Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:58, шпаргалка
основные понятия по специальной психологии
6 ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Исходя
из идеи о системном строении дефекта,
Л. С. Выготский предложил различать
в аномальном развитии две группы
нарушений: первичные и вторичные.
Первичные нарушения – это нарушения,
непосредственно вытекающие из биологического
характера болезни (нарушения слуха и
зрения при поражении органов чувств,
детские церебральные параличи, локальные
поражения определенных корковых зон
и т. д.).
Вторичные нарушения возникают опосредованно
в процессе аномального развития.
Первичный дефект может иметь характер
недоразвития или повреждения.
Часто наблюдается их сочетание, например
при осложненной олигофрении – недоразвитие
корковых систем и повреждение подкорковых.
В тех случаях, когда субстрат болезненного
процесса неизвестен, например при шизофрении,
выделяется не первичный, а основной дефект.
Основной дефект определяется местом,
занимаемым тем или иным нарушением в
структуре психической недостаточности
при данном заболевании.
Механизм возникновения вторичных нарушений
различен.
Вторично недоразвиваются те функции,
которые непосредственно связаны с поврежденной,
так называемое специфическое недоразвитие.
Сюда, например, относится недоразвитие
понимания речи у детей с нарушениями
слуха.
Вторичное недоразвитие характерно и
для тех функций, которые в момент воздействия
вредности находятся в сензитивном периоде.
Так, в дошкольном возрасте интенсивно
развивающимися и наиболее уязвимыми
являются две функции: произвольная моторика
и речь.
Они нарушаются при самых различных вредностях,
приводя к задержке речевого развития,
недоразвитию произвольной регуляции
действия с явлениями двигательной расторможен-ности.
Важнейшим фактором возникновения вторичных
нарушений является социальная деп-ривация.
Дефект, в той или иной мере препятствуя
общению, тормозит приобретение знаний
и умений.
Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая
коррекция трудностей приводит к выраженной
вторичной микросоциальной и педагогической
запущенности, ряду расстройств эмоциональной
и личностной сфери, связанных с постоянным
ощущением неуспеха (заниженность самооценки
уровня притязаний, возникновение аутисти-ческих
черт и т. д.).
7 НАРУШЕННОЕ РАЗВИТИЕ И РАСПАД ПСИХИКИ
Соотношение
биологического и общественного
формирования личности основывается на
процессе развития и распада психики.
Эволюция психиатрии и психологии не может
быть без исследования процессов соотношения
развития и распада психики. Для более
полного осмысления структуры, формирования
и распада психической деятельности человека
нужно знать все процессы развития и созревания
психики ребенка с момента рождения. Г.
Е. Сухарева предложила эволюционно-биологический
подход с целью исследования теоретических
вопросов психиатрии и психологии. Л. С.
Выготский утверждал, что для наиболее
полного исследования формирования психики
ребенка необходимо знать процесс распада
психики. Продолжая работу по исследованию
распада и развития психики, А. Н. Леонтьев
считает, что формирование психики человека
образовано на опыте поколений, а не на
инстинктах самосохранения и адаптации
к обстоятельствам окружающей среды. Э.
Кречмер полагал, что психические расстройства
всегда являются основой для бесконтрольного
проявления природных инстинктов (агрессия),
а также низших потребностей, данных человеку
природой. Распад психики приводит к деградации
личности и одновременно к высвобождению
от ограничений, поставленных социумом,
к открытому проявлению биологических
инстинктов.
Нарушение развития личности является
распадом той системы потребностей, которая
была построена в процессе жизнедеятельности,
т. е. данная система становится менее осознанной
и четкой, исчезает смысловая нагрузка
действий и их последовательности.
Исследования на животных, проведенные
И. П. Павловым, позволяют сделать вывод
о том, что в процессе распада психики
уничтожению подвергаются в первую очередь
те условные рефлексы, которые были приобретены
последними.
Другими словами, И. П. Павлов утверждал,
что состояние распада психики человека
можно отождествить с состоянием младенчества.
Дальнейшие исследования привели к выводам:
условные рефлексы подвергаются разрушению
быстрее, чем безусловные рефлексы человека;
уничтожение более поздних рефлексов
приводит к высвобождению ранее приобретенных
рефлексов и возвращению человека на стадию
младшего возраста.
В процессе распада психики разложение
высших функций происходит не во всех
случаях, этот процесс может приводить
к возникновению более сложных процессов
в психике. Результаты нарушенного развития
и процесса распада психики могут быть
абсолютно разными, так как на все процессы
оказывают влияние многие факторы: изначальный
уровень развития человека до процесса
распада, длительность самого процесса
распада, условия, в которых протекают
процессы нарушенного развития.
8 ПРИНЦИПЫ
КОМПЕНСАТОРНОГО
По мнению
П. К. Анохина, компенсацией является особый,
частный случай, в рефлекторной деятельности
ЦНС, и, подчиняясь общим законам, имеет
частный, специфический характер. Существует
ряд принципов, которым подчиняется
компенсаторное приспособление, а именно:
реакция дефекта; прогрессирующая мобилизация,
которая также присутствует в компенсаторных
механизмах; непрерывное движение обратного
эффекта компенсаторного приспособления;
проявляется относительная устойчивость
компенсаторных приспособлений.
При условии потери функций компенсирования
очень важно взаимопроникновение как
биологических, так и социальных факторов.
Следует отметить, что функционирование
социальных факторов, непосредственно
взаимодействующих с биологическими законами,
при какой-либо компенсации возможно лишь
в том случае, когда происходит основной
упор на работу организма. Существуют
отдельные, технические средства компенсации,
ориентированные на слабовидящих и слепых
людей, которые включены в общественно
полезную работу. Две ветви деления выявились
в тифлотехнических средствах компенсации:
первая группа сохраняет и получает развитие
в нарушенных зрительных функциях. В данной
группе применимы различные оптические
приспособления, такие как обычные и телескопические
очки, контактные линзы. Во второй группе
обозначают приборы, основное действие
которых направлено на использование
сохраненных анализаторов, с помощью которых
слабовидящий или слепой получает переработанную,
интересующую его информацию, которая
поступает в простых условиях через зрительную
систему. Обозначенные выше приборы заменяют
как световые, так и цветовые раздражители,
в качестве трансформаторов световой
энергии функционируют раздражители другой
категории, превращая ее, таким образом,
в звуковую или механическую.
Необходимо отметить тот факт, что сегодня
активно ведутся работы по моделированию
периферической области зрительного анализатора,
выявляется сообразность применения электронного
глаза. Согласно исследованиям, приспособление
должно трансформировать световую энергию
в электрическую и таким образом посылать
малые электрические импульсы, которые
направлены непосредственно в зрительные
области головного мозга для функционирования
субъективных световых ощущений. Большую
роль в компенсаторных процессах дефектов
зрения играет сознание. Так, если животные,
благодаря компенсации биологически подстраиваются
к новым условиям, то человек ищет баланс
не только в биологических процессах,
но и в социальной среде, при этом человеку
очень важно осознать и принять все дефекты
как данное, понять последствия и многие
задачи, которые возникают в процессе
привыкания к отклонениям. Необходимо
преодолеть психологический и физический
кризис. Итак, процессом компенсации в
тифлопсихологии называется процесс замещения
потерянных функций или возмещение поврежденных
зрительных функций.
9 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучение
развития детей с ЗПР, разработка
методов коррекции нарушения
письма и чтения у детей младшего школьного
возраста делится на четыре подхода, которые
часто используются в определенном сочетании:
1) педагогический подход, заключающийся
в объединении детей со сложными психическими
заболеваниями и нормальным развитием,
но с запущенным педагогическим воспитанием;
2) преодоление трудностей обучения, приводящих
к ограниченному сенсорному опыту, общению
с окружающим миром, являющихся следствием
негативных условий жизни и воспитания
детей, которые впоследствии могут тормозить
формирование развития личности ребенка;
3) организация специальных групп для детей
с нарушенным развитием с целью коррекции
и восполнения отставания от развития
нормальных детей;
4) организация отдельного специального
лечения детей со слабо выраженными органическими
повреждениями мозга с одновременной
изоляцией от нормально развивающихся
детей.
Коррекция нарушений письма и чтения у
детей младшего школьного возраста проводится
в три этапа.
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой
стороны речи, при этом содержание этого
этапа заключается в формировании полноценных
представлений о звуках в разных словах,
о фонетических процессах и проведении
синтеза звукового состава слова. На этом
же этапе проводится коррекция дефектов
произношения слов и развитие связного
проговаривания слов, предложений.
2. Восполнение пробелов в развитии лексического
запаса, грамматического строя речи. На
этом этапе проводится пополнение словарного
запаса, изучение построения синтаксических
конструкций, а также последовательное
развитие грамматики речи.
3. Восполнение пробелов в формировании
связной речи. Этот этап коррекции содержит
последовательное формирование навыков
построения связного высказывания, обучение
логическому изложению четких и точных
мыслей, подбор необходимых слов и построение
предложений.
Занятия по коррекции письма и чтения
активизируют мыслительную деятельность
детей, повышают эффективность работы
поврежденных участков мозга, дают возможность
детям научиться использовать на практике
полученные теоретические навыки по словообразованию
в общении со сверстниками, родителями
и т. д.
Данная программа предусматривает обширную
повторяющуюся практику, целью которой
является закрепление изученного материала
в коррекционно-учебном процессе. Весь
учебный материал должен постоянно повторяться
для более тщательного практического
закрепления. В процессе обучения полученные
новые знания необходимо соединять с уже
имеющимися знаниями.
10 ВЗАИМОСВЯЗЬ
ПРОЦЕССОВ КОРРЕКЦИИ И
Коррекция
представляет собой процесс исправления
различных измененных функций человека.
Коррекция подразумевает конкретный метод
воздействия на человека с целью исправления
аномальных дефектов. Процесс коррекции
относится к внешним воздействиям. Методы
коррекции используются в случаях различных
нарушений функции человека, т. е. восполнение
утраченной по каким-либо причинам функции
организма.
Компенсация – это процесс замещения
отсутствующих или полностью утраченных
функций, на основе существующих нормально
развитые функции организма. Компенсация
утраченных или отсутствующих функций
проводится под контролем ВНД. Все компенсационные
процессы проводятся в пять этапов:
1) определение пораженной или частично
утраченной функции путем сопоставления
с нормальным действием другого аналогичного
органа, нарушение функций может быть
следствием расстройства деятельности
самого органа, побочными последствиями
травматичных ситуаций;
2) проведение оценки степени нарушения
функций;
3) создание индивидуальной программы для
проведения компенсации;
4) проведение контроля над процессом реализации
компенсации;
5) при восстановлении поврежденной или
частично утраченной функции процесс
компенсации приостанавливается.
Коррекция и компенсация взаимно дополняют
друг друга во многих процессах, основанных
на психологии, но они имеют разные назначения.
Коррекция используется в психолого-педагогических
и лечебных целях, которые предназначены
для преодоления многих недостатков психического
и физического развития человека. Компенсация
представляет собой сложный процесс, направленный
на восстановление или замещение утраченных
способностей.
Если коррекция может изменить и подстроить
способности человека к существующим
условиям жизни, то компенсация не всегда
дает полноценное возмещение утерянных
функций.
Компенсация может остаться на незавершенной
стадии и лишь частично восполнить функции.
При сбалансированном использовании обоих
процессов высока вероятность восполнения
потерянных способностей. Например, при
нарушениях опорно-двигательного аппарата
одновременная коррекция на психологическом
уровне и компенсация отсутствующих органов
дает более высокий результат осознания
возможности дальнейшего развития. При
этом снижается уровень торможения процессов
компенсации и коррекции, так как осознанное
приятие собственных недостатков не является
преградой к дальнейшему развитию. Оба
процесса взаимосвязаны и неотделимы.
11 ПОНЯТИЕ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
Сенсорная
депривация – это длительное частичное
лишение человека слуховых, зрительных
ощущений, а также лишение подвижности,
общения, эмоциональных всплесков. В психологии
известны три вида депривации:
1) сенсорная;
2) эмоциональная;
3) социальная.
Сенсорная депривация вызывает у человека
состояние временного психоза, различных
психических нарушений, длительной депрессии.
Длительная сенсорная депривация приводит
к органическим изменениям или дегенеративным
изменениям в нервных клетках.
Опытным путем доказано, что условия сенсорной
депривации вызывают растормаживание
коры головного мозга, галлюцинации, которые
не соответствуют действительности, однако
воспринимаются мозгом как оное в самых
разных видах (тактильные ощущения, зрительные,
звуковые, осязаемые, др.). Подобные видения
определенных образов и ощущений приводят
к латеральному торможению коры головного
мозга. Процесс сенсорной деривации может
дать два разнопо-лярных результата.
Во-первых, может происходить растормажи-вание
коры, а во-вторых, может приводить к затормаживанию
коры.
Изучением процессов сенсорной депривации
ученые психологи занимаются давно. В
1913 г. Дж. Уотсон издал свой труд «Психология
с точки зрения бихевиориста». В этом труде
он излагает суть нового направления в
психологии, которое было названо бихевиористским
направлением в психологии. Одновременно
с этой теорией Дж. Уотсон выдвинул идею,
противоположную по сути: он призывал
основываться на объективных методах,
которые разработаны в естественных науках.
Практическое целенаправленное изучение
нервно-психической деятельности человека
началось во второй половине XX в., основными
работами по прикладной экспериментальной
психологии были работы, проводимые под
руководством Д. Н. Бирюкова. Он установил
зависимость повышения потребности в
сильных ощущениях и переживаниях в условиях
сенсорной депривации, когда активизируется
воображение и образная память. Такие
процессы начинают проходить только в
результате сенсорного голода, изоляции,
т. е. как защитный механизм от насильственной
изоляции в стремлении сохранить в памяти
все существующие реакции и функции мышления.
Длительное пребывание в условиях сенсорной
депривации у человека вызывает постепенное
развитие апатии, депрессии, торможения
умственных процессов, а также частой
смены настроения (раздражительность,
эйфория). Также может происходить нарушение
памяти, человек может испытывать гипнотические
и трансовые состояния. Если воздействие
сенсорной депри-вации не прекращается,
то разрушительные процессы в психике
и логическом мышлении человека становятся
необратимыми. Существует прямая зависимость
скорости разрушения психики человека
от времени и условий сенсорной депривации.