Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа
Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.
навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь
интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения
ребёнка в учебную деятельность.
Весь первый комплекс методик был направлен на качественную диагностику
развития тех психических
картине психологической зрелости ребёнка и его готовности к систематическому
обучению.
Второй комплекс методик направлен на обследование речи.
Программа диагностики психологической зрелости дошкольников:
(см. приложение №1)
1). Диагностика развития
способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия
цвета, формы и величины.
2). Диагностика развития элементов логического мышления.
3). Диагностика самоконтроля и
произвольного запоминания (
действий»).
4). Диагностика речевого развития
ребёнка, осознанности
использования им речи.
5). Диагностика развития тонкой моторики и умения работать по образцу.
В экспериментальной группе: 5 девочек, 5 мальчиков.
В контрольной группе: 1 девочка, 9 мальчиков.
Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети
достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им
успешно перейти к систематическому обучению (см. график №1).
Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребёнка,
поступающего в школу.
1) Слабое речевое развитие детей.
2) Неразвитость тонкой моторики.
3)
Неправильное формирование
4)
Отсутствие у детей
операциональными навыками.
5) Слабое развитие произвольного внимания, памяти.
6) Низкий уровень развития самоконтроля.
Выполнение каждого задания демонстрирует сформированность у ребёнка не только
того познавательного
направлено в первую очередь, но и ряда других, сопряжённых с ними функций,
уровень развития которых в значительной мере определяет качество решения
экспериментальной задачи. Таким образом, все показанные ребёнком результаты
взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное
представление о степени психологической зрелости ребёнка дошкольного возраста
и на этом основании вести с ним коррекционную и развивающую работу.
Сравнительный график среднегрупповых
результатов диагностики психол
зрелости дошкольников экспериментальной и контрольной групп (начало учебного
года)
диаграмма №2
Результаты диагностики психологической зрелости дошкольников
(начало учебного года)
Как видно из сравнительной диаграммы № 2 среднегрупповых результатов
диагностики психологической зрелости дошкольников экспериментальной и
контрольной групп отличие наблюдается в развитии элементов логического
мышления (2). В контрольной группе показатели ниже. По результатам других
диагностик показатели приближены в процентном отношении.
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В.
Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой
системой оценки(приложение № 2). Она удобна для:
- диагностики;
- уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени
выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
- построения
системы индивидуальной
- комплектования
групп на основе общности
- отслеживания
динамики речевого развития
эффективности коррекционного воздействия.
Структура методики
Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.
Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи:
1. Проверка фонематического восприятия - 5;
2. Исследование состояния артикуляционной моторики - 5;
3. Звукопроизношение - с максимальным балом – 15;
4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова –5;
За всю серию наивысшая оценка – 30 балов.
Серия II – Исследование грамматического строя речи:
Пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание
использовать целиком. Максимальное число баллов – 30.
Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования:
Название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и
притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов – 30.
Серия IV – Исследование связной речи:
Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число баллов – 30.
Экспрес-методика включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения.
Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в
30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту
цифру за 100 %, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения
речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырёх
уровней успешности.
VI уровень – 100-80%;
III уровень – 79,9-65%;
II уровень – 64,9-45%;
I уровень – 44,95% и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается
индивидуальный речевой
1. Фонематическое восприятие;
2. Артикуляционная моторика;
3. Звукопроизношение;
4. Звуко-слоговая структура слова;
5. Грамматический строй речи;
6. Словообразование;
7. Связная речь.
В основу обследования легли методологические принципы.
1. Комплексный подход.
Применительно к обследованию ребёнка – это требование всестороннего изучения
и оценки деятельности ребёнка различными специалистами.
2. Целостный, системный анализ.
Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития,
а, прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных
отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно современным
представлениям о структуре дефекта для дошкольников с ФФНР типично сочетание
нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным
признаком является незаконченность процесса формирования произношения и
восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими
признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими
психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной
модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных
различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического
развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей
работы.
3. Принцип динамического изучения.
Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности.
Первичное обследование дошкольников с ФФНР и составленный на его основе
«Индивидуальный речевой профиль» (см. приложение № 3) позволяет наглядно и
убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее и
индивидуальное в развитии детей с ФФНР, обнаружить связи между выявленными в
процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного воздействия (см.
таблицу № 1, № 2).
Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у дошкольников с
ФФНР использовался
система оценки, затем переведённая в проценты). Следует подчеркнуть, что
количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный
профиль состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольника с
ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту, направленную на качественный
анализ полученных результатов обследования. Сочетание количественного и
качественного подходов может обеспечить объективную картину состояния речи у
ребёнка с ФФНР.
На основе экспериментального обследования было выделено 2 группы детей,
имеющих типичные проявления индивидуальных различий в структуре ФФНР:
1. ФФНР, обусловленное дизартрическими нарушениями.
2. ФФНР. Сложная дислалия.
Подробнее рассмотрим каждую группу.
ФФНР при минимальных
проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем
имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается
коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.
Тщательное сопоставление
звукопроизношения, уровня восприятия устной речи, а так же сформированности
артикуляционной, общей, тонкой моторики, учёт состояния психических функций и
процессов может оказать существенную помощь в дифференциальной диагностике и
<p class="da