Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:58, шпаргалка
основные понятия по специальной психологии
-------
| Get-books.ru collection
|-------
| О. П. Астафьева
|
| Е. Г. Имашева
|
| Коррекционная психология. Шпаргалка
-------
О. П. Астафьева,
Е. Г. Имашева
Коррекционная психология. Шпаргалка
1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Коррекционная
психология является одной из отраслей
психологии, предметом изучения которой
являются закономерности психического
развития аномальных детей, а объектом
– аномальные дети.
Термин «аномалия» (от греч. аnomalos – «неправильный»)
обозначает нарушение нормы, общей закономерности
организации, является всеобъемлющим
по отношению к любым ошибками развития
– анатомическим, биохимическим, функциональным.
В отечественной специальной психологии
термин «аномальные дети» обозначает
категорию детей с врожденными или приобретенными
нарушениями психического и физического
развития, нуждающихся в обучении в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях.
В соответствии с принятой в дефектологии
классификацией аномалий развития выделяют
группы детей с нарушениями: интеллекта;
зрения; речи; слуха; опорно-двигательного
аппарата; с задержкой психического развития;
с комбинированными дефектами.
Определен следующий круг задач специальной
психологии:
1) выявление общих закономерностей психического
развития нормально развивающихся детей
и детей с аномалиями развития; в результате
исследований Л. В. Занкова,Ж. И. Шиф, Т.
А. Власовой, В. И. Лубовского было доказано,
что основные закономерности психического
развития аномального ребенка и нормально
развивающегося являются общими и носят
поэтапный характер: периодизация возраста,
становление мыслительных функций (от
наглядно-действенного мышления к словесно-логическому),
памяти и т. д. Различны сроки формирования
и качество достижений);
2) выявление общих закономерностей психического
развития, присущих всем детям с аномалией
развития. Л. С. Выготским была выведена
закономерность формирования вторичных
отклонений на фоне первичного дефекта
психических функций. Таким образом, совокупность
порождаемых дефектов проявляется в изменениях
развития личности аномального ребенка
в целом);
3) раскрытие специфики закономерностей
психического развития у различных групп
детей с аномалией развития (Л. С. Выготский,
А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л. В. Зан-ков,
Ж. И. Шиф и др.);
4) изучение свойств отдельных психических
процессов у детей с различными аномалиями;
5) установление связей процесса психического
развития с особенностями, спецификой
аномалии;
6) разработка мер по развитию компенсаторных
способностей организма с целью преодоления
дефектов развития психики;
7) разработка мер по предупреждению проявлений
вторичных и третичных дефектов психики
у детей с аномалиями;
8) проведение научных исследований с целью
нахождения оптимальных условий для обучения
и воспитания аномальных детей;
9) разработка мер по оказанию психологической,
педагогической, социальной, медицинской
помощи с целью успешной интеграции в
общество детей с аномалией развития.
2 ОТРАСЛЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Коррекционная
психология как отрасль психологии
тесно взаимодействует со многими
науками, такое взаимодействие теоретически
можно разделить на несколько
блоков, которые в свою очередь
состоят из самостоятельных наук
и отраслей наук.
К первому блоку можно отнести педагогику,
которая делится на общую педагогику,
методику преподавания предметов детям
как с нормальным уровнем развития, так
и с отклонениями в развитии. Коррекционная
психология во взаимодействии со специальной
педагогикой повышает уровень развития
детей с врожденными или приобретенными
дефектами. Также взаимодействие наук
позволяет формировать научно целостный
взгляд на процесс развития человека с
ограниченными способностями. Многостороннее
изучение одной проблемы позволяет найти
развернутый ответ на вопросы, которые
возникают при обучении людей с дефектами,
а также устранить однобокий подход, который
в большинстве случаев является неверным.
Ко второму блоку относится медицина:
анатомия, физиология, психиатрия, невропатология.
Связь коррекционной педагогики и медицинской
отрасли настолько тесна, что разделить
сферы их влияния практически невозможно,
так как психическое развитие человека,
его отклонения можно объяснить только
с точки зрения медицины и ее отраслей:
физиологии, психиатрии и психопатологии,
генетики и анатомии человека в разных
возрастных категориях, ортопедии, невропатологии
и нейроанатомии, педиатрии и отоларингологии,
других отраслей медицины. Некоторые термины
используются во многих отраслях медицины,
в том числе и в коррекционной психологии:
«аутизм», «психика», «аномалия», «деменция»
и др. Установление диагноза на основе
разных отраслей медицины, бесспорно,
позволяет достигать более эффективных
результатов в лечении и обучении.
Третий блок гуманитарный, который состоит
из философии, социологии, психологии
всех направлений. Взаимосвязь коррекционной
психологии и гуманитарных наук позволяет
аккумулировать знания с той же целью,
что и все остальные отрасли наук: для
эффективного и доступного пониманию
обучения людей с дефектами развития.
Такие науки, как политология, философия,
социология позволяют рассматривать многие
явления коррекционной психологии с точки
зрения социального статуса человека.
Некоторые аспекты процесса применения
методик коррекционной психологии могут
быть полностью раскрыты только с позиций
философии и политологии.
Использование знаний и опыта многих самостоятельных
наук и отраслей наук дает дополнительный
шанс специалистам коррекционной психологии
подбирать более эффективные методы обучения
для каждой категории людей в индивидуальном
порядке.
3 ОСНОВНЫЕ
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ
Методология
специальной психологии, как и
всей отечественной психологической
науки, базируется на общих методологических
положениях диалектического материализма.
Важное значение для понимания психического
развития имеет принцип детерминизма.
Он означает, во-первых, что все психические
явления, как и психика в целом, понимаются
как проявления, причинно обусловленные
объективной действительностью, как отражение
этой действительности; во-вторых, что
все психические явления рассматриваются
как обусловленные деятельностью мозга;
в-третьих, данный принцип предполагает
при изучении психических явлений обязательное
установление причин, которые вызвали
эти явления. Детерминизм в его философском
понимании означает, что внешняя причина
не определяет непосредственно реакции
человека, а действует через внутренние
условия.
Принцип развития предполагает анализ
процесса возникновения дефекта, объяснение
того, продуктом какого изменения предшествующего
развития является этот дефект. Этот принцип
выражается в том, что все психические
явления рассматриваются как постоянно
количественно и качественно изменяющиеся
и развивающиеся, а правильная характеристика
любого психического явления возможна
только в том случае, если одномоментно
выясняются характерные его особенности
в данный момент, причины возникновения
изменений и возможные перспективы последующих
изменений. Таким образом, принцип развития
ориентирует не на статическое описание
дефекта, а на выяснение динамики его развития.
Философское учение о сущности развития,
о его движущих силах и возникновении
нового стало исходным при разработке
вопросов изучения аномальных детей и
многообразно реализуется на практике.
Принцип единства сознания и деятельности.
Известно, что биологически унаследованные
свойства составляют одно из условий формирования
психических функций. Для человека необходимо
овладение миром предметов и явлений,
созданных человечеством. Именно деятельность
является условием возникновения, фактором
формирования и объектом приложения сознания
человека.
Принцип единства сознания и деятельности
означает, что сознание – это регулятор
поведения и действий человека. Однако
главное по словам А. Н. Леонтьева, состоит
вовсе не в том, чтобы указать на активную
управляющую роль сознания. Главная проблема
заключается в том, чтобы понять сознание
как субъективный продукт, как преобразованную
форму проявления тех общественных по
своей природе отношений, которые осуществляются
деятельностью человека в предметном
мире. При изучении аномальных детей реализация
принципа единства сознания и деятельности
находит свое выражение в том, что деятельность
аномального ребенка является одним из
важных параметров оценки уровня его развития.
4 СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
Русское направление
специальной психологии как отдельного
направления мировой
На основании этих и других исследований
разрабатывались методы коррекционного
обучения, специальные программы для индивидуальной
работы с аномальными людьми, дальнейшее
их развитие. В целом, русская специальная
психология строилась на сравнительных
характеристиках развития нормально развивающихся
детей и детей с отклонениями. Изучение
обеих групп проводилось по всем направлениям:
от внутриутробного развития и рождения
до определенных возрастных групп и параметров
развития, соответствующих этим группам.
Русские психиатры У. Е. Сухарева, М. С.
Пев-знер и другие проводили исследования
эмоционально-волевой сферы развития,
познавательной деятельности ребенка,
основываясь на клинических данных. Также
они уделяли большое внимание изучению
проблемы патогенеза аномального развития,
этиологии, подробное описание состояний
и возможные пути развития детей с дефектами.
Позже (в 1950-е гг.) стали проводиться исследования
деятельности высшей нервной системы
людей с нарушениями в психическом развитии.
Полученные данные использовались в дальнейшем
для разработки педагогических методов
обучения, воспитания детей с дефектами.
В процессе проводимых исследований были
сделаны некоторые выводы о том, что у
обеих групп детей (нормально развивающихся
и аномальных) психика развивается по
общим закономерностям.
Русскими дифектологами (X. С. Замской,
Л. В. Занковым и др.) проводились исследования
слабости мыслительного процесса, скорости
реакции при недостаточности некоторых
структурных компонентов мышления, нарушений
словесно-логического мышления.
Именно русским дефектологам удалось
доказать, что люди с аномальным развитием
имеют не только умственные недостатки,
но и обширные потенциальные возможности
развития мышления, которые могут развиться
при определенной системе индивидуального
обучения. В работах Л. С. Выгодского эта
теория освещена достаточно полно и подкреплена
практическими исследованиями.
5 ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Термин
«дизонтогенез» применяется в науке
для обозначения различных
Патологическое воздействие на структуры!
незрелого мозга приводит к отклонению
психического развития. Эти негативные
проявления бывают разными в зависимости
от этиологии, степени выраженности, распространенности,
времени возникновения, социально-бытовых
условий и др.
Дизонтогении вызываются как биологическими,
так и социальными факторами.
К биологическим факторам относятся:
1) пороки развития мозга, связанные с изменением
генетического материала (генные мутации,
наследственные нарушения обмена веществ
и др.);
2) внутриутробные поражения (токсикозы
беременных, инфекционные заболевания
беременных, интоксикации, травмы и др.).
К социальным факторам возникновения
дизонтогении относятся: микросоциально-педагогическая
запущенность; развитие в условиях социальной
депривации.
Характер психического дизонтогенеза
определяется рядом параметров:
1) функциональная локализация нарушения;
2) время поражения;
3) взаимоотношения между первичным и вторичным
дефектом;
4) нарушение межфункциональных взаимодействий.
Наиболее полной в настоящее время считается
классификация психического дизон-тогенеза
по В. В. Лебединскому:
1) недоразвитие. Типичный пример – умственная
отсталость. Здесь имеет место раннее
время поражения, затронувшее незрелые
мозговые системы;
2) задержанное развитие. Характеризуется
замедленным темпом формирования познавательной
и эмоциональной сфер;
3) поврежденное развитие. Патологическое
воздействие на мозг произошло в более
поздние периоды, когда морфологическое
и функциональное созревание мозговых
структур было почти сформировано;
4) дефицитарное развитие. Характеризуется
тяжелым недоразвитием или повреждением
отдельных анализаторных систем: слуха,
речи, опорно-двигательного аппарата,
рядом тяжелых хронических заболеваний;
5) искаженное развитие. Наблюдается патологически
ускоренное асинхронное развитие отдельных
психических функций. Типичным примером
искаженного развития является синдром
раннего детского аутизма;
6) дисгармоничное развитие. Данный вид
дизон-тогенеза вызван не текущим болезненным
процессом, а врожденной либо приобретенной
аномальной структурой эмоционально-волевой
сферы. Типичным примером дисгармоничного
развития являются различные психопатии.