Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель работы: исследование роли и места потенциала сказки в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка дошкольного возраста.
Объект: дети дошкольного возраста.
Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождение развития детей дошкольного возраста................................5
1.1 Характеристика особенностей развития ребёнка
дошкольного возраста. ….....................................................................................10
2. Психолого- педагогические аспекты сказки..........................................16
2.1 Использование сказки в развитии ребёнка дошкольного
возраста..................................................................................................................21
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36
Для ребенка сказка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого и основное воздействие сказки происходит на внутреннем, подсознательном уровне[32].
Область применения сказок определяется следующими их функциональными особенностями[17].
1.Тексты сказок вызывают
эмоциональный отклик, резонанс
как у детей, так и у взрослых.
Образы сказок обращаются
2.Концепция сказкотерапии
основана на идее ценности
метафоры как носителя
3.В сказке в символической форме содержится информация о том:
Поскольку сказкотерапия имеет свои конкретные цели, задачи и функции, постольку в этой области имеются и свои типологии применяемых в ней сказок.
Некоторые специалисты структурируют сказки в зависимости от конкретных детских проблем[30]:
1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей,
страдающие расстройством
5. Сказки для детей,
которые столкнулись с
6. Сказки для детей
в случае потерь значимых
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет следующие шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки [14].
1.Художественные сказки – это народные сказки и авторские истории (сказки, мифы, притчи). В художественных сказках имеются дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и некоторые медитативные аспекты.
2.Наиболее древние народные сказки и мифы. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Именно это явление используется в психолого-педагогической практике.
Подразделяются сказки и по видам сюжетов:
Обычно работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.
3.Авторские художественные
сказки хороши для проработки
внутренних переживаний
4.Дидактические сказки.
В форме дидактических сказок
обычно даются учебные задания.
5.Сказки психокоррекционные
Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл сказочных событий, они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но они глубоки, поучительны и проникновенны. Многие психотерапевтические сказки посвящены поистине философским вопросам - проблемам жизни и смерти, любви, отношению к утратам и приобретениям, - они жизненны. Именно поэтому эти сказки помогают там, где иные психологические способы бессильны.
В зависимости от решаемых проблем используют как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, в которых главным персонажем является девушка или женщина. Это сказки «Снегурочка», «Морозко», «Аленький цветочек»(С.Т. Аксаков), « Золушка» и «Спящая красавица» (Ш. Перро) и многие другие [10].
Есть и сказки в которых главные герои мужчины, например, «Царевна-лягушка». К детским сказкам можно отнести такие как «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»и т.п.
В ходе сказкотерапевтической работы необходимо делать акцент на приобретение ребенком знаний, связанных с его конкретной проблемой. Одним из главных условий продуктивной работы является эмоциональное отношение взрослого к содержанию истории [37]. Психологу рекомендуется:
Сказочная ситуация, задаваемая ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
Например, в два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, поэтому желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные («Репка», «Колобок», «Теремок и др..).
Среди основных методов сказкотерапии выделяют:
Диагностические возможности сказки объясняются, в первую очередь, особенностями метода, как проективного исследования. Проективные методики представляют собой специальную технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Они, как на экране, отражают наиболее существенные грани личности в их взаимосвязи и целостности функционирования [26, с. 12].
Этот метод ориентирован на изучение глубинных, не вполне осознанных форм мотивации и в этом качестве является едва ли не единственным психологическим методом проникновения в наиболее интимную область детской психики.
Анализ детского сказко-творчества обладает следующими признаками проективных методик, которые и обуславливают его эффективность:
-неопределенность
стимульного материала или
-деятельность ребёнка происходит в атмосфере доброжелательности и при отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, что способствует максимальной проекции личности;
-методика позволяет измерять не ту или иную психическую функцию, а по сути, модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.
В интерпретативных тестах, к которым относится и данная методика, проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок ребёнка.
К основным способам психодиагностики с помощью сказки, можно отнести следующие:
1. Рассказ ребенку
сказки и внимательное
2. Наблюдение
за поведением ребёнка в
Само творение сказки, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков — всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка в определённой степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка:
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить своё личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнёров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнёров, способность к стимуляции и к взаимной стимуляции в общении; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. Это мативационный компонент, включающий отношение к другому человеку ( проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный, связанный с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заменить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.; поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения и предполагает знание норм и правил общения, владение его технологией.
Информация о работе Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка