Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.

Файлы: 1 файл

курсовой о нарушен.речи.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь

интеллектуальная готовность к  школе не обеспечивает успешного вхождения

ребёнка в учебную деятельность.

Весь первый комплекс методик был  направлен на качественную диагностику

развития тех психических функций, которые занимают центральное место  в общей

картине психологической зрелости ребёнка и его готовности к систематическому

обучению.

Второй комплекс методик направлен  на обследование речи.

    

2.1. Программа исследования

 

2.1.1. Программа диагностики  психологической

 

                         зрелости дошкольников

                       

Программа диагностики психологической  зрелости дошкольников:

(см. приложение №1)

1). Диагностика развития элементов  логического и образного мышления,

способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и  восприятия

цвета, формы и величины.

2). Диагностика развития элементов логического мышления.

3). Диагностика самоконтроля и  произвольного запоминания (методика  «Цепочка

действий»).

4). Диагностика речевого развития  ребёнка, осознанности восприятия  и

использования им речи.

5). Диагностика развития тонкой моторики и умения работать по образцу.

В экспериментальной группе: 5 девочек, 5 мальчиков.

В контрольной группе: 1 девочка, 9 мальчиков.

Исследования показали, что к  концу старшего дошкольного возраста не все дети

достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им

успешно перейти к систематическому обучению (см. график №1).

Можно выделить ряд показателей  психологической незрелости ребёнка,

поступающего в школу.

     1)    Слабое речевое развитие детей.

     2)    Неразвитость тонкой моторики.

     3)    Неправильное формирование способов  учебной работы.

     4)    Отсутствие у детей ориентировки  на способ действия, слабое владение

операциональными навыками.

     5)    Слабое развитие произвольного  внимания, памяти.

     6)    Низкий уровень развития самоконтроля.

Выполнение каждого задания  демонстрирует сформированность у  ребёнка не только

того познавательного психического процесса, на диагностику которого оно

направлено в первую очередь, но и ряда других, сопряжённых с ними функций,

уровень развития которых в значительной мере определяет качество решения

экспериментальной задачи. Таким образом, все показанные ребёнком результаты

взаимно дополняют друг друга, что  позволяет получить более полное

представление о степени психологической зрелости ребёнка дошкольного возраста

и на этом основании вести с ним  коррекционную и развивающую  работу.

                                    график №1                                   

Сравнительный график среднегрупповых  результатов диагностики психологической

зрелости дошкольников экспериментальной  и контрольной групп (начало учебного

года)

    

диаграмма №2

      Результаты диагностики психологической зрелости дошкольников      

                          (начало учебного года)                         

                             

Как видно из сравнительной диаграммы № 2 среднегрупповых результатов

диагностики психологической зрелости дошкольников экспериментальной и

контрольной групп отличие наблюдается  в развитии элементов логического

мышления (2). В контрольной группе показатели ниже. По результатам других

диагностик показатели приближены в процентном отношении.

     

2.1.2. Методика обследования  речи

     

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В.

Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой

системой оценки(приложение № 2). Она  удобна для:

-           диагностики;

-           уточнения  структуры речевого дефекта и  оценки степени

выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

-           построения  системы индивидуальной коррекционной  работы;

-           комплектования  групп на основе общности структуры  нарушений речи;

-           отслеживания  динамики речевого развития ребёнка  и оценки

эффективности коррекционного воздействия.

Структура методики

Экспресс-вариант состоит из четырёх  серий.

     Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи:

1.     Проверка фонематического  восприятия - 5;

2.     Исследование состояния  артикуляционной моторики - 5;

3.     Звукопроизношение - с максимальным балом – 15;

4.     Проверка сформированности  звукослоговой структуры слова  –5;

За всю серию наивысшая оценка – 30 балов.

     Серия II – Исследование грамматического строя речи:

Пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание

использовать целиком. Максимальное число баллов – 30.

     Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования:

Название детёнышей животных. Образование  относительных, качественных и

притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов – 30.

     Серия IV – Исследование связной речи:

Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число баллов – 30.

Экспрес-методика включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения.

Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в

30 баллов. Наибольшее количество  баллов за всю методику равно  120. Приняв эту

цифру за 100 %, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения

речевых проб. Полученное значение можно  также соотнести с одним из четырёх

уровней успешности.

VI уровень – 100-80%;

III уровень – 79,9-65%;

II уровень – 64,9-45%;

I уровень – 44,95% и ниже.

Высчитав процентное выражение  успешности каждой серии, вычерчивается

индивидуальный речевой профиль:

1.       Фонематическое восприятие;

2.       Артикуляционная  моторика;

3.       Звукопроизношение;

4.       Звуко-слоговая  структура слова;

5.       Грамматический  строй речи;

6.       Словообразование;

7.       Связная речь.

В основу обследования легли методологические принципы.

     1.       Комплексный подход.

Применительно к обследованию ребёнка  – это требование всестороннего  изучения

и оценки деятельности ребёнка различными специалистами.

2.       Целостный, системный анализ.

Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития,

а, прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных

отклонений, а так же наличия  сохранных звеньев. Согласно современным

представлениям о структуре  дефекта для дошкольников с ФФНР типично сочетание

нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным

признаком является незаконченность  процесса формирования произношения и

восприятия звуков, различающихся  тонкими артикуляционными или акустическими

признаками. В то же время, поскольку  развитие речи взаимосвязано с такими

психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной

модальности, мышление, у детей  наблюдается большой диапазон индивидуальных

различий, характеризующих уровень  как речевого, так и психофизического

развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей

работы.

3.       Принцип динамического изучения.

Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности.

Первичное обследование дошкольников с ФФНР и составленный на его основе

«Индивидуальный речевой профиль» (см. приложение № 3) позволяет наглядно и

убедительно провести анализ результатов  обследования ребёнка, выявить общее  и

индивидуальное в развитии детей  с ФФНР, обнаружить связи между  выявленными в

процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного воздействия (см.

таблицу № 1, № 2).

Для оценки состояния речевых и  неречевых функций и процессов  у дошкольников с

ФФНР использовался количественный метод обработки данных (баллльно-уровневая

система оценки, затем переведённая в проценты). Следует подчеркнуть, что

количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный

профиль состояния речевых и  неречевых процессов и функций  у дошкольника с

ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту, направленную на качественный

анализ полученных результатов  обследования. Сочетание количественного  и

качественного подходов может обеспечить объективную картину состояния  речи у

ребёнка с ФФНР.

На основе экспериментального обследования было выделено 2 группы детей,

имеющих типичные проявления индивидуальных различий в структуре ФФНР:

1.       ФФНР, обусловленное  дизартрическими  нарушениями.

2.       ФФНР. Сложная  дислалия.

Подробнее рассмотрим каждую группу.

ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по

проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем

имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается

коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Тщательное сопоставление качественных особенностей симптоматики дефектов

звукопроизношения, уровня восприятия устной речи, а так же сформированности

артикуляционной, общей, тонкой моторики, учёт состояния психических функций  и

процессов может оказать существенную помощь в дифференциальной диагностике и

<p class="da

Информация о работе Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення