Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование роли и места потенциала сказки в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка дошкольного возраста.
Объект: дети дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождение развития детей дошкольного возраста................................5
1.1 Характеристика особенностей развития ребёнка
дошкольного возраста. ….....................................................................................10
2. Психолого- педагогические аспекты сказки..........................................16
2.1 Использование сказки в развитии ребёнка дошкольного
возраста..................................................................................................................21
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36

Файлы: 1 файл

1 Г К. Сказка как средство ППСопровожд р-я ДШ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

    Сказка заставляет ребёнка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из наиболее значимых методов психодиагностической работы в детском возрасте является сказка. Она представляется «как средство трансляции опыта жизни от одного поколения  к другому. Сказка – необходимый  элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

   Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста необходимо в силу эффективности её многоуровневого воздействия на психику ребёнка, в том числе и на глубинные, подсознательные уровни.

     Разнообразие форм работы со сказками, многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения самых различных мероприятий в образовательных учреждениях.

     Таким образом, психолого-педагогический потенциал сказки чрезвычайно велик и без сомнения удовлетворяет целям, задачам и функциям психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430с.
  2. Алексеев К. И. Метафора как  объект  исследования  в  философии  и психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. - с 73-85.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, Просвещение, 1968г. 179с.
  4. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 214 с.
  5. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89,  2007. - 143 с. - Библиогр.: с. 104-107.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. - 93с.
  7. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб.: Речь, 2003. - 292с.
  8. Дубровина И.В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми»,Москва 2001г., 160с.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998. - 168с.
  10. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000. -310с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1999. -37с.
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006. с.176
  2. Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. А. Иваненко. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.
  3. Казакова, Жданова, Шипицына: Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. Владос, 2003 г. с.528
  4. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  1. Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций.// Диагностика и коррекционная работа школьного психолога./Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.- с.80-89.
  1. Милз Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996. - 287с.
  2. Неелов Е.-М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск:Петрозаводский государственный университет, 1989. – 249с.
  3. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.:Просвещение, 1930 - 105с.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 17-е изд., стереотип.- М.:Рус.яз.,1985. - 797с.
  5. Померанцева Э. В. Русская народная сказка / АН СССР. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 128 с. (Науч.-попул. сер.). Электронная публикация: ФЭБ. Адрес ресурса: feb-web.ru › feb/skazki/critics/115-1963.html
  1. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.
  1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.:Лениздат, 1986 - 415с.
  2. Сапогова Е. Е. Вниз  по  кроличьей  норе:  метафора  и  нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 5-13.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка М. 1997., с.253
  4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс»,1997. - 160с.
  5. Теория метафоры. Прогресс. М., 1990. - 415с.
  1. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
  1. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб.,1998. - 360с.
  1. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
  1. Эльконин Д.Б. Психология игры М. 1978,с.238
  1. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992. - 344с.
  1. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказке. М., 1996. - 320с.
  2. Большой толковый психологический словарь. Т.1./А-О/; Пер. с англ./ Ребер Артур. - ООО “Издательство АСТ”; “Издательство “Вече”, 2001. 592с.
  1. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
  1. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513\16
  1. www.skazkatera.kiev.ua/teoria.php

 

1  инициация – разновидность обряда перехода, посвящения юношей в разряд взрослых мужчин

2  Троп (от др.-греч.τρόπος— оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

3 numinositi, от лат. numen -  божественная  воля

 


Информация о работе Сказка как средство психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка