Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:50, реферат

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.

Файлы: 1 файл

Социально усыновители.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный  работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка. 

Семья  - могучее воспитательное средство: ребенок изучает мир через семью. Распад или глубокие перемены в семье – беды для души ребенка, причины его последующих жизненных и психологических проблем. В настоящее время, благодаря  современной культуре, мы наблюдаем процессы разрушения и ослабления семейных связей. Остановимся на факторах этого явления:

1. Почти полное исчезновение  труда в семье. Раньше центром  всей семьи была мать, находящаяся  всегда дома и оберегающая  внутренний духовный мир семьи.  Семья трудилась как единое  целое. В наше время дом –  место отдыха, а не труда. Трудовое  единство выветривается из его  атмосферы.

2. Стремление населения  к более комфортной жизни в  городах. Ослабела связь города  с деревней, что привело к утрате  традиций, опыта, знаний, нравственных  истоков многих поколений.

3. Отсутствие в современной  семье ясного сознания того, что  главная задача ее по отношению  ук детям – воспитание.

В большинстве семей обязанности  отца сводятся к материальному обеспечению  и к наказанию при необходимости. Все остальное – на матери. Но у большинства матерей нет  достаточной подготовки, чтобы осуществлять воспитание, и интереса к вопросам воспитания в семье нет. А ведь воспитание – процесс, требующий  умения мастерства.

4. Изменение положения  женщины в современной жизни  привело к тому, что семья лишается  тепла, согревающего ее. Самостоятельность  женщины ведет к переменам  в ее психологии, она получает  материальную независимость от  мужа, но несет на себе двойную  нагрузку в семье.

5. Ослабление правового  регулирования в области семьи  приводит к таким явлениям, как  «многосемейность» мужчины и  «свободное материнство» женщины.  Семья стала приобретать характер  коммунального жительства. Все чаще  это приводит к уходу детей  из семьи.

Дополнительные факторы, влияющие на ослабление воспитательной роли семьи – малодетность, которая  лишает ребенка общения, живой детской  атмосферы.

Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье вся  жизнь подчинена прихотям детей, ребенок, ощущая чрезмерную заботливость и нежность родителей, пытается вырваться  из замкнутой и душной атмосферы, его тянет на улицу. Родители не знают, как дальше строить свои отношения  с детьми, а связь с другими  родственниками ослаблена. Для того, чтобы не замыкать своих детей  в узких рамках общения, необходимо поддерживать, укреплять отношения  с родственниками. Ребенка должны воспитывать не только отец и мать, нельзя изолировать его от жизни.

Вопрос о цели воспитания остается главным. В семье родители должны помочь своему ребенку найти  самого себя, раскрыть свою индивидуальность, подвести его к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению  даром свободы, то есть, к обретению  самостоятельности. Решение этой задачи должно быть связано с жизненным  опытом ребенка. Ребенок, помимо ограничений, должен получать и свободу, соразмерную  его возрасту и возможностям.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании – вопрос дисциплины в семье. Этому ребенка  надо учить с первых месяцев жизни. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что  всегда, а не под «горячую руку», накажут. Семья должна с ранних лет  приучать к обязанностям. Нерешенность этой задачи во многих семьях привела  к тому, что многие молодые люди не привыкли обременять себя заботами и трудами. Отсюда – рост преступности, бездельников. Когда детям все  позволено и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать»  своими родителями.

Основные требования семейной дисциплины:

семья обязана следовать  одним и тем же правилам;

установление повседневных домашних обязанностей, ответственности;

родители должны понимать стремления ребенка, его точки зрения вкусы, интересы.

В семье должны создаваться  условия для гармоничного развития личности. Важно увидеть сильные  и слабые стороны ребенка, его  тип. Необходимо, чтобы в семье  «угадали» не только талант или способности  ребенка, но воспитали из ребенка  человека. Если, благодаря способностям, ребенок не будет прикладывать усилий, то и в последующих жизненных  ситуациях он не захочет трудиться.

Биологическая функция семьи  проявляется в необходимости  заботиться о здоровье ребенка. Педагогическая и социальная функции семьи проявляется  в развитии двух главных навыков: уметь повиноваться самим и заставлять слушаться других. В семье происходит формирование основ будущей семейной жизни ребенка, воспитание у детей  хороших привычек: доводить начатое  дело до конца, убирать за собой и  т.д. Важную роль играет семья в искоренении  плохих привычек, их профилактике. При  этом  рекомендуется создать для ребенка такую деятельность, которая могла бы заменить плохую привычку. В семье закладываются основы личности ребенка: мотивация достижения успехов или мотивация избегания неудач, качества характера, творческие начала.

Принципы семейного воспитания:

сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач;

упор на настоящий момент;

принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха;

социальная направленность: погруженность в реальные проблемы жизни.

Семья, давая много ценного  в смысле воспитания, должна постоянно  согласовывать свое влияние с  влиянием школы.

К сожалению, родителей больше интересуют отметки, а не новое и  интересное, что входит в жизнь  ребенка. В семье также необходимо заниматься организацией  учебной деятельности, домашним чтением с детьми, беседовать с ними на темы учения. Важны направлением в семейном воспитании является воспитание духовности. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего возраста. Детям свойственны природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать внутренний мир детей. Родители играют важную роль в формировании всей эмоциональной сферы ребенка, поскольку чувства отражают те процессы, которые происходят в душе. От здоровья чувств зависит духовное развитие человека. Духовное воспитание в семье, таким образом – это общая духовная жизнь со своими родителями. Воспитывая, родители открывают для ребенка пути к самосовершенствованию.

Задача социального работника (педагога) в работе с семьей - это  разрешение кризисных ситуаций. Кроме  того, следует обратить внимание и  на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог  кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические  задачи.  Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

Объектом воздействия социального работника могут быть ребенок, члены семьи, сама семья в целом.

Социально-педагогическая деятельность в семье включает три основных составляющих (см. рис 2) 

 

рис. 2 

Кроме того, социально-педагогическая деятельность осуществляется на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном. 

Любую работу с семьей социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне. Здесь возможны два варианта деятельности:

при добровольном обращении  клиентов – оценка ситуации и в  случае необходимости организация  консультации психолога;

при недобровольном обращении  – сбор достоверной информации о  семье, организация встречи с  ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики  являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими  людьми. Диагностика служит отправной  точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики  предполагает соблюдение определенных принципов.

Методологические принципы:

объективность в сборе  фактов и их интерпретации. Необъективность  может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом  факте социальный работник видит  подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов  наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные  выводы о семье, и социальный работник останавливает диагностическое  исследование) эффекту;

множественность источников информации;

достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы: конфиденциальность, степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно  используются следующие диагностические  методы:

наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень  интеллектуального развития и состояние  психики клиента);

беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее  обдуманному плану);

анкета;

тесты (стандартизированный  набор заданий, позволяющий     определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

В диагностике широко используются:

a)    шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой члены семьи должны отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному работнику. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

b)   карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположит карточки по времени – настоящее, прошлое, будущее. карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие;

c)     проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);

d)   ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе законченных предложений;

e)   экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;

f)      анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов  - важный аспект деятельности социального работника, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

g)   метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.                                                                                                                                                                            

 Таблица 1

 

Точка зрения клиента

Точка зрения семьи

Точка зрения другого специалиста

собственное

мнение

Личность клиента

       

Проблема

       

Потребность

       

Слабые стороны и др.

       

При постановке диагноза, обработке  информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать  материал, сделать вывод (см. таблицу 1).

В ситуациях, когда различные  недостатки в семье тщательно  скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим  ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно  по состоянию ребенка.

Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям (Д.Г.Барнз):

-       отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей