Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:58, шпаргалка
основные понятия по специальной психологии
51 СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
В общепринятой практике различают
два аспекта структурных
1) план или основная структура;
2) план деталей.
Р. Энгельгардтв своей книге «Веселый
экзаменационный молитвенник» высказал
свое мнение о структуре речи: «Книги с
малым числом разделов подобны плохо
проветренной комнате. Они вызывают заболевания
органов дыхания». Формирование речи происходит
осознанно, человек подбирает слова для
того, чтобы выражение мыслей звучало
стройно и понятно. Обучение должно проводиться
с ранних лет с соблюдением определенных
принципов формирования структуры речи.
Структура речевых компонентов должна
соответствовать следующим принципам:
1) речь должна быть логически понятной
и искусной с точки зрения психологии;
2) структура речи должна быть обозримой
и стройной в плане повышения напряжения.
Дети в процессе обучения правильному
формированию речи должны усвоить правило
«трех частей»: предложение должно состоять
из введения, главной части и заключения.
Первая часть предложения – введение
– необходима для того, чтобы привлечь
внимание слушателей. Чаше всего это имя
человека или общее название группы лиц,
к которым говорящий обращается.
Вторая часть – главная часть структуры
речи – представляет собой основной отрезок
речи, содержащий основную тему, все ключевые
моменты речи (пояснение, примеры, доказательства
теорем и т. д.).
Третья часть речи – заключение – включает
в себя обобщающие мысли, выводы, короткие
обзорные заключения по каждой главе или
разделу.
В процессе формирования структуры речи
всегда необходимо помнить о том, что результатом
должно быть эффективное воздействие
на слушателей, которые понимают суть
мыслей говорящего. Если высказывается
одна основная мысль, то структура речи
чаще всего бывает однородной. Если высказывается
несколько разных мыслей, то структура
речи должна быть многоуровневой, каждый
уровень речи содержит одну мысль, между
разными смысловыми уровнями необходимо
вставлять связующие переходные отрезки
речи. Человек должен научиться формировать
речь так, чтобы, высказывая разные мысли,
его речь могла быть связной. Переходные
части речи выступают в роли связующего
звена между разными смысловыми частями.
Ораторское искусство строится на правильном
формировании структурных компонентов
и личных способностях человека. Эффективность
речи зависит от того, насколько правильно
сформирована ее структура.
52 ПРИНЦИПЫ
ОСНОВНЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ
Основные
классификации задержек психического
развития строятся по степени тяжести,
а также по этиопатогенетическому принципу.
Задержка психического развития проявляется
прежде всего в замедлении темпа психического
развития.
В одних случаях у детей наблюдается задержка
развития эмоционально-волевой сферы,
в других – замедленное развитие познавательной
сферы.
В результате исследований К. С. Лебединская
выделила четыре основных варианта задержки
психического развития на основе этиопатогенного
принципа:
1. Конституционального происхождения.
В данном случае наблюдается психический
и психофизический инфантилизм (целостная
структура психических и физических признаков
незрелости, несвойственной данному возрасту
– «детскость»).
М. С. Певзнер выделяет следующие варианты
инфантилизма:
1) психофизический инфантилизм с недоразвитием
эмоционально-волевой сферы при сохранном
интеллекте – неосложненнный гармонический
инфантилизм;
2) психофизический инфантилизм с недоразвитием
познавательной деятельности;
3) психофизический инфантилизм с недоразвитием
познавательной деятельности, осложненный
нейродинамическими нарушениями.
4) психофизический инфантилизм с недоразвитием
познавательной деятельности, осложненный
недоразвитием речевой функции.
2. Соматогенного происхождения. При данном
варианте ЗПР наблюдается психическая
и физическая астения, вызванная длительными
хроническими заболеваниями. У детей наблюдается
быстрая истощаемость, неспособность
долго концентрировать свое внимание,
формируются такие черты характера, как
робость, боязливость. Зачастую у таких
детей наблюдается заниженная самооценка.
3. Психогенного происхождения. Основными
факторами формирования данного вида
ЗПР являются неблагоприятные условия
воспитания, которые приводят к стойким
сдвигам в развитии нервно-психической
сферы ребенка. В результате у ребенка
развиваются патологические черты характера.
Аномалии воспитательного подхода к ребенку
в семье могут приводить к задержке его
волевого развития, познавательной деятельности,
интеллектуальных интересов, нравственных
установок. При гипоопеке у ребенка наблюдается
несформированность чувств долга, ответственности.
Такой ребенок чрезвычайно внушаем, импульсивен,
с трудом усваивает школьные предметы.
В условиях гиперопеки формируются такие
черты личности, как эгоцентризм, эгоизм,
установка на постоянную помощь и опеку.
4. Церебрально-
53 ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА «БОЛЕЗНИ» ПРИ НАРУШЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ
Детское слабоумие
делится на две группы.
Первая группа – это состояние снижения
интеллекта непроградиентного характера,
когда болезненный процесс не прогрессирует
и развитие происходит на основе олигофрении.
Вторую группу в слабоумии составляет
деменция. Сюда входят дети с текущим болезненным
процессом, ведущим к снижению интеллекта
(психозы, шизофрения и т. д.). Рассматривая
клинико-педагогическую характеристику
ребенка олигофрена-дебила, можно сказать,
что клиническая картина задержки психического
развития очень может быть близка к этой
характеристике и иногда требует углубленного
изучения ребенка и длительного наблюдения
за ним для дифференциальной диагностики.
Задержка психического развития (ЗПР)
по К. С. Лебединской имеет четыре формы:
церебро-органическая; конституциональная;
психогенная; соматогенная.
В клинической картине олигофрении принято
выделять три статуса: физический, или
соматический, неврологический, психический.
Олигофрения – это группа различных по
этиологии и патогенезу болезненных состояний,
которые характеризуются в первую очередь
двумя особенностями:
1) преобладанием интеллектуального дефекта;
2) отсутствием проградиентности (прогрессирования).
Под клиническим понятием олигофрении
следует понимать врожденные или приобретенные
в раннем младенчестве (до 2–3 лет) непрогради-ентные
болезненные состояния психики, которые
являются следствием недоразвития или
извращенного развития головного мозга
и характеризуются с клинической стороны
прежде всего нарушением нормальной мыслительной
деятельности.
По степени тяжести интеллектуального
дефекта различают разные степени олигофрении:
1) легкая – дебильность;
2) средней тяжести – имбецильность;
3) тяжелая – идиотия.
По этиологии (причинам развития) выделяют
две основные группы олигофрении:
1) эндогенные формы (наследственные);
2) экзогенные формы (приобретенные). Эндогенные
формы возникают в результате нарушений
в генетическом аппарате на различных
уровнях: хромосомном (болезнь Дауна);
генном (фенилкетонурия); геномном (синдромы
Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
Хромосомные болезни имеют общие признаки:
у них отсутствует четкая клиническая
картина, т. е. одни и те же нарушения в хромосомном
аппарате у разных людей могут давать
разные феноти-пические проявления –
клиническую картину.
При большинстве хромосомных болезней
отмечается снижение интеллекта, нарушение
репродуктивной функции, сходные изменения
в скелете, общие внешние черты.
54 ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Психопатоподобные
состояния (т. е. напоминающие психопатию
по своим проявлениям) являются вторичными
и появляются спустя какой-то промежуток
времени после развития основного заболевания.
В отличие от душевных заболеваний психопатиям
не свойственно прогрессирующее развитие
и возникновение дефекта личности.
При нерезко выраженных отклонениях характера,
не достигающих уровня патологии и в обычных
условиях не приводящих к нарушению адаптации,
говорят об акцентуации характера. Это
не болезнь, а один из вариантов нормы
и подразумевает индивидуальные особенности
характера каждого человека. Но при психотравмирую-щей
ситуации декомпенсация может произойти
и у акцентуированной личности.
Большое значение в развитии психопатии
уумственно отсталого ребенка имеет недосток
воспитания.
В современной психиатрии существует
множество классификаций психопатий и
акцентуаций характера.
У умственно отсталых детей могут наблюдаться
следующие формы психопатий.
1. Тревожные психопаты. Эта форма чаще
всего проявляется боязнью темноты, животных,
боязнью остаться одному дома, боязнью
чужих людей. На почве тревоги могут появляться
энурез, неврозы, навязчивости, другие
невротические состояния, все формы нарушения
поведения вплоть до преступления с актами
насилия.
2. Гипертимные психопаты. Это всегда весело
настроенные, весьма импульсивные и неугомонные
натуры с неукротимой резвостью. Они не
способны сосредоточиться, часто обманывают.
3. Возбудимые психопаты. С раннего детства
наиболее частыми проявлениями данной
психопатии являются крикливость ребенка,
легкая возбудимость, двигательное беспокойство,
тревожный сон с частыми пробуждениями,
вздрагиванием во сне, иногда с подергиванием
мышц лица, рук и ног во время сна. Повышенная
возбудимость может сочетаться с пугливостью.
4. Честолюбивые психопаты. Этим детям свойственно
выходящее далеко за пределы нормального
и законного стремление стать предметом
всеобщего восхищения и внимания.
5. Слабовольные психопаты. Эта форма психопатии
отличается непостоянством и неустойчивостью
стремлений, а также отсутствием выдержки
в их осуществлении.
Такие дети вялы, неповоротливы и легко
поддаются любым влияниям. В сочетании
со слабоумием, бесхарактерность представляет
собой серьезное явление с социально-прогностической
точки зрения. Такие дети особенно нуждаются
впрофес-сиональных и социально-педагогических
мероприятиях.
6. Эмоционально-тупые психопаты. Для этой
категории детей характерно слабое развитие
чувств привязанности, симпатии и социальных
наклонностей, что проявляется уже с самого
раннего детства. Дети с таким психическим
дефектом обращают на себя внимание своим
исключительным эгоизмом, бессовестностью,
страстью причинять страдания и злобностью.
55 КОМПЕНСАЦИЯ
ПОТЕРИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ
Ведущими
механизмами, через которые осуществляется
познание внешнего мира, являются в
норме зрительный и слуховой анализаторы.
Ребенок воспринимает в течение дня до
тысячи различных зрительных и примерно
такое же количество звуковых раздражений.
И. М. Сеченов особенно подчеркивал роль
слухового органа в познании внешнего
мира, называя его особенно мощным рецептором.
Но у глухого нет слуха, а если и имеются
незначительные его остатки, то они не
имеют практического значения в процессе
познания.
Нейрофизиологическими механизмами познавательного
процесса являются первая и вторая сигнальные
системы. Эти системы тесно взаимодействуют,
создавая в результате своей деятельности
как конкретно-образное, так и абстрактное
мышление. Несмотря на то что из состава
рецепторных компонентов, составляющих
первую сигнальную систему, выпадает слуховой
рецептор, познание все же осуществляется
на основе оставшихся анализаторов, из
которых особенное значение приобретают
в этих случаях зрительный, вибрационный
и тактильный. Все эти анализаторы, несомненно,
усиливают свою деятельность в силу тех
тенденций к взаимозаменяемости функций,
которые имеются в центральной нервной
системе.
Средством общения глухого является своеобразный
язык жестов и мимики. Так называемая мимико-жестикуляторная
речь возникла из естественных жестов,
при помощи которых обозначались некоторые
предметы и действия, а также из своеобразного
изменения мимики лица, отражающего те
или иные чувства. Мими-ко-жестикуляторная
речь глухонемых по своей природе и возможностям
крайне бедна и примитивна.
Она ограничивается понятиями о предметах,
их действиях и чувствах, но не обладает
интегральной способностью. Таким образом,
основной задачей сурдопедагога, особенно
на начальных этапах обучения, является
развитие у глухого словесной речи, понятийного
мышления, т. е. второй сигнальной системы.
Однако этот процесс очень сложен, здесь
требуется определенная последовательность.
В основе развития устной речи лежит механизм
обратной рефлекторной связи. Поступающие
внешние раздражители проводят в кору
звуковые сигналы, которые через рече-слуховой
анализатор поступают в речедвига-тельный
отдел коры. В результате возбуждения
клеток этого отдела идут импульсы к органам
речевой артикуляции. В свою очередь, движения
речевых органов (в процессе речи) образуют
кинестетические импульсы (речевые кинестезии),
которые в порядке обратной связи поступают
в речедвигательный анализатор, который
и регулирует работу этих артикуляторных
органов.
56 РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕКТА СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
По данным
научного Центра здоровья детей РАМН,
сегодня 85 % детей рождаются с недостатками
развития и неблагополучным состоянием
здоровья, из них не менее 30 % нуждаются
в комплексной реабилитации. Количество
детей, которым требуется коррекционно-педагогичес-кая
помощь, достигает в дошкольном возрасте
25 %, а по некоторым данным – 30–45 %, в школьном
возрасте 20–30 % детей нужна специальная
психолого-педагогическая помощь, а свыше
60 % детей относятся к группе риска.
Увеличивается количество детей с пограничными
нарушениями развития, которых нельзя
однозначно отнести ни к одному из традиционно
выделяемых видов психического дизонтогенеза.
Для детей с нарушениями развития в нашей
стране открыты специальные дошкольные
и школьные образовательные учреждения.
В них создаются образовательные условия,
которые должны обеспечить оптимальное
умственное и физическое развитие этих
детей.
К таким условиям прежде всего относится
индивидуализированный подход с учетом
особенностей каждого ребенка. Этот подход
предусматривает использование специальных
образовательных программ, методов, необходимых
технических средств обучения, работу
специально подготовленных педагогов,
психологов, дефектологов и др., сочетание
обучения с необходимыми медицинскими
профилактическими и лечебными мероприятиями,
определенные социальные услуги, создание
материально-технической базы специальных
образовательных учреждений и их научно-методическое
обеспечение.
В настоящее время существует большое
разнообразие специальных образовательных
учреждений. Наряду со специализированными
детскими образовательными учреждениями
(ДОУ) и специальными (коррекционными)
школами, в которые дети поступают вследствие
тщательного отбора и в которых реализуются
специальные образовательные программы,
утвержденные Министерством образования
РФ, открыты негосударственные учреждения,
реабилитационные центры, центры развития,
смешанные группы, в которых находятся
дети с разными нарушениями, часто разного
возраста, в силу чего реализация единой
образовательной программы становится
невозможной и возрастает роль индивидуального
психолого-педагогического сопровождения
ребенка.
В то же время в массовых детских садах
и общеобразовательных школах встречается
большое количество детей, неблагополучных
в психофизическом развитии. Выраженность
этих отклонений может быть различной.
Значительную по численности группу составляют
дети с нерезко выраженными, а следовательно,
трудно выявляемыми отклонениями в развитии
двигательной, сенсорной или интеллектуальной
сферы. Поэтому очень важно своевременно
выявлять не только детей с выраженными
нарушениями развития, но и детей с минимальными
отклонениями от нормативного развития.