Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование роли и места потенциала сказки в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка дошкольного возраста.
Объект: дети дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождение развития детей дошкольного возраста................................5
1.1 Характеристика особенностей развития ребёнка
дошкольного возраста. ….....................................................................................10
2. Психолого- педагогические аспекты сказки..........................................16
2.1 Использование сказки в развитии ребёнка дошкольного
возраста..................................................................................................................21
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36

Файлы: 1 файл

1 Г К. Сказка как средство ППСопровожд р-я ДШ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

      Содержание

Введение..................................................................................................................3

  1. Теоретические аспекты психолого-педагогического

сопровождение       развития детей дошкольного возраста................................5

1.1 Характеристика особенностей развития ребёнка

дошкольного возраста. ….....................................................................................10                                                                                

  1.   Психолого- педагогические аспекты сказки..........................................16                                                                                                             

2.1   Использование сказки в развитии ребёнка дошкольного

возраста..................................................................................................................21                                                                                                        

 Заключение...........................................................................................................35

 Список литературы..............................................................................................36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.       

Тема нашей работы обусловлена двумя актуальными факторами. Первый касается того, что вместе с формированием гуманистической направленности образования сегодня получила широкое распространение идея психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Эта научная парадигма приобрела широкую популярность среди моделей психологической службы в образовании и, в настоящее время, интенсивно развивается, имея вполне предметную и перспективную направленность. Особенно актуальна эта тема в приложении к дошкольному развитию, периоду, когда закладываются личностные основы будущего человека и гражданина России.

Второй аспект связан с народной педагогикой и, в частности, с русской народной сказкой. И  здесь проблема заключается в том, что сказка, её огромный психолого-педагогический потенциал во многом сегодня не востребован. На практике в основном фигурирует формальный подход к этому богатейшему, имеющему древнейшие корни, восходящие к мифу, метафоре материалу. Использование русской сказки в современном воспитательном процессе носит фрагментарный, нередко случайный характер, пока ещё недостаточно разработаны и популяризированы методики ее системного применения.

Отсюда, идея исследовательской работы заключается в попытке показать и доказать, что сказка обладает необходимым психолого-педагогическим потенциалом, для того чтобы быть действительно быть более востребованной в современной педагогике и психологии и, в частности, в процессе психолого-педадогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.

Цель работы: исследование роли и места потенциала сказки в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка дошкольного возраста.

Объект: дети дошкольного возраста.

Предмет: сказка как средство психолого-педагогического сопровождения.

Принимая во внимание формулировку М. А. Иваненко о том, что  психолого-педагогическое сопровождение  предполагает: «диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций»[15,c.22]. Выдвигаем следующую гипотезу: сказка является универсальным средством психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, если она соответствует перечисленным в определении М.А.Иваненко функциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты психолого-педагогического  сопровождение развития детей  дошкольного возраста.

         «Сопровождение» - относительно новый термин в психолого-педагогической литературе, он достаточно многообразен по своему смысловому содержанию и замена его такими понятиями, как помощь, поддержка, обеспечение – далеко не в полной мере отражает суть этого понятия.

«Сопровождение» - это не просто любая форма помощи, но скорее всего форма или вид поддержки, в основе которой лежит сохранение свободы и ответственности ребенка за выбор варианта решения проблемы. Сопровождение рассматривается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого – это процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

В научной психолого-педагогической литературе подчёркивается, что при  «психолого-педагогическом сопровождении» актуально и то, что субъектом  развития является не только ребенок, но и его родители и педагоги.

По мнению Е. И. Казаковой под сопровождением, понимается «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом субъект развития определяется и как развивающийся человек, и как развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых ребенок учится определять для себя путь прогрессивного или регрессивного развития»[16].

Основными принципами сопровождения  ребенка в образовательном учреждении являются:

  1. рекомендательный характер советов сопровождающего;
  2. приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
  3. непрерывность сопровождения;
  4. комплексность подхода сопровождения; стремление к автономизации[15,c.22].

По мнению М. А. Иваненко, психолого-педагогическое сопровождение предполагает: «диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций»[15].

В основе психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования, поскольку очевидно, что проблему осуществления развивающего обучения можно решить через ясное понимание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движения.

В методических рекомендациях  по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования[38] говорится:

  1. Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс);
  2. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка:
  • с миром;
  • с окружающими (взрослые, сверстники);
  • с самим собой.
  1. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
  1. Задачи психолого-педагогического сопровождения:
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
  1. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:
  • Принцип развития личности за счет её собственной активности;
  • Ориентация на субъект субъектное взаимодействие;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип открытости;
  • Индивидуализация;
  • Гуманизация.
  1. Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
  • Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.
  • Диагностика (индивидуальная, групповая ). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении выделяют основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении: во–первых, это проблемные зоны, например, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению; во-вторых - отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде; в третьих, - сопровождение готовности к обучению в школе;
  • Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями.
  • Развивающая работа (индивидуальная, групповая).
  • Коррекционная работа (индивидуальная, групповая). Причём, если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Другими словами, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.
  1. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
  1. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.

Таким образом, интенсивное  развитие теории и практики психолого-педагогического  сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. Понятно, что при таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться просто как «сфера обслуживания», теперь оно выступает как неотъемлемый элемент системы образования. При создании системы психолого-педагогического сопровождения необходимо учитывать особенности детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Характеристика  особенностей развития ребенка  дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, - отрезок жизни ребенка с 3 до 6 - 7 лет и его развитие отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В этот период происходят значимые изменения на самых разных уровнях развития, и в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка, стремительно развиваются психические процессы. У ребенка появляются друзья, он с удовольствием общается и со сверстниками и с взрослыми, учится управлять собой и своим поведением.

По этому поводу Д.Б. Эльконин пишет: «Социальная ситуация совместной деятельности ребенка с  взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную  ситуацию, в которой ребенок стремится  к самостоятельности. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе с взрослыми. Эта тенденция  сохраняется, но должна быть другая  совместная  жизнь - жизнь ребенка в жизни взрослого. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут  взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной с взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни с взрослыми становится для ребенка игра»[33,c.47]

Именно в игре наиболее активно происходит личностное и  психическое развитие ребенка. Игра «вырастает»  из  предметно-манипулятивной  деятельности в  конце раннего  возраста.

Информация о работе Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка