Не случайно отмечалось, что все известные в мире попытки улучшения качества образования, не подкрепленные действенной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов. Устранить субъективный элемент чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств. Во-первых, весьма условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения. Во-вторых, пока еще не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по действиям учащихся.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.

23.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ

I. ИЗУЧЕНИЕ, УЧЕТ Общие сведения: состав, места работы взрослых, профессии, материальная обеспеченность, жилищные условия. 2Культурный уровень - образование членов семьи, наличие библиотеки, подписка, читательские и культурные интересы, семенные традиции и праздники, культура досуга. 3Воспитательные возможности: характеристика взаимоотношений между членами семьи, степень родительского авторитета в семье, гражданское лицо родителей, авторитет на работе, осведомленность детей о профессии родителей, кто из взрослых в семье уделяет больше внимания детям, какие методы и приемы воспитания применяет, меры поощрения и наказания, существует ли единство требований и действий у взрослых, есть ли у детей семейные обязанности, есть ли в семье вредное влияние на детей, как семья выполняет требования школы, как участвует в жизни класса, каков режим семьи. 4 Какое влияние на детей оказывают товарищи,двор, соседи,знакомые родителей, отношение к ним родителей.

II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ 1В раздел плана могут быть включены вопросы, отражающие следующие направления:1. Совместная работа с родительским комитетом класса (оказание помощи в подготовке собраний, заседаний комитета, организация учебы родительского актива, посещение семей (мероприятии по формированию единых требований семьи и школы к ученику). 2Формирование единого коллектива учащихся, учителей и родителей (определение совместных обществен но-полезных дел: помощь младшим, ветеранам, акты милосердия, коллективные творческие дела, походы, экскурсии, ЛТО и др.).3Педагогическое просвещение родителей. На основе изучения и анализа состава родителей планируются общие, групповые и индивидуальные формы педагогического всеобуча, тематика лекториев, помощь по самообразованию).4Привлечение родителей к организации внеклассной и внешкольной работы со школьниками. Включение родителей в воспитательную работу с детьми в школе и по месту жительства, использование педагогических поручений. 5Индивидуальная работа с родителями (посещение семей, установление шефства, оказание помощи по воспитанию детей, контроль за выполнением родительских обязанностей, организация их учебы).5

  В отечественной науке  и практике взаимодействие психолога  с  родителями  в основном проводиться  в рамках  психологической  консультации.  Такая  работа сама  по  себе  не  является  самоцелью,  а  проводится  как  дополнение   к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной  частью

проведения  психологической  коррекции.  В  последнее   время   направление, использующее  групповые  формы   обучения   и   терапии   родителей,   стало развиваться более активно.

   В зарубежной психологии  и педагогике родительские группы  зарекомендовали себя  как  весьма  эффективная  форма  обучения  и  решения  психологических проблем  родителей.   Наибольшее   распространение  групповые   занятия   с родителями получили в современной Америке.         Как  правило,  психологические  подходы  в  работе  с  родительскими группами  существуют  в   рамках   определенных   теоретических   концепций.     Проведение родительских групп в значительной степени опирается  на  ряд общих принципов организации их работ. С.Славсон  вводит  понятие  ”первичный кодекс группы”, включающее в себя три основных постулата: 1)предмет дискуссии–дети и способы  взаимодействия с ними родителей. 2)все    члены    группы    имеют    право    на    свободное   участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины. 3)ведущий не является абсолютным авторитетом,  единственным источником информации и суждений,   которые    обязательно    должны    быть    приняты

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей.  1. Педагогическая   модель   базируется   на   гипотезе         недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

3 .Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

А.Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психолог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении, содержание которого имеет свою специфику. Сопоставляя две основные модели психологической работы с семьей, (модель «поддержки» и модель «сопровождения»), следует отметить, что:

Во-первых, что их противопоставление в реальной деятельности практического психолога приводит к гипертрофированию то каузального, то симптоматического подхода в работе с семьей.

Во-вторых, по сути, они есть две стороны одной и той же медали. Их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели психологической службы потому, что их приоритеты определяются едиными законами развития психики человека.

В-третьих, сходство состоит в том, что та и другая модели в конечных результатах ожидают полноценного психического развития и успешности воспитательно-образовательного процесса в учреждении и в семье; они обе могут работать по заказам и проектировать свою деятельность по собственной инициативе; основными субъектами взаимодействия в обеих моделях являются дети, педагоги, родители, администрация.

В-четвертых, их принципиальное различие концентрируется в области средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональную деятельность психолога. И та, и другая модель нацелены успешность и полноценность развития и педагогического процесса. Но одна за счет помощи, за счет работы со свершившимся неблагополучием, а другая — за счет создания условий, предотвращающих появление проблем.

В современной практической психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (Р. М. Битянова); общий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова)[27];

Н. С. Глуханюк (2001) рассматривает психологическое сопровождение как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Субъектом развития является человек; к ситуациям жизненного выбора относятся множественные проблемные ситуации, разрешая которые человек (в данном случае — родитель) определяет для себя путь развития: прогрессивный или регрессивный.

Другие исследователи под психологическим сопровождением понимают систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для родителей (Т. Яничева, 1999).

Стратегическая цель психологического сопровождения формулируется как создание и подержание в семье развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала каждого ребенка.

Психологическое сопровождение включает: • сопровождение естественного развития родителъства; •поддержку  родителей   в   трудных,    кризисных   и   экстремальных ситуациях; • психологическое ориентирование    процесса семейного воспитания. Как технология т. е. реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая. Эта технология отличается от других, например психокоррекции, психологического консультирования, следующими особенностями:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"