Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:50, реферат
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.
Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей
В жизни каждого человека семья з
Семья - могучее воспитательное средство: ребенок изучает мир через семью. Распад или глубокие перемены в семье – беды для души ребенка, причины его последующих жизненных и психологических проблем. В настоящее время, благодаря современной культуре, мы наблюдаем процессы разрушения и ослабления семейных связей. Остановимся на факторах этого явления:
1. Почти полное исчезновение
труда в семье. Раньше центром
всей семьи была мать, находящаяся
всегда дома и оберегающая
внутренний духовный мир семьи.
2. Стремление населения
к более комфортной жизни в
городах. Ослабела связь
3. Отсутствие в современной
семье ясного сознания того, что
главная задача ее по
В большинстве семей обязанности
отца сводятся к материальному обеспечению
и к наказанию при
4. Изменение положения женщины в современной жизни привело к тому, что семья лишается тепла, согревающего ее. Самостоятельность женщины ведет к переменам в ее психологии, она получает материальную независимость от мужа, но несет на себе двойную нагрузку в семье.
5. Ослабление правового
регулирования в области семьи
приводит к таким явлениям, как
«многосемейность» мужчины и
«свободное материнство»
Дополнительные факторы, влияющие на ослабление воспитательной роли семьи – малодетность, которая лишает ребенка общения, живой детской атмосферы.
Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье вся жизнь подчинена прихотям детей, ребенок, ощущая чрезмерную заботливость и нежность родителей, пытается вырваться из замкнутой и душной атмосферы, его тянет на улицу. Родители не знают, как дальше строить свои отношения с детьми, а связь с другими родственниками ослаблена. Для того, чтобы не замыкать своих детей в узких рамках общения, необходимо поддерживать, укреплять отношения с родственниками. Ребенка должны воспитывать не только отец и мать, нельзя изолировать его от жизни.
Вопрос о цели воспитания остается главным. В семье родители должны помочь своему ребенку найти самого себя, раскрыть свою индивидуальность, подвести его к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы, то есть, к обретению самостоятельности. Решение этой задачи должно быть связано с жизненным опытом ребенка. Ребенок, помимо ограничений, должен получать и свободу, соразмерную его возрасту и возможностям.
Наиболее трудная задача в семейном воспитании – вопрос дисциплины в семье. Этому ребенка надо учить с первых месяцев жизни. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под «горячую руку», накажут. Семья должна с ранних лет приучать к обязанностям. Нерешенность этой задачи во многих семьях привела к тому, что многие молодые люди не привыкли обременять себя заботами и трудами. Отсюда – рост преступности, бездельников. Когда детям все позволено и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.
Основные требования семейной дисциплины:
семья обязана следовать одним и тем же правилам;
установление повседневных домашних обязанностей, ответственности;
родители должны понимать стремления ребенка, его точки зрения вкусы, интересы.
В семье должны создаваться условия для гармоничного развития личности. Важно увидеть сильные и слабые стороны ребенка, его тип. Необходимо, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребенка, но воспитали из ребенка человека. Если, благодаря способностям, ребенок не будет прикладывать усилий, то и в последующих жизненных ситуациях он не захочет трудиться.
Биологическая функция семьи проявляется в необходимости заботиться о здоровье ребенка. Педагогическая и социальная функции семьи проявляется в развитии двух главных навыков: уметь повиноваться самим и заставлять слушаться других. В семье происходит формирование основ будущей семейной жизни ребенка, воспитание у детей хороших привычек: доводить начатое дело до конца, убирать за собой и т.д. Важную роль играет семья в искоренении плохих привычек, их профилактике. При этом рекомендуется создать для ребенка такую деятельность, которая могла бы заменить плохую привычку. В семье закладываются основы личности ребенка: мотивация достижения успехов или мотивация избегания неудач, качества характера, творческие начала.
Принципы семейного воспитания:
сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач;
упор на настоящий момент;
принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха;
социальная направленность: погруженность в реальные проблемы жизни.
Семья, давая много ценного в смысле воспитания, должна постоянно согласовывать свое влияние с влиянием школы.
К сожалению, родителей больше интересуют отметки, а не новое и интересное, что входит в жизнь ребенка. В семье также необходимо заниматься организацией учебной деятельности, домашним чтением с детьми, беседовать с ними на темы учения. Важны направлением в семейном воспитании является воспитание духовности. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего возраста. Детям свойственны природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать внутренний мир детей. Родители играют важную роль в формировании всей эмоциональной сферы ребенка, поскольку чувства отражают те процессы, которые происходят в душе. От здоровья чувств зависит духовное развитие человека. Духовное воспитание в семье, таким образом – это общая духовная жизнь со своими родителями. Воспитывая, родители открывают для ребенка пути к самосовершенствованию.
Задача социального работника (педагога) в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.
Объектом воздействия социального работника могут быть ребенок, члены семьи, сама семья в целом.
Социально-педагогическая деятельность в семье включает три основных составляющих (см. рис 2)
рис. 2
Кроме того, социально-педагогическая деятельность осуществляется на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном.
Любую работу с семьей социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне. Здесь возможны два варианта деятельности:
при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.
Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов.
Методологические принципы:
объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный работник видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный работник останавливает диагностическое исследование) эффекту;
множественность источников информации;
достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
Этические принципы: конфиденциальность,
степень открытости – право клиента;
невмешательство в частную
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
анкета;
тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
В диагностике широко используются:
a) шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой члены семьи должны отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному работнику. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;
b) карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположит карточки по времени – настоящее, прошлое, будущее. карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие;
c) проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);
d) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе законченных предложений;
e) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;
f) анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важный аспект деятельности социального работника, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;
g) метод социальных биографий
– сбор информации об истории жизни человека
и его семьи. Исследуются личные беседы,
опросы родственников, переписка, семейные
альбомы, прием генограммы семьи. Этот
метод используется в работе с теми клиентами,
проблемы которых берут начало в семье,
традициях.
Таблица 1
Точка зрения клиента |
Точка зрения семьи |
Точка зрения другого специалиста |
собственное мнение | |
Личность клиента |
||||
Проблема |
||||
Потребность |
||||
Слабые стороны и др. |
При постановке диагноза, обработке информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать материал, сделать вывод (см. таблицу 1).
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.
Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям (Д.Г.Барнз):
- отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей