Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 09:02, курсовая работа
Объект – дети с общим недоразвитием речи.
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по обозначенной теме.
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников.
3. Выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение
Глава 1.
1.1.Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии.
1.2.Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте.
1.3.Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Глава 2.
2.1. Общее недоразвитие речи. Теоретические подходы с психологической точки зрения.
2.2. Способы развития слухового восприятия.
Заключение.
Список литературы.
Цель: определение направления звука в пространстве.
Оборудование: колокольчик.
Содержание: ребенок закрывает глаза. Педагог отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).
Далеко – близко.
Цель: определение расстояния звучания.
Содержание: выбирается водящий. Он закрывает глаза. Педагог называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен сказать близко или далеко находится педагог.
Формированию звуковысотного , ритмического, динамического элементов слуха способствуют занятия музыкально-ритмической деятельностью : пение с различными заданиями, слушание разнохарактерной музыки, игра на музыкальных инструментах, выполнение движений под музыку.
Высоту, длительность,
силу звучания дети улавливают точнее
при использовании игровых
Различай веселую и грустную музыку Цель: различение характера музыки.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой и грустной музыки; две карточки, одна из которых раскрашена в светлый тон, другая - в темный (для каждого участника).
Содержание: у каждого ребенка по две карточки. Педагог просит детей определить, какая из карточек подходит для веселой музыки, а какая для грустной. После обсуждения детям предлагается прослушать музыку, а затем показать карточку, условно обозначающую ее характер.
Тихо и громко.
Цель: различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета.
Содержание: дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.
Варианты:
предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо;
на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные;
кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого - тихую;
найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
Какой музыкальный инструмент звучит?.
Цель: различение звучания музыкальных инструментов.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись звучания детских музыкальных инструментов; набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов (для каждого участника).
Содержание:
дети садятся за стол. Перед каждым
участником - набор картинок с изображением
детских музыкальных
Кто поет - хор или солист?
Цель: различение источника музыкальных звуков ( в дан ном случае - хора или солиста).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыкальных отрывков в исполнении хора и солиста; две картинки, на одной - изображение хора, на другой - солиста (для каждого участника).
Содержание: у каждого ребенка по две картинки. Детям предлагается прослушать аудиозапись музыкального отрывка в исполнении хора или солиста, а затем показать нужную карточку.
Высокий и низкий звуки.
Цель: различение высоты звуков.
Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Содержание:
детям предлагается слушать звучание
инструмента и выполнять
Варианты:
использовать другие задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука; изобразить голосом воспринятый тон.
Звоночки.
Цель: различение высоты звуков.
Оборудование: набор звоночков различного звучания.
Содержание:
на столе находится набор
Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной.
Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.
Двигаемся под музыку.
Цель: различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания.
Оборудование: барабан, гармошка, бубен.
Содержание: детям предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку - танцевать, под бубен - бежать и т.д.
Варианты:
дети выполняют задания, не видя, на чем играет педагог (инструменты находятся за ширмой);
определить, что звучало: песня, танец, марш, колыбельная, и выполнить разные подходящие под музыку движения.
Будь внимателен.
Цель: соотнесение движений с услышанной командой; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой музыки.
Содержание: детям предлагается маршировать под музыку и слушать команды педагога. После команды нужно быстро выполнить задание:
Аист - стоять на одной ноге;
Птицы - бегать, раскинув руки;
Зайцы - прыгать и т.д.
Ударь в бубен.
Цель: развитие чувства ритма.
Оборудование: бубен, набор карточек с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
Содержание: на столе находится набор карточек и бубен. Каждому ребенку предлагается взять карточку и отбить бубном ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).
Быстро и медленно.
Цель: развитие чувства ритма.
Оборудование: барабан, кукла (для каждого участника). Содержание: у каждого ребенка - кукла. Детям предлагается передвигать куклу на столько шагов вперед и в таком темпе, в каком педагог бьет по барабану (например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара). Варианты:
можно предложить быстро или медленно, в соответствии с услышанным темпом, передвигать машинку по улице, нарисованной на листе картона, до автостоянки;
при помощи указательного и среднего пальцев изображать быстрый и медленный бег по столу в соответствии с воспринятым темпом звучания.
Заключение.
Объектом нашего исследования выступили дети старшего дошкольного возраста. Предметом исследования – восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Целью работы было выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать
литературные источники по
2. На основе
анализа теоретического
3. Выделить
и описать особенности
4. Подобрать
наиболее эффективные,
Решая первую
задачу, мы описали различные
Решая вторую задачу, мы выделили следующие особенности восприятия у старших дошкольников.
На протяжении дошкольного возраста ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.
В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.
Гораздо сложнее ребенку дается восприятие времени. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. Ребенок может запомнить условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, позавчера и т.п.), но не всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительный характер.
Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений – это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.
В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки.
Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Восприятие детьми друг друга зависит от того, насколько популярен или же отвержен ребенок в детском сообществе. Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми, адекватными. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, сколько внутренние личностные качества других людей.
Решая третью задачу, мы выделили следующие особенности восприятия у старших дошкольников.
У детей с ОНР развитие зрительного восприятия несколько отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образa предмета. Во многих работах имеются указания на существенные трудности, которые испытывают дошкольники с ОНР при восприятии наглядного материала.
Исследования
показывают, что простое зрительное
сравнивание реальных объектов
и их изображений не
При изучении
особенностей ориентировки
В большей
степени у детей с ОНР