Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование роли и места потенциала сказки в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка дошкольного возраста.
Объект: дети дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождение развития детей дошкольного возраста................................5
1.1 Характеристика особенностей развития ребёнка
дошкольного возраста. ….....................................................................................10
2. Психолого- педагогические аспекты сказки..........................................16
2.1 Использование сказки в развитии ребёнка дошкольного
возраста..................................................................................................................21
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36

Файлы: 1 файл

1 Г К. Сказка как средство ППСопровожд р-я ДШ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Условно, все детские  игры можно разделить на творческие, в которых игровую ситуацию, сюжет, роли создает сам ребенок, и игры по правилам, в которых ситуацию игры, сюжет и правила задает взрослый.

Творческие  игры  можно  разделить на режиссерские, игры со строительным материалам, театральные  и сюжетно-ролевые. Игры по правилам разделяют на дидактические и подвижные игры.

Первоначально ребенок  поглощен предметом и действием  с ним, то есть игра происходит не с  людьми, а с игрушками изображающими  различные персонажи. Е.О. Смирнова пишет: «Ребенок сам дает роли игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует ими за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики, солдатики  становятся  действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров». Поэтому такая игра получила название режиссерской»[27,c.253]

В игре со строительным материалом ребенок  использует  конструктор, пластилин, другие подручные средства. Самостоятельно придумывает сюжет  игры, выстраивает персонажи  и  место  действия  игры из подручных средств и играет. На  более поздних стадиях  развития  ребенка эта игра может  выступать  как  коллективная форма действия.

Театрализованная игра, или игра-драматизация основывается на известных сюжетах сказок, фильмов, реальных историй. «В  игре-драматизации  актерами являются  сами  дети,  которые берут на себя роли каких-нибудь литературных или театральных персонажей. Задача  такой  игры  в  том,  чтобы,  не  отступая  от  известного сюжета,  как можно  лучше  и  точнее  воспроизвести  роль  взятого  на  себя  персонажа»[27,c.254].

Сюжетно-ролевая игра отличается от игры-драматизации тем, что сюжеты и роли  придумывают  сами дети, в дальнейшем в  такой  игре  появляются  правила, которые  придумывают сами дети.

Дидактические или обучающие  игры - это специальные средства формирования у ребенка определенных навыков, умений (например, настольные игры, викторины, игры-загадки и др.).

Разные формы игры естественно имеют различное  значение и влияние на ребенка, однако именно игра в целом, как ведущая деятельность определяет развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Д.Б. Эльконин охарактеризовал  влияние ведущей деятельности на развитие ребенка следующим образом: «Игра имеет значение и для  формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности»[33,c.238].

Конечно, игра - не единственный вид деятельности в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные  формы продуктивной деятельности, такие  как рисование, конструирование, лепка и другие. Эти разнообразные виды деятельности влияют на развитие интеллектуальной и личностной сферы дошкольника.

«Мышление ребенка переходит  от наглядно-действенного к  наглядно - образному. Мыслить  для  дошкольника  значит  вспоминать,  т.е. опираться на  свой  прежний опыт  и видоизменять  его.  Он  освобождается от воспринимаемой ситуации, что дает ему возможность устанавливать связи между общими представлениями, которые даны в непосредственном чувственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные связи, отношения между  событиями  и  явлениями.  У  него  появляется стремление  объяснить  и упорядочить для себя окружающей мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного  детского  мировоззрения.  С  пяти  лет начинается настоящий расцвет идей  "маленького  философа». Строя свою  картину мира,  ребенок выдумывает, изобретает,  воображает» - пишет Е.О. Смирнова[27,c.232].

Представление дошкольника  о мире и развитие его мышления имеет особенность, которая заключается в субъективном  отношении  к  миру,  в  особой  позиции,  при которой  ребенок пока не способен  различать  свой  субъективный  и  внешний  мир, выделить свою собственную позицию. Эту особенность Ж. Пиаже назвал эгоцентризмом, характеризуя его как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как единственная и абсолютная, он еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

В  дошкольном  возрасте активно так же развивается и речь, эгоцентризм которой имеет такую же специфику, как эгоцентризм мышления.

Развивается  звуковая сторона  речи, формируются тонкие и дифференцированные образы слов и  отдельных звуков, интенсивно растет словарный состав  речи, который в этот период развития увеличивается примерно в 3 раза. Активно развивается контекстная речь, появляются развернутые сообщения, монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается  диалогическая  речь,  включающая  указания,  оценку, согласование игровых действий.

Вместе с  мышлением  и речью развивается воображение. Образы, становятся всё более эмоционально  окрашенными, яркими, наглядными, подвижными. В воображении соединяются  как  аффективные компоненты, так  и  познавательные,  что  способствует более активному исследованию внешнего мира.

Активнейшим образом  развивается восприятие, которое  так же как и речь, связано с  развитием мышления. Восприятие становится более произвольным и осмысленным, утрачивает первоначальный аффективный  характер, перцептивные и эмоциональные образы дифференцируются. Восприятие становится целенаправленным, анализирующим. В нем постепенно выделяются произвольные действия - наблюдения, рассматривание, поиск.

Дошкольное детство  является периодом начального формирования личностных характеристик.

В начале этого периода  у ребенка преобладает внеситуативно-познавательное общение, которое позволяет детям  значительно расширить рамки  мира, доступного для  их познания. К  концу же дошкольного возраста складывается новая форма - внеситуативно-личностное общение, содержанием которого теперь является мир людей, но не вещей. Личностные мотивы становятся ведущими, а главным побудителем общения становится человек. Поведение ребёнка становится более системным и урегулированным. Е.О. Смирнова пишет по этому поводу: «Начиная  приблизительно с 3-летнего возраста, у детей  начинает  формироваться  более  сложная  внутренняя организация поведения. Деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными  мотивами,  которые  сменяют  или  вступают  в конфликт  между  собой,  а  определенным  соподчинением  мотивов  отдельных действий. Теперь ребенок может стремиться к достижению цели которая сама по себе  слишком  привлекательна  для  него,  ради  чего-нибудь»[27,c.244]. Теперь ребёнок начинает соотносить свое поведение с той ситуацией, в которой он находится, представляя не только результаты  своих действий,  но и заранее соотносить, предвосхищать тот смысл, который они будут иметь и для окружающих, и для него самого.

Крайне важным фактором развития личностной сферы ребёнка, который связан с изменением общения  и поведения ребенка, является возникновение  самооценки и самосознания - качественно  новых структур личности.

Самооценка появляется на основе первоначально эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения, под влиянием оценки его действий другими, преимущественно, значимыми для него взрослыми. Поначалу ребёнок приобретает  умение  оценивать действия других детей, затем свои собственные действия.

Примерно в середине дошкольного возраста, 3-3,5 года, как  результат кризиса 3-х лет, рождается  самосознание. В конце дошкольного  возраста ребенок уже свободно ориентируется  в своих эмоциональных состояниях, и может выразить их словами: «я  рад», «я огорчён» и т.д.

Характерна для этого  периода и половая  идентификация  – дети осознают свою принадлежность к полу, приобретают соответствующие  стили поведения.

К 6-7 годам у ребенка  возникает осознание себя во времени - он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем..

Обобщая изложенное, можно  сказать, что дошкольное детство  – это период  познания  себя, мира и пространства человеческих отношений. В сюжетно-ролевой  игре, которая  становится для  него ведущей  деятельностью, ребенок моделирует человеческие отношения, учится основным способам взаимодействия и общения. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознания переживаний. Центральными новообразованиями этого возраста являются - соподчинение мотивов, появление самооценки и самоосознания, произвольность действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Психолого-педагогический  аспекты сказки

           К сожалению, сейчас всё больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию. Родители очень рано начинают учить своих детей, сообщать, на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой, материальной жизни, да и детские сады взяли направление подготовки детей к школе, что не является их основной функцией. Но для ребёнка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребёнка. Его интеллект ещё очень слаб, он не готов ещё обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр.

  Известный отечественный исследователь сказки, профессор Ленинградского государственного университета В.Я.Пропп пишет о сказке: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутьё»[25].

По его мнению, народы мира специально не обозначают этот вид  народной поэзии и только два европейских языка создали слова для обозначения этого понятия – русский и немецкий. В русском языке слово «сказка» появилось не раньше ХVII века. Первоначально, сказки обозначались словом – «баснь», а слово «сказка» имело другой смысл и трактовалось как достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу. Примерно с ХVII века сказка стала принимать своё нынешнее значение.

У В.П.Аникина находим: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты»[1].

Сказка – один из видов  фольклорной прозы, встречающийся  у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Единой научной классификации сказок до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так, Э.В.Померанцева вводит следующую типологию сказок[23]:

  1. о животных;
  2. волшебные;
  3. авантюрно-новеллистические;
  4. бытовые.

В.Я. Пропп делит сказки на:

  1. волшебные;
  2. кумулятивные;
  3. о животных, растениях, неживой природе и предметах;
  4. бытовые или новеллистические;
  5. небылицы;
  6. докучные сказки.

Установка на вымысел - важнейшая  характеристика сказки, определяющая её поэтику. К основным признакам сказки В.Я.Пропп относит «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется».

Говоря о сказочных  жанрах, он отмечал, что волшебные  сказки «выделяются не по признаку волшебности или чудесности, а по совершенно четкой композиции». В основе волшебной сказки лежит образ инициации1, именно отсюда возникает «иное царство», куда следует попасть герою, чтобы приобрести невесту или сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Сказочное повествование полностью вынесено за пределы реальной жизни, а характерными особенностями волшебной сказки являются её словесный орнамент, присказки, концовки и различные устойчивые формулы.

Для кумулятивной сказки характерно многократное повторение какого-либо звена, вследствие чего, возникает или «нагромождение» (Терем мухи), или «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или «отсылок» (Петушок подавился). Кроме особенностей композиции они отличаются также стилем, богатством языка и нередко тяготеют к рифме и ритму.

Другие сказки выделяются в особые жанры по иным признакам, в частности, по характеру действующих лиц. В  сказках не волшебных «необычайное»  или «чудесное» не выносится за пределы  реальности, а демонстрируется на её фоне, именно за счёт такого приёма необычайность приобретает комический характер. Сверхъестественное здесь отсутствует, а если и встречается, то оно окрашено комически.

Сказки о животных, растениях, о  неживой природе (ветер, мороз, солнце) и предметах (лапоть, соломинка, пузырь, уголек) составляют небольшую часть русских и западноевропейских сказок, в то время как у народов Севера, Северной Америки и Африки сказки о животных распространены широко (наиболее популярные герои – ловкие обманщики, шуты, заяц, паук, лиса, койот).

Сказки бытовые или новеллистические, делятся по типам персонажей (о  ловких и умных отгадчиках, о мудрых советчиках, о ловких ворах, о злых женах и т. д.).

Информация о работе Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка