Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:50, реферат
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.
В работе с родителями необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегий. Не следует ожидать от семей одних и тех же эмоциональных реакций, одинакового отношения к проблемам. Если ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером.
Успех любого партнерства
основан на соблюдении принципа взаимного
уважения участников взаимодействия и
принципа равноправия партнеров, поскольку
ни один из них не является более
важным или значительным, чем другой.
Поэтому социальному работнику
желательно консультироваться у
родителей также часто, как они
консультируются у него. Это очень
важно, потому что это: проявление интереса
и внимания; помощь в разработке
индивидуального плана
Если эксперт предпочитает
одностороннюю передачу знаний, существует
риск увеличения зависимости от него
родителей, снижения их самостоятельности
и уверенности в себе. Социальный
работник должен демонстрировать открытость,
тогда и родители не будут испытывать
стеснительность в его
Таким образом, социальный работник должен:
- слушать, наблюдать, достигать договоренности;
- спрашивать также часто, как спрашивают его, проявлять искренность;
- давать необходимые объяснения;
- не предпринимать ничего в одиночку.
Непосредственная работа с конкретной семьей предполагает следующую тактику.
1. социальный работник наносит визит в семью и в ходе его:
обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими членами семьи;
интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах семьи;
интересуется внешкольными занятиями ребенка;
отвечает на вопросы родителей;
наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.
2. родители наносят визит социальному работнику и в ходе его:
наблюдают, как специалист обращается с ребенком (на приеме, во время тестирования);
специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию;
специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком;
специалист снимает на видеокамеру (с согласия родителей) общение родителей с ребенком, анализирует результаты, демонстрирует родителям видео фильм, совместно обсуждает.
3. социальный работник:
организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо для понимания и решения проблем семьи;
предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
помогает родителям в выборе книг, игрушек, специального учебного оборудования для дома;
организует посещение родителями заседаний комиссии, обсуждающей вопросы, касающиеся их ребенка;
передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
обсуждает с родителями, имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке.
Работа с детьми с ограниченными возможностями.
Группы детей с отклонениями в развитии:
глухие и слабослышащие;
слепые и слабовидящие;
с недоразвитием речи;
с нарушениями опорно-
с задержкой психического развития;
с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
дети с нарушением в развитии.
Для больных детей характерна сосредоточенность на своей болезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоятельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются еще и специфические особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией.
Умственно отсталые дети поздно начинают сидеть, ходить, их движения однообразны, вялы неловки. У них нарушена психика (восприятие, мышление, память и речь), они плохо воспринимают окружающих, не вступают в разговор.
Дети с синдромом Дауна
подвержены внушаемости, они боготворят
педагога, подражаю ему, аккуратны, большинство
ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Но
часто бывают в состоянии
Процесс социальной реабилитации
детей с ограниченными
I. Определение уровня дезадаптации ребенка: диагностика уровня развития ребенка (в соответствии с возрастом);
изучение ближайшего окружения (круга общения, мест, где ребенок бывает);
изучение интересов и
желаний ребенка; диагностика возможностей
ребенка (компенсаторных и коррекционных),
его реабилитационного
изучение запроса семьи и ожидаемого результата.
Ключевыми моментами являются диагностика возможностей ребенка, социального запроса семьи к специалистам и ожидаемого результата от реабилитационных мероприятий.
II. Конкретные шаги по оказанию помощи: включение ребенка в реабилитационные мероприятия, работа с ближайшим окружением; осознание (актуализация) ситуации; включение семьи в коррекционную работу с ребенком; коррекция семейных отношений, восстановление утраченных функций, формирование терапевтической и реабилитационной функции семьи; совместная работа специалистов и семьи над программой реабилитации ребенка.
Это один из самых тяжелых и длительных периодов в работе с семьей. Основные задачи на данном этапе: способствовать осознанию и принятию семьей проблем ребенка, его болезни, инвалидности как свершившегося факта, который побуждает близких к активному поиску реальных путей достижения конкретных результатов в учебе, поведении, восстановительном лечении и социальной реабилитации в целом.
Особое место должно занимать проведение психокоррекционных занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода за ребенком.
III. Интеграция: расширение круга общения ребенка, профориентационные мероприятия; повышение уровня социально-психологической адаптивности ребенка и семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества; подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив.
IV. Поддержка. Коррекция и компенсация отклонений в развитии методами коррекционной педагогики (в процессе воспитания и обучении). В этом процессе особое место принадлежит профессиональному обучению детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.
В целом, социально-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями включает решение следующих задач:
1. Развитие в определенной последовательности психических функций детей в процессе обучения и возможно более ранняя коррекция их недостатков. Заложение основ познавательной деятельности, коррекционное обучение, которое должно привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, повлиять на всю его дальнейшую судьбу.
2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание уделяется воспитанию полезных привычек. Необходимо также развить навыки культурного поведения, учить детей коммуникабельности. Ребенок должен уметь выражать просьбу, адекватно реагировать ан обращение, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделять внешним формам поведения. Практика показывает примеры хорошо воспитанных, с адекватным поведением детей даже с очень тяжелой формой интеллектуального недоразвития. У них вырабатываются твердые привычки общения с людьми, следование общепринятым в обществе нормам поведения.
3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда.
4. Социальная адаптация как итог всей работы. Необходимо дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей жизни (почта, парикмахерская, поликлиника и т. д.). Воспитанники должны научиться ориентироваться в ближайшем окружении, то есть знать адрес своего дома, уметь опустить письмо в почтовый ящик, знать назначение различных магазинов и т. д. Результаты этой работы в значительной степени будут определять уровень социальной адаптации лиц с глубокими нарушениями в их дальнейшей жизни.
Модели взаимодействия с семьей
Модель взаимодействия с клиентом – это алгоритм работы, характеризующийся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи. Выбор модели в основном зависит от специфики проблем клиента.
С точки зрения продолжительности
выделяют краткосрочные и долгосрочные
модели взаимодействия. К краткосрочным
моделям относятся
Кризисинтервентная модель работы с клиентом предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации. Такие ситуации могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле или случайными травмирующими событиями, но, несмотря на индивидуальные различия и многообразие причин, приводящих к кризису, его длительность, как показали исследования, ограничена 6-7 неделями.
Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а внимание фокусируется на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внешние формы помощи, так и внутренние ресурсы клиента.
Задача социального работника
– путем оказания непосредственной
эмоциональной поддержки
Эта модель считается надежной
формой первичного вмешательства при
работе с клиентами, находящимися в
ситуации стресса, например, семья в
первые дни после рождения ребенка
с тяжелой патологией. Чем раньше
(желательно, на первые-вторые сутки
жизни ребенка) состоится беседа
специалиста с родителями, тем
меньше будут отрицательные
Вмешательство в кризисную
ситуацию обычно является первой ступенью
взаимодействия с семьей, воспитывающей
ребенка-инвалида. На дальнейших стадиях
реабилитации ребенка находит применение
проблемно-ориентированная
Проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится к краткосрочным технологиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев и предполагает до 12 контактов с клиентом. Данная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом, на которыми он готов работать. При этом специалист сосредотачивает внимание не столько на внутренних особенностях индивида (группы), сколько на ситуации, породившей проблему; совместно с подопечным формулирует конкретные, достижимые цели. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей клиента в решении его собственных трудностей.
Ведущим методом проблемно-
Контракт – это рабочее соглашение, которое включает:
описание ключевой проблемы или проблем, которые обе стороны надеются разрешить;
a) цели и задачи проводимой работы;
b) процедуры и методики, которые будут использованы;
c) требования к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (встречи, беседы, письма, телефонные звонки);
d) временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.
Следует подчеркнуть, что
соглашения между социальным работником
и семьей не аналогичны контрактам
в бизнесе или брачным
Несмотря на преимущества контракта, существует ряд причин, затруняющих его применение:
- индивидуальные особенности клиентов: скрытность, замкнутость, неискренность, саботаж контракта;
- сжатость сроков, когда социальный работник может лишь 1-3 раза встретиться с семьей;
- недостаточный профессионализм (например, социальному работнику не удалось достичь взаимопонимания с семьей).
Применение проблемно-
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей