Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель работы: исследование роли и места потенциала сказки в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка дошкольного возраста.
Объект: дети дошкольного возраста.
Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождение развития детей дошкольного возраста................................5
1.1 Характеристика особенностей развития ребёнка
дошкольного возраста. ….....................................................................................10
2. Психолого- педагогические аспекты сказки..........................................16
2.1 Использование сказки в развитии ребёнка дошкольного
возраста..................................................................................................................21
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36
Содержание
Введение......................
сопровождение
развития детей дошкольного возраста....
1.1 Характеристика особенностей развития ребёнка
дошкольного
возраста. ….............................
2.1 Использование сказки в развитии ребёнка дошкольного
возраста......................
Заключение...................
Список литературы....................
Введение
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Тема нашей работы обусловлена двумя актуальными факторами. Первый касается того, что вместе с формированием гуманистической направленности образования сегодня получила широкое распространение идея психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Эта научная парадигма приобрела широкую популярность среди моделей психологической службы в образовании и, в настоящее время, интенсивно развивается, имея вполне предметную и перспективную направленность. Особенно актуальна эта тема в приложении к дошкольному развитию, периоду, когда закладываются личностные основы будущего человека и гражданина России.
Второй аспект связан с народной педагогикой и, в частности, с русской народной сказкой. И здесь проблема заключается в том, что сказка, её огромный психолого-педагогический потенциал во многом сегодня не востребован. На практике в основном фигурирует формальный подход к этому богатейшему, имеющему древнейшие корни, восходящие к мифу, метафоре материалу. Использование русской сказки в современном воспитательном процессе носит фрагментарный, нередко случайный характер, пока ещё недостаточно разработаны и популяризированы методики ее системного применения.
Отсюда, идея исследовательской работы заключается в попытке показать и доказать, что сказка обладает необходимым психолого-педагогическим потенциалом, для того чтобы быть действительно быть более востребованной в современной педагогике и психологии и, в частности, в процессе психолого-педадогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Цель работы: исследование роли и места потенциала сказки в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка дошкольного возраста.
Объект: дети дошкольного возраста.
Предмет: сказка как средство психолого-педагогического сопровождения.
Принимая во внимание формулировку М. А. Иваненко о том, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает: «диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций»[15,c.22]. Выдвигаем следующую гипотезу: сказка является универсальным средством психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, если она соответствует перечисленным в определении М.А.Иваненко функциям.
1. Теоретические
аспекты психолого-
«Сопровождение» - относительно новый термин в психолого-педагогической литературе, он достаточно многообразен по своему смысловому содержанию и замена его такими понятиями, как помощь, поддержка, обеспечение – далеко не в полной мере отражает суть этого понятия.
«Сопровождение» - это не просто любая форма помощи, но скорее всего форма или вид поддержки, в основе которой лежит сохранение свободы и ответственности ребенка за выбор варианта решения проблемы. Сопровождение рассматривается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого – это процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.
В научной психолого-
По мнению Е. И. Казаковой под сопровождением, понимается «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом субъект развития определяется и как развивающийся человек, и как развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых ребенок учится определять для себя путь прогрессивного или регрессивного развития»[16].
Основными принципами сопровождения
ребенка в образовательном
По мнению М. А. Иваненко, психолого-педагогическое сопровождение предполагает: «диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций»[15].
В основе психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования, поскольку очевидно, что проблему осуществления развивающего обучения можно решить через ясное понимание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движения.
В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования[38] говорится:
Таким образом, интенсивное
развитие теории и практики психолого-педагогического
сопровождения в последние годы
связано с расширением
1.1 Характеристика особенностей развития ребенка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, - отрезок жизни ребенка с 3 до 6 - 7 лет и его развитие отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В этот период происходят значимые изменения на самых разных уровнях развития, и в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка, стремительно развиваются психические процессы. У ребенка появляются друзья, он с удовольствием общается и со сверстниками и с взрослыми, учится управлять собой и своим поведением.
По этому поводу Д.Б.
Эльконин пишет: «Социальная ситуация
совместной деятельности ребенка с
взрослым распадается. Отделение от
взрослого создает новую
Именно в игре наиболее активно происходит личностное и психическое развитие ребенка. Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего возраста.
Информация о работе Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка