Шпаргалка по специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:58, шпаргалка

Описание работы

основные понятия по специальной психологии

Файлы: 1 файл

шпаргалка по спец психологии.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

6 ПЕРВИЧНЫЕ  И ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ   

Исходя  из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский предложил различать  в аномальном развитии две группы нарушений: первичные и вторичные. 
   Первичные нарушения – это нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.). 
   Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. 
   Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. 
   Часто наблюдается их сочетание, например при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых. 
   В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, например при шизофрении, выделяется не первичный, а основной дефект. 
   Основной дефект определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в структуре психической недостаточности при данном заболевании. 
   Механизм возникновения вторичных нарушений различен. 
   Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, так называемое специфическое недоразвитие. 
   Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха. 
   Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. 
   Так, в дошкольном возрасте интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции: произвольная моторика и речь. 
   Они нарушаются при самых различных вредностях, приводя к задержке речевого развития, недоразвитию произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможен-ности. 
   Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная деп-ривация. 
   Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений. 
   Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств эмоциональной и личностной сфери, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки уровня притязаний, возникновение аутисти-ческих черт и т. д.). 
   

7 НАРУШЕННОЕ  РАЗВИТИЕ И РАСПАД ПСИХИКИ   

Соотношение биологического и общественного  формирования личности основывается на процессе развития и распада психики. Эволюция психиатрии и психологии не может быть без исследования процессов соотношения развития и распада психики. Для более полного осмысления структуры, формирования и распада психической деятельности человека нужно знать все процессы развития и созревания психики ребенка с момента рождения. Г. Е. Сухарева предложила эволюционно-биологический подход с целью исследования теоретических вопросов психиатрии и психологии. Л. С. Выготский утверждал, что для наиболее полного исследования формирования психики ребенка необходимо знать процесс распада психики. Продолжая работу по исследованию распада и развития психики, А. Н. Леонтьев считает, что формирование психики человека образовано на опыте поколений, а не на инстинктах самосохранения и адаптации к обстоятельствам окружающей среды. Э. Кречмер полагал, что психические расстройства всегда являются основой для бесконтрольного проявления природных инстинктов (агрессия), а также низших потребностей, данных человеку природой. Распад психики приводит к деградации личности и одновременно к высвобождению от ограничений, поставленных социумом, к открытому проявлению биологических инстинктов. 
   Нарушение развития личности является распадом той системы потребностей, которая была построена в процессе жизнедеятельности, т. е. данная система становится менее осознанной и четкой, исчезает смысловая нагрузка действий и их последовательности. 
   Исследования на животных, проведенные И. П. Павловым, позволяют сделать вывод о том, что в процессе распада психики уничтожению подвергаются в первую очередь те условные рефлексы, которые были приобретены последними. 
   Другими словами, И. П. Павлов утверждал, что состояние распада психики человека можно отождествить с состоянием младенчества. Дальнейшие исследования привели к выводам: условные рефлексы подвергаются разрушению быстрее, чем безусловные рефлексы человека; уничтожение более поздних рефлексов приводит к высвобождению ранее приобретенных рефлексов и возвращению человека на стадию младшего возраста. 
   В процессе распада психики разложение высших функций происходит не во всех случаях, этот процесс может приводить к возникновению более сложных процессов в психике. Результаты нарушенного развития и процесса распада психики могут быть абсолютно разными, так как на все процессы оказывают влияние многие факторы: изначальный уровень развития человека до процесса распада, длительность самого процесса распада, условия, в которых протекают процессы нарушенного развития. 
   

8 ПРИНЦИПЫ  КОМПЕНСАТОРНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ  ПО П. К. АНОХИНУ   

По мнению П. К. Анохина, компенсацией является особый, частный случай, в рефлекторной деятельности ЦНС, и, подчиняясь общим законам, имеет  частный, специфический характер. Существует ряд принципов, которым подчиняется компенсаторное приспособление, а именно: реакция дефекта; прогрессирующая мобилизация, которая также присутствует в компенсаторных механизмах; непрерывное движение обратного эффекта компенсаторного приспособления; проявляется относительная устойчивость компенсаторных приспособлений. 
   При условии потери функций компенсирования очень важно взаимопроникновение как биологических, так и социальных факторов. Следует отметить, что функционирование социальных факторов, непосредственно взаимодействующих с биологическими законами, при какой-либо компенсации возможно лишь в том случае, когда происходит основной упор на работу организма. Существуют отдельные, технические средства компенсации, ориентированные на слабовидящих и слепых людей, которые включены в общественно полезную работу. Две ветви деления выявились в тифлотехнических средствах компенсации: первая группа сохраняет и получает развитие в нарушенных зрительных функциях. В данной группе применимы различные оптические приспособления, такие как обычные и телескопические очки, контактные линзы. Во второй группе обозначают приборы, основное действие которых направлено на использование сохраненных анализаторов, с помощью которых слабовидящий или слепой получает переработанную, интересующую его информацию, которая поступает в простых условиях через зрительную систему. Обозначенные выше приборы заменяют как световые, так и цветовые раздражители, в качестве трансформаторов световой энергии функционируют раздражители другой категории, превращая ее, таким образом, в звуковую или механическую. 
   Необходимо отметить тот факт, что сегодня активно ведутся работы по моделированию периферической области зрительного анализатора, выявляется сообразность применения электронного глаза. Согласно исследованиям, приспособление должно трансформировать световую энергию в электрическую и таким образом посылать малые электрические импульсы, которые направлены непосредственно в зрительные области головного мозга для функционирования субъективных световых ощущений. Большую роль в компенсаторных процессах дефектов зрения играет сознание. Так, если животные, благодаря компенсации биологически подстраиваются к новым условиям, то человек ищет баланс не только в биологических процессах, но и в социальной среде, при этом человеку очень важно осознать и принять все дефекты как данное, понять последствия и многие задачи, которые возникают в процессе привыкания к отклонениям. Необходимо преодолеть психологический и физический кризис. Итак, процессом компенсации в тифлопсихологии называется процесс замещения потерянных функций или возмещение поврежденных зрительных функций. 
   

9 КОРРЕКЦИЯ  НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА   

Изучение  развития детей с ЗПР, разработка методов коррекции нарушения  письма и чтения у детей младшего школьного возраста делится на четыре подхода, которые часто используются в определенном сочетании: 
   1) педагогический подход, заключающийся в объединении детей со сложными психическими заболеваниями и нормальным развитием, но с запущенным педагогическим воспитанием; 
   2) преодоление трудностей обучения, приводящих к ограниченному сенсорному опыту, общению с окружающим миром, являющихся следствием негативных условий жизни и воспитания детей, которые впоследствии могут тормозить формирование развития личности ребенка; 
   3) организация специальных групп для детей с нарушенным развитием с целью коррекции и восполнения отставания от развития нормальных детей; 
   4) организация отдельного специального лечения детей со слабо выраженными органическими повреждениями мозга с одновременной изоляцией от нормально развивающихся детей. 
   Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста проводится в три этапа. 
 
   1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, при этом содержание этого этапа заключается в формировании полноценных представлений о звуках в разных словах, о фонетических процессах и проведении синтеза звукового состава слова. На этом же этапе проводится коррекция дефектов произношения слов и развитие связного проговаривания слов, предложений. 
   2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса, грамматического строя речи. На этом этапе проводится пополнение словарного запаса, изучение построения синтаксических конструкций, а также последовательное развитие грамматики речи. 
   3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Этот этап коррекции содержит последовательное формирование навыков построения связного высказывания, обучение логическому изложению четких и точных мыслей, подбор необходимых слов и построение предложений. 
   Занятия по коррекции письма и чтения активизируют мыслительную деятельность детей, повышают эффективность работы поврежденных участков мозга, дают возможность детям научиться использовать на практике полученные теоретические навыки по словообразованию в общении со сверстниками, родителями и т. д. 
   Данная программа предусматривает обширную повторяющуюся практику, целью которой является закрепление изученного материала в коррекционно-учебном процессе. Весь учебный материал должен постоянно повторяться для более тщательного практического закрепления. В процессе обучения полученные новые знания необходимо соединять с уже имеющимися знаниями. 
   

10 ВЗАИМОСВЯЗЬ  ПРОЦЕССОВ КОРРЕКЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ    

Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкретный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов. Процесс коррекции относится к внешним воздействиям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т. е. восполнение утраченной по каким-либо причинам функции организма. 
   Компенсация – это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитые функции организма. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов: 
   1) определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть следствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травматичных ситуаций; 
   2) проведение оценки степени нарушения функций; 
   3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации; 
   4) проведение контроля над процессом реализации компенсации; 
   5) при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается. 
   Коррекция и компенсация взаимно дополняют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назначения. 
   Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предназначены для преодоления многих недостатков психического и физического развития человека. Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей. 
   Если коррекция может изменить и подстроить способности человека к существующим условиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций. 
   Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей. Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития. При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы. 
   

11 ПОНЯТИЕ  СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ   

Сенсорная депривация – это длительное частичное  лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков. В психологии известны три вида депривации: 
   1) сенсорная; 
   2) эмоциональная; 
   3) социальная. 
   Сенсорная депривация вызывает у человека состояние временного психоза, различных психических нарушений, длительной депрессии. Длительная сенсорная депривация приводит к органическим изменениям или дегенеративным изменениям в нервных клетках. 
   Опытным путем доказано, что условия сенсорной депривации вызывают растормаживание коры головного мозга, галлюцинации, которые не соответствуют действительности, однако воспринимаются мозгом как оное в самых разных видах (тактильные ощущения, зрительные, звуковые, осязаемые, др.). Подобные видения определенных образов и ощущений приводят к латеральному торможению коры головного мозга. Процесс сенсорной деривации может дать два разнопо-лярных результата. 
   Во-первых, может происходить растормажи-вание коры, а во-вторых, может приводить к затормаживанию коры. 
   Изучением процессов сенсорной депривации ученые психологи занимаются давно. В 1913 г. Дж. Уотсон издал свой труд «Психология с точки зрения бихевиориста». В этом труде он излагает суть нового направления в психологии, которое было названо бихевиористским направлением в психологии. Одновременно с этой теорией Дж. Уотсон выдвинул идею, противоположную по сути: он призывал основываться на объективных методах, которые разработаны в естественных науках. 
   Практическое целенаправленное изучение нервно-психической деятельности человека началось во второй половине XX в., основными работами по прикладной экспериментальной психологии были работы, проводимые под руководством Д. Н. Бирюкова. Он установил зависимость повышения потребности в сильных ощущениях и переживаниях в условиях сенсорной депривации, когда активизируется воображение и образная память. Такие процессы начинают проходить только в результате сенсорного голода, изоляции, т. е. как защитный механизм от насильственной изоляции в стремлении сохранить в памяти все существующие реакции и функции мышления. Длительное пребывание в условиях сенсорной депривации у человека вызывает постепенное развитие апатии, депрессии, торможения умственных процессов, а также частой смены настроения (раздражительность, эйфория). Также может происходить нарушение памяти, человек может испытывать гипнотические и трансовые состояния. Если воздействие сенсорной депри-вации не прекращается, то разрушительные процессы в психике и логическом мышлении человека становятся необратимыми. Существует прямая зависимость скорости разрушения психики человека от времени и условий сенсорной депривации. 
   

Информация о работе Шпаргалка по специальной психологии