Слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Объект – дети с общим недоразвитием речи.
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по обозначенной теме.
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников.
3. Выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание работы

Введение
Глава 1.
1.1.Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии.
1.2.Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте.
1.3.Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Глава 2.
2.1. Общее недоразвитие речи. Теоретические подходы с психологической точки зрения.
2.2. Способы развития слухового восприятия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  Образования Российской Федерации

Федеральное Бюджетное Государственное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

Нижегородский Государственный Педагогический Университет

«им. К. Минина».

 

Психолого – педагогический факультет.

Кафедра дошкольной педагогики.

 

 

Курсовая  работа по теме:

« Слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи ».

 

Выполнила: студентка 3 курса 5,5 лет

Челпанова Надежда.

Проверила: Дубинец Елена Викторовна.

г. Нижний Новгород

2012-2013 г.

Содержание

Введение

Глава 1.

1.1.Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии.

1.2.Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте.

1.3.Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Глава 2.

2.1. Общее  недоразвитие речи. Теоретические  подходы с психологической точки  зрения.

2.2. Способы развития слухового восприятия.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к  проблемам развития ребенка. Этот интерес  далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и физического, и психического и нравственного  развития.

Дошкольный  возраст – этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место  в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и  старший (5–7 лет). Последнему периоду  мы и будем уделять внимание в  нашей работе.

В старшем  дошкольном периоде под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное  развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и восприятия. Ребенок овладевает восприятием  формы, цвета, картинки, пространства, сказки, человека.

Изучению  особенностей восприятия посвящено  немало работ в психологии. Фундаментальными трудами являются труды Дж. Брунера, У. Найссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.

Не стоит  забывать, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается не только познавательная сфера, но и речевая. Большинство  детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Нарушенное речевое развитие оказывает влияние и на познавательное развитие, в том числе на развитие восприятия, о чем в своих исследованиях указывали Л.И. Белякова, А.П. Воронова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова. Но, к сожалению, работ, посвящённых проблеме развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи не так много, в связи с этим объектом нашего исследования является восприятие у детей старшего дошкольного возраста.

Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования – восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект – дети с общим недоразвитием речи.

Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать  литературные источники по обозначенной  теме.

2. На основе  анализа теоретического материала  выделить и описать особенности  восприятия у старших дошкольников.

3. Выделить  и описать особенности восприятия  у старших дошкольников с общим  недоразвитием речи.

4. Подобрать  наиболее эффективные, оптимальные  методики для изучения особенностей  восприятия у детей старшего  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи.

Методы теоретического исследования: анализ и систематизация теоретического материала, сравнение, обобщение.

    1. Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии.

Попытки рассмотреть  и обосновать данную проблему можно  увидеть уже в работах древнегреческих  ученых Эпикура, Демокрита, Аристотеля, Евклида и др.

В эпоху Возрождения  существовала мысль согласно которой образ возникал в результате воздействия внешних агентов на пассивно воспринимающие органы чувств.

Психофизиология 19 в. считала, что исследование восприятия должно базироваться на изучении строения периферических рецепторных аппаратов  и физиологических принципов  их работы.

Гештальтисты, выдвинули свою концепцию центральных механизмов формирования перцептивного образа (Х.А. Келлер). Они перенесли восприятия с сетевого на мозговой уровень, сохранив при этом пороки старой психофизиологии. Рассматривая процессы формирования образа восприятие как прямое отражение физиологических процессов структурообразования, как бы проходят в нервной системе, они пришли к ошибочного решения проблем восприятия.

Критический анализ этих взглядов сделали в своих  работах отечественные психологи  С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин  и др. На его основе был разработан принципиально новый подход к  изучению проблемы восприятия. Исходя из сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, они начали рассматривать восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование объекта восприятия и на создание его копии, его подобия.

Разностороннее  изучение восприятия показало, что как и всякий процесс познания, оно зависит от особенностей субъекта: его опыта, знаний, потребностей, интересов, установок, направленности. Как и ощущение, оно является субъективным образом объективной действительности. Критерием их истинности является практическая деятельность человек.

Наибольший  вклад в изучение данной проблемы был внесен гештальтпсихологией, представителем которой является Дж. Брунер. Ею были изучены свойства восприятия – предметность, целостность и структурность, константность, осмысленность.

Предметность  – в образе восприятия мы отражаем не наши субъективные состояния, а явления  и предметы внешнего мира состоит  в отнесении наших впечатлений  о предмете к данному предмету. Целостность и структурность  характеризуются тем, что когда  мы смотрим вокруг, то у нас возникает  не хаос ощущений, а окружение, чётко  разделённое на осмысленные предметы, т.е. восприятие является целостным, структурно организованным процессом. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Константность восприятия (цвета, формы, величины) – необходимое условие ориентировки человека в мире. Источником константности являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает константность образа восприятия. Осмысленность восприятия означает, что восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе, мы воспринимаем предметы, которые имеют определённое значение.

Осмыслить восприятие – значит, осознать предмет, который  оно отображает. Осмысленность восприятия означает, что в него включено мышление.

В гештальтпсихологии были сформулированы так же законы восприятия, которым подчиняется  восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение придаётся фону, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру, следовательно первая не может существовать без второго. Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько позволяют условия стимула. Законы восприятия, которые отвечают данному принципу: закон близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы; закон продолжения – если элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого, то их легко организовать в связанные единицы; закон дополнения до целого – если фигура не закончена, то мы стремимся видеть её как целое; закон хорошей фигуры – если общая структура лучше, чем её части, то она воспринимается как одна, разделённая линией и наоборот.

 Найссер пытался открыть более обобщённые механизмы восприятия, создав теорию перцептивного цикла (направление когнитивной психологии). Восприятие – это активный процесс, который происходит с помощью определенных средств, орудий (схема). Функция схем: собирать информацию, которая содержится в среде. Это главные понятия его концепции. В восприятии встречаются познавательная активность человека и реальность. Найссер выступил против концепции, что воспринимающий человек перерабатывает, трансформирует информацию, т.е. придает форму тому, что он воспринимает. С его точки зрения основная задача восприятия – раскрыть то, что собой представляют предметы, мир. Назначение восприятия – адаптироваться к этому миру. Восприятие как познавательный процесс – это активное взаимодействие индивида с внешним миром. В ходе взаимодействия схемы не только информируют человека о мире, они изменяют самого человека. Т.е. процесс восприятия представляет собой замкнутый цикл.

 В отечественной  психологии, как уже упоминалось  выше, был сделан критический  анализ зарубежных теорий и  обоснован совершенно иной подход  к рассмотрению восприятия. С точки зрения деятельностного подхода восприятие – это сторона деятельности (ориентирующая, регулирующая), а с другой стороны восприятие – это деятельность, у которой есть перцептивная цель, задачи, действия, операции, продукт – образ и познавательные мотивы.

 А.Н. Леонтьев  пытался выдвинуть гипотезу уподобления  (эта идея идет от Аристотеля): движение рецептора (глаза) по  форме (контуру) предмета как  бы снимает информацию о форме  и моделирует контуры предметов.  Действия соответствуют свойствам  предметов, уподобляются. Образ рождается когда человек проявляет активность (движение глаз, перцептивные действия, внутренняя активность) – с одной стороны, а с другой – стимул, особенности раздражителя. В результате этого взаимодействия рождается образ. Эта гипотеза имела значение для разработки проблемы механизмов восприятия. А.В. Запорожец и Л.А. Венгер показали значение не только движения рецептора, а значение практических внешних действий для возникновения образа восприятия. Они изучали генезис восприятия у детей (ящик Венгера). Вначале ребенок осуществляет практические действия путем проб и ошибок (до 2 лет), затем осуществляет примеривание (2-начало 3 года). Эти практические действия называются внешне–ориентировочными. В 3 года они становятся внутренними действиями – это образ восприятия, который рождается на основе практических действий, затем внешних ориентировочных, которые интериоризируются в образ восприятия.

 В работах  А.В. Запорожца было экспериментально  показан генезис формирования  перцептивного образа. Было показано  значение перцептивного действия, средств осуществления перцептивных  действий (движений руки). Перцептивные  действия складываются в манипуляциях  младенца с предметами. Средством  осуществления практических действий  являются сенсомоторные предэталоны. Далее ребенок сам сопоставляет предметы по величине, форме. Дошкольник пользуется сенсорными эталонами. Таким образом доказано, что источником сенсорного развития являются сенсорные эталоны. Сенсорика развивается в деятельности. Результатом такой деятельности является образ восприятия.

 Ни один  сенсорный импульс не может  определить возникновение адекватного  образа восприятия. Здесь необходима  коррекция, направленная на неизбежные  ошибки и приводящая образ  в соответствие с объектом, нужна  экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действия уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту. При рассматривании предмета взор как бы повторяет формы этого предмета. Движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа делятся на два класса: поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаз или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции; движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют: собственно перцептивные действия (действие обнаружения и действие различения) и опознавательные действия (действие идентификации и действие опознания).

 Функции  собственно перцептивных действий  – это построение образа предмета. Различие между операциями обнаружения  и различения, которые входят  в состав собственно перцептивных  действий, состоит в том, что  наблюдатель, обнаруживая свойства  предмета (цвет, величину и т.д.), начинает  выделять одно или несколько  свойств в качестве наиболее  информативных. Функция опознавательных  действий состоит в опознании  предмета. В процессе идентификации  происходит сличение актуального  образа с образами – эталонами,  которые хранятся в памяти. В  процессе опознания мы называем  предмет, т.е. относим его к  какому-то классу объектов. Перцептивные  действия развёрнуты и последовательны,  т. к. их функция исследование  предмета и построение образа. Опознавательные действия свёрнуты  и совершаются мгновенно.

Информация о работе Слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи