Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование роли и места потенциала сказки в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка дошкольного возраста.
Объект: дети дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождение развития детей дошкольного возраста................................5
1.1 Характеристика особенностей развития ребёнка
дошкольного возраста. ….....................................................................................10
2. Психолого- педагогические аспекты сказки..........................................16
2.1 Использование сказки в развитии ребёнка дошкольного
возраста..................................................................................................................21
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36

Файлы: 1 файл

1 Г К. Сказка как средство ППСопровожд р-я ДШ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Для ребенка  сказка значит столько же, сколько  психологическая консультация для  взрослого и основное воздействие  сказки происходит на внутреннем, подсознательном уровне[32].

Область применения сказок определяется следующими их функциональными  особенностями[17].

1.Тексты сказок вызывают  эмоциональный отклик, резонанс  как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно  к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2.Концепция сказкотерапии  основана на идее ценности  метафоры как носителя информации:

  • о жизненно важных явлениях;
  • о жизненных ценностях;
  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3.В сказке в символической форме содержится информация о том:

  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать.

 

Поскольку сказкотерапия  имеет свои конкретные цели, задачи и функции, постольку в этой области имеются и свои типологии применяемых в ней сказок.

Некоторые специалисты  структурируют сказки в зависимости  от конкретных детских проблем[30]:

1.Сказки для детей,  которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных  детей.

3. Сказки для агрессивных  детей.

4.Сказки для детей,  страдающие расстройством поведения  с физическими проявлениями: проблемы  с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д;

5. Сказки для детей,  которые столкнулись с проблемами  семейных отношений. В случае  развода родителей. В случае  появления нового члена семьи.  Когда дети считают, что в  другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей  в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  определяет следующие шесть видов  сказок: художественные, народные, авторские  народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки [14].

1.Художественные сказки  – это народные сказки и авторские истории (сказки, мифы, притчи). В художественных сказках имеются дидактический, психокоррекционный,  психотерапевтический и некоторые медитативные аспекты.

2.Наиболее древние  народные сказки и мифы. Древнейшая  основа мифов и сказок - единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Именно это явление используется в психолого-педагогической практике.

Подразделяются сказки и по видам сюжетов:

  • Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
  • Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
  • Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
  • Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека[14].

Обычно работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские художественные  сказки хороши для проработки  внутренних переживаний пациента, поскольку здесь важны его  личностные проекции.

4.Дидактические сказки. В форме дидактических сказок  обычно даются учебные задания. 

5.Сказки психокоррекционные

Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл сказочных событий, они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но они глубоки, поучительны и проникновенны. Многие психотерапевтические сказки посвящены поистине философским вопросам - проблемам жизни и смерти, любви, отношению к утратам и приобретениям, - они жизненны. Именно поэтому эти сказки помогают там, где иные психологические способы бессильны.

В зависимости от решаемых проблем используют как русские  народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, в которых главным персонажем является девушка или женщина. Это сказки «Снегурочка», «Морозко», «Аленький цветочек»(С.Т. Аксаков), « Золушка» и «Спящая красавица» (Ш. Перро) и многие другие [10].

Есть и сказки в  которых главные герои мужчины, например, «Царевна-лягушка». К детским сказкам можно отнести такие как «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»и т.п.

В ходе сказкотерапевтической  работы необходимо делать акцент на приобретение ребенком знаний, связанных с его конкретной проблемой. Одним из главных условий продуктивной работы является эмоциональное отношение взрослого к содержанию истории [37]. Психологу рекомендуется:

  • При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
  • Во время чтения или рассказывания необходимо расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
  • Не допускать затянувшихся пауз.

Сказочная ситуация, задаваемая ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
  • Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
  • Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи;
  • Сказки должны подходить ребенку по возрасту[32].

Например, в два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, поэтому желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные («Репка», «Колобок», «Теремок и др..).

Среди основных методов  сказкотерапии выделяют:

  1. Рассказывание сказки;
  2. Рисование сказки;
  3. Сказкотерапевтическая диагностика;
  4. Сочинение сказки;
  5. Изготовление кукол;
  6. Постановка сказки.

Диагностические возможности сказки объясняются, в  первую очередь, особенностями метода, как проективного исследования. Проективные методики представляют собой специальную  технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые  наименее доступны непосредственному  наблюдению  или  опросу.  Они, как на экране, отражают наиболее  существенные  грани личности в их взаимосвязи и целостности функционирования [26, с. 12].

Этот метод  ориентирован на изучение глубинных, не вполне осознанных форм мотивации и в этом качестве является едва ли не  единственным психологическим методом проникновения в наиболее интимную область детской психики.

Анализ детского сказко-творчества обладает следующими признаками проективных методик, которые и обуславливают его эффективность:

-неопределенность  стимульного материала или инструкции, благодаря  чему ребенок обладает  свободой в выборе ответа  или   тактики  поведения, то есть  поведение в большей степени  детерминируется не нормативами, а собственной системой мотивов, и ценностей человека;

-деятельность ребёнка происходит в  атмосфере  доброжелательности  и при отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, что способствует максимальной проекции личности;

-методика позволяет измерять не ту или иную психическую функцию, а по сути, модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

В интерпретативных тестах, к которым относится и  данная методика, проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок ребёнка.

К основным способам психодиагностики с помощью сказки, можно отнести следующие:

1. Рассказ ребенку  сказки и внимательное отслеживаем  его реакции. Здесь психолог  должен наблюдать, как ребенок  реагирует на те или иные  поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи, отследить позы ребенка, мимику, его движения. Кроме комментариев ребенка истолковываются и его невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места. Обращается внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый  интерес  или,  наоборот, не  привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Необходимо отмечать, с кем из героев сказки себя идентифицировал  ребенок. Этот  метод  диагностики  можно  применять для детей младшего и дошкольного возраста.

2. Наблюдение  за поведением ребёнка в процессе  рассказывания им любимой или  наиболее запомнившейся сказки. Чаще всего любимая сказка  представляет  собой упрощенный  жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев идентифицирует себя  ребенок, можно определить его жизненную «программу»

Само творение сказки, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и  очень определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков — всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

    Сказка в определённой степени  удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка:

  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идёт, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить своё личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнёров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнёров, способность к стимуляции и к взаимной стимуляции в общении; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. Это мативационный компонент, включающий отношение к другому человеку ( проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный, связанный с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заменить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.; поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения и предполагает знание норм и правил общения, владение его технологией.

Информация о работе Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка