Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:50, реферат

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.

Файлы: 1 файл

Социально усыновители.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

Помощь в координации: активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Координация необходима при решении следующих проблем:

-       передача ребенка на воспитание в приемную семью. В этом случае должно быть проведено обследование этой семьи, ее психологического климата. После передачи ребенка необходимо патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться в том, что семья создает благоприятные условия для ребенка. Если возникает проблема адаптации ребенка в этой семье – подключается социальный работник;

-       усыновление ребенка, которое предполагает постоянный уход за нуждающимися в нем детьми. При этом социальный работник контролирует исполнение родительских обязанностей;

-       помещение детей в приюты при необходимости.

Помощь в информировании предполагает обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин и т. д.

Задача социального работника  – способствовать созданию в семье  ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих  действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный работник должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Лица, страдающие от тяжелых  недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним  из объектов благотворительности и  милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовлено особое место. На этих людях был «промысел Божий».

В послереволюционной России долгие годы считалось, что главная  задача семьи – обеспечить воспроизводство  населения, а члены семьи рассматривались  как «строители светлого будущего». Ребенок с тяжелыми нарушениями  развития нередко исключался из активной общественной жизни, и, как следствие  этого, возникала изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы инвалидности в обществе. Это привело к тому, что целый  «пласт» людей, часто особо одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом.

Сегодняшние российские законодательные  акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями  по содержанию приближаются к законам  и принципам, принятым во всем мире, которые призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая  для них равные возможности в  сфере образования, обслуживания, получения  услуг, информации, трудовой деятельности. И хотя люди с ограниченными возможностями  и их семьи по прежнему наталкиваются  на барьеры во взаимопонимании и  общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в  целом социальное отношение к  инвалидам постепенно меняется в  сторону принятия их прав, достоинства  и полезности обществу.

На положение детей  с ограниченными возможностями  влияет целый ряд факторов: медицинских, биологических, психологических и  социальных. Социальные факторы влияния  – это, прежде всего, уровень толерантности, терпимости в обществе по отношению  к нетипичным людям. Проблема состоит  в том, что специалисты, работающие с детьми-инвалидами, зачастую проявляют  нетерпимость по отношению к ним, поскольку такой ребенок не так  быстро усваивает программный материал, имеет отклонения в поведении, внешности. И первым желанием бывает изолировать  ребенка от сверстников, направив его  в какие-либо специализированные учреждения для аномальных детей. Однако далеко не каждый ребенок с ограничениями  в развитии должен воспитываться  в специализированном детском учреждении. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения социальных институтов и рядовых членов общества к идее, что дети с ограниченными  возможностями должны иметь равные права со здоровыми.

В семье, воспитывающей ребенка  – инвалида возникает много сложных  специфических проблем: экономических, медицинских, социально-профессиональных, психологических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком. Такие  семьи зачастую испытывают материальные трудности, некоторые их них находятся  на грани нищеты. Дефицит средств  порождается необходимостью рационального  питания детей. Стоимость медицинского обслуживания больного ребенка в  три раза дороже, чем у здорового  ребенка. Сложной задачей является организация досуга для детей-инвалидов. Только каждый восьмой ребенок может  отдохнуть в оздоровительном  лагере, поэтому особую актуальность обретает самостоятельная организация  семьями оздоровительного отдыха своих  детей. Финансовые проблемы также обусловлены  тем, что во многих таких семьях мать вынуждена оставить работу, чтобы  посвятить себя уходу за больным  ребенком (отцы в 1/3 случаев не выдерживают  и оставляют семью). Таким образом, большинство экономических и  связанных с ними проблем, возникают  в результате низкого уровня доходов  семьи, обусловлены ее нестабильностью, неполной занятостью ее трудоспособных членов.

Психологические проблемы семей  с ребенком с ограниченными возможностями  связаны с тяжелым его воспитанием, трудностями установления и поддержания  контакта с ним и взаимоотношений  между членами всей семьи. На эти  взаимоотношения большое влияние  оказывает негативное отношение  окружающих к инвалидам. Все эти  причины влекут за собой возникновение  в семье конфликтов, угнетенного  состояния и стрессов, и, как следствие  – формирование неблагоприятного фона для развития больного ребенка. Особенно серьезной становится ответственность  родителей, когда ребенок имеет  тяжелое заболевание в раннем возрасте.

Семьи, имеющие детей с  ограниченными возможностями, отличаются по своим стадиям развития от обычных  семей. Рассмотримпериоды жизненного цикла такой семьи:

1.    рождение ребенка, дошкольный возраст – получение родителями информации о наличии у ребенка патологии, эмоциональный шок, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

2.    школьный возраст – принятие решения о форме обучения ребенка, переживание реакций группы сверстников, организация его учебы и внешкольной деятельности;

3.    подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;

4.    период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи с ограниченными возможностями;

5.    постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Помощь детям с нарушениями  в развитии включает широкий спектр услуг, необходимых как самим  детям, так и их семьям.

Выделяют две группы детей, нуждающихся в помощи:

1.    дети с врожденными нарушениями в развитии (ДЦП, нарушение слуха, зрения и т. д.), с изменениями, вызванными средой (недостаточное вскармливание, заброшенность), с нарушениями в результате неизвестных причин;

2.    дети, чье развитие находится под угрозой в результате биологических факторов (например, малый вес при рождении) или факторов среды (сочетание низкого дохода и отсутствие родственной поддержки).

Дети первой группы обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, а распознание второй группы может  быть затруднено. Поэтому важно производить  регулярное обследование ребенка с  целью своевременного обеспечения  семьи специальной помощью сразу  же, как только появятся первые признаки нарушения развития. 

Диагноз в нарушении развития ребенка устанавливается врачом, и в зависимости от него такие  дети состоят на диспансерном учете  у различных узких специалистов. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист – не просто сторонние наблюдатели, а непосредственные кураторы, главные  консультанты и советчики во многих вопросах, связанных стечением заболевания.

В решении психологических  проблем на помощь приходит психолог, работающий в сотрудничестве с врачом. Наконец, помочь в разрешении социальных проблем такой семье призваны социальные работники. Они решают задачу объединения или интеграции всех составляющих этих сложных проблем  в единое целое, обладая знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права в социальной сфере.

Чтобы знать, когда и с  каким специалистом следует взаимодействовать  семье, необходимо точно представлять особенности развития ребенка. Маленькие  дети развиваются очень быстро, поэтому  нужно посоветовать родителям внимательно  следить за его развитием и  сообщать врачу обо всех изменениях.

Самое главное – помочь родителям научиться управлять  развитием ребенка так, чтобы  поведение близких людей, их взаимоотношения  с малышом помогали ему добиваться лучших результатов.

По мере взросления ведущее  место в обеспечении развития ребенка с ограниченными возможностями  начинает занимать психолого-педагогическая реабилитация, в ходе которой реализуются меры по максимально полному (с учетом заболевания) восстановлению социального статуса, решаются вопросы обучения, воспитания и всестороннего развития ребенка. Эти меры облегчают его подготовку к профессиональной деятельности, жизни в обществе и в семье.

Реабилитационная работа с больными детьми, направленная на восстановление психических и физических нарушений развития и роста, контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению и  трудовой деятельности в будущем, должна носить комплексный характер. Она должна включать педагогические, социальные, юридические и другие мероприятия. Только комплексная реабилитация, обеспеченная участием в ней команды специалистов и семьи, дает возможность интегрировать больного ребенка в общество.

Программа реабилитации, включающая систему мер, разрабатывается вместе с родителями командой специалистов индивидуально для каждого ребенка.

Такая программа представляет собой четкий план действий по развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации, причем мероприятия  должны охватывать и других членов семьи. Это может касаться образования  для родителей, психологической  поддержки семьи, помощи семье в  организации отдыха. 

На каждый период программы  ставится цель, которая разбивается  на ряд задач, поскольку предстоит  работать сразу в нескольких направлениях с разными специалистами.

После того как программа  разработана и стали выполняться  мероприятия, должен осуществляться мониторинг, то есть регулярное отслеживание событий. Таким образом, программа реабилитации представляет собой циклический процесс (см. рис. 3). 

     

рис. 3 

В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются различные  уровни социализации.

Первый социализации (микроуровень). Сам ребенок рассматривается  как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка.  При этом появляется возможность включения компенсаторных механизмов самого организма ребенка. Здесь существенную помощь оказывают медицинские и психологические службы. Основная цель этого уровня – достичь наибольшего оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей субъектности.

Второй уровень (мезоуровень). Ребенок рассматривается в рамках социального окружения, семьи, исследуется  его взаимодействия с другими  детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается  влияние школы. Важно скоординировать  деятельность различных систем, чтобы  они могли более плодотворно  оказывать воздействие на ребенка  с целью его социализации. Цель – обучение и воспитание нетипичного  ребенка, развитие у него коммуникативных  навыков.

Третий уровень (макроуровень). Он предполагает рассмотрение ребенка  в рамках всего социума. Сюда входит социальная политика, государственные  программы, учреждения, мероприятия  общественные объединения, фонды и  т. д., призванные помочь таким людям  на уровне государства. Основная цель – включение нетипичного ребенка  в социум.

Все три уровня тесно связаны  между собой. Программа предусматривает  наличие междисциплинарной команды  специалистов, а не хождение семьи  по многим кабинетам или учреждениям; также необходимо участие родителей, которое представляет собой наиболее сложную проблему, поскольку специалисты  отмечают, что родители порой не выказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета.

На первый взгляд, ребенок  с ограниченными возможностями  должен быть центром внимания всей семьи. В действительности этого  может не происходить в силу разных обстоятельств и факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т. д. В этом случае родители могут неадекватно  воспринимать пожелания или наставления  специалистов. Порой родители рассматривают  реабилитационные услуги в первую очередь  как возможность получить передышку  для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

Взаимодействие  с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие барьера между родителем и социальным работником может потребовать определенных усилий. Однако надо помнить, что без этого взаимодействия результат может быть нулевым. Наиболее идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов –партнерство. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками, опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Это такой стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью. установление таких отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей