Сложные игры. Способы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас не сушествовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.

Содержание работы

Введение. .......................................................................... 3
- Филосовское понятие игры. ................................................ 3
- Причины возникновения игры. ............................................ 3
- Что даёт игра детям? .......................................................... 4
Обзор сложных игр. ............................................................ 6
- Ролевые: ................................................................................. 6
- I. Постановка проблемы. ..................................................... 6
- II. Классификация ролевых игр и уровней участия в них. ...... 6
- III. Теория построения ролевых игр. .................................... 11
- IV. Проведение игры. ......................................................... 16
- V. Анализ игры. ................................................................. 17
- Огранизационно-деятельностные игры. ...................................... 19
- Огранизационно-обучающие игры. ............................................ 23
- Деловые. ................................................................................ 26
- Что такое деловые игры ..................................................... 26
- Основные направления применения деловых игр. ................. 27
- Деловые игры в психологии. ............................................... 27
- Деловая игра как метод исследования в психологии. ............. 28
- Структура деловой игры. .................................................... 29
- Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны. .......... 31
Практическое использование теории. ................................... 34
Литература. ....................................................................... 36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 246.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по социльной психологии

 

 

 

“Сложные ИГРЫ. Способы  их построения“

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г

Содержание:

 

Введение. .......................................................................... 3

- Филосовское понятие  игры. ................................................ 3

- Причины возникновения  игры. ............................................ 3

- Что даёт игра детям? .......................................................... 4

Обзор сложных игр. ............................................................ 6

- Ролевые: ................................................................................. 6

- I. Постановка проблемы. ..................................................... 6

- II. Классификация ролевых  игр и уровней участия в  них. ...... 6

- III. Теория построения  ролевых игр. .................................... 11

- IV. Проведение игры. ......................................................... 16

- V. Анализ игры. ................................................................. 17

- Огранизационно-деятельностные игры. ...................................... 19

- Огранизационно-обучающие игры. ............................................ 23

- Деловые. ................................................................................ 26

- Что такое деловые  игры ..................................................... 26

- Основные направления  применения деловых игр. ................. 27

- Деловые игры в психологии. ............................................... 27

- Деловая игра как метод  исследования в психологии. ............. 28

- Структура деловой игры. .................................................... 29

- Сравнение игр: положительные  и отрицательные стороны. .......... 31

Практическое  использование  теории. ................................... 34

Литература. .......................................................................  36

 

 

 

Введение.

 

Философское понятие  игры.

 

Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й.Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых  его выводов.

...Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие  человеческого общества, а животные  вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.

Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием  и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.

Ни одно из приведенных  объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все таки "соль" игры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все  на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.

 

Причины возникновения  игры.

 

В онтогенезе:

 

А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает  процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями,которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.”

 

В филогенезе:

 

На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас не сушествовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они  делали, обучались (подражали) всему, что  делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.

С развитием науки и  прогресса возникла необходимость  в серьёзном обучении, появились  сложные социальные отношения между  людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.

 

Что даёт игра детям ?

 

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу  играть нельзя, только добровольно.

Игра дает перерыв в  повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой  детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих  сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое  напряжение, в котором пребывает  подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система  правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень  ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она  интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность  создать и сплотить коллектив. Привлекательность  игры столь велика и игровой контакт  людей друг с другом столь полон  и глубок, что игровые содружества  обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных  решений.

Игра дает понятие о  чести. Она противостоит корыстным  и узкогрупповым интересам. Для  нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию  недостатков действительности. Противопоставляет  жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться  по пересеченной местности, причем в  доспехах и с игровым оружием.

Игра дает возможность  проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для  создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес  к хорошей литературе, поскольку  ролевая игра создается методом  литературного моделирования. Чтобы  создать свой мир нужно прочитать  предварительно о других.

Игра дает возможность  развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение  комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

Игра дает развитие психологической  пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

Игра дает радость общения  с единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

 

Обзор сложных игр.

 

В данной работе будут рассмотрены  только сложные игры: ролевые, огранизационные  и деловые. Их объединяет, например, колличество играющих (от несколько  человек) и сюжетная линия. Имеется  определённая сложность в определении данных игр, т.к. некоторые принципы построения у них сходны и на первый взгляд может показаться, что речь идёт об одном и том же, но тем не менее есть существенные различия.

 

Ролевые игры.

 

I. Постановка проблемы.

 

Термин “ролевая игра”  весьма многозначен. В психотерапии рассматриваются клинические ролевые  игры, в трансакцонном анализе  все поведение человека представляется как совокупность разыгрываемых  им ролей. Но, принимая определение  игры как “деятельности, мотив которой  лежит в ней самой”(т.е. такую деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса), мы не рассматриваем их.

В соответствии с принятыми  в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает  своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем  уступает свою ведущую роль учебе  и больше не рассматривается в  качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития. Но как же тогда относиться к ролевым играм детей более старшего возроста (а также играм взрослых)? Попытаемся рассмотреть данную проблему в более конструктивном русле.

 

 

II. Классификация  ролевых игр и уровней участия  в них

 

Классификацию ролевых игр  можно провести по различным признакам, связанным с созданием и проведением  игр. Игры делятся на классы в зависимости  от способа их создания и места  проведения, по уровням сложности  и по временному или целевому признаку. В данной работе я привожу один из примеров классификации.

В общем, все игры так или  иначе решают своим воздействием на участников три основные задачи. Но, выделив, как три вида, воспитательные, образовательные и развлекательные  игры, невозможно провести четкую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. И каждая ролевая игра, на данном этапе, является способом проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением, пожалуй, деловых игр, которые в этом обзоре не рассматриваются. Однако, уже сейчас можно разделить развлекательные игры, участники которых собираются, в основ ном, с целью отдохнуть таким нетрадиционным способом, и образовательные, организаторы которых ставят перед собой задачу передать игрокам определенные знания и навыки. Причем, игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как предоставляет возможность создавать исторические, политические, этнографические и технические модели, а решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижения цели для игроков и организаторов.

Но для успешного проведения даже простой игры, организатору необходимо определить ее конкретные классификационные признаки.

 

Разделение по территориальному признаку

1. Настольные  ролевые игры

К этому классу относятся  такие модные на Западе игры, как "Dungeons&Draagons" ("Подземелья и Драконы", англ.) и их упрощенные вариации. Это наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а так же разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

2. Павильонные  ролевые игры

К павильонным относятся  игры, которые проводятся в помещении  и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры. Подготовка участников зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.

3. Ролевые  игры на местности

Информация о работе Сложные игры. Способы их построения