Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:50, реферат

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.

Файлы: 1 файл

Социально усыновители.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

Первое ограничение связано  с исключением некоторых категорий  людей и проблем как неподходящих на том основании, что они не отвечают краткосрочным методам. Это люди, страдающие неврозами, алкоголизмом, наркоманией  и т. п. В случае с семьями неблагополучными и асоциальными она оказывается  неприемлемой, поскольку они не считают  себя нуждающимися в помощи социального  работника.

Второе ограничение связано  сообщим акцентом этой модели на право  клиента самому определять проблему, над которой надо работать, что бывает нелегко реализовать на практике, так как за помощью к социальному работнику чаще обращаются люди, обеспокоенные состоянием другого человека.

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения  с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном  подходе.

Психосоциальная модель предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование  этих знаний, чтобы помочь клиенту развивать и усиливать свой потенциал. Суть этого подхода состоит в том, чтобы понять человека в ситуации; связать его чувства, переживания, поступки с внешним влиянием и, установив причинно-следственные связи, найти выход из положения.

Цель работы, проводимой в рамках психосоциального подхода, - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными  отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.

На диагностическом этапе  анализируется не только настоящее, но и прошлое клиента, для чего используется, например, метод составления  генограмм семейного дерева, если история семьи играет существенную роль в ее проблемах. Важная роль отводится  анализу личностных особенностей членов семьи, приверженности тем или иным ценностям, определению защитных механизмов, стереотипов поведения и т. п.

Основные задачи психосоциального подхода:

-       изменять клиента или семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции;

-       изменять ситуацию – другие системы, оказывающие влияние на семью;

-       воздействовать на то и другое одновременно.

Психосоциальная модель используется в том случае, когда есть возможность  установления долговременных контактов, которые позволяют глубже исследовать  семейную систему, наблюдать ее динамику и влиять на нее.

Все перечисленные в данном разделе технологические подходы, модели и формы социально-педагогической работы с семьей заимствованы в основном из зарубежного опыта и находят  все более широкое применение в практике деятельности реабилитационных учреждений разного типа, активно  адаптируются к условиям отечественной  социальной сферы. Однако говорить о  целостных социально-педагогических технологиях еще рано – они  находятся в стадии формирования и апробации.

Вопросы для самоконтроля

Охарактеризуйте общую структуру  социально-педагогической технологии работы с семьей.

Раскройте сущность каждой составляющей структуры социально-педагогической деятельности с семьей.

Каким образом реализуется  социально-педагогическая деятельность на профилактическом уровне?

Каким образом реализуется  социально-педагогическая деятельность на диагностическом уровне?

Каким образом реализуется  социально-педагогическая деятельность на реабилитационном уровне?

Раскройте содержание индивидуального, группового и общинного уровней  реабилитационной работы с семьей.

Охарактеризуйте основные направления  и принципы семейного воспитания.

Охарактеризуйте проблемы современной  семьи.

Охарактеризуйте проблемы, возникающие в семье, имеющей  ребенка с ограниченными возможностями.

Охарактеризуйте периоды  жизненного цикла семьи, воспитывающей  ребенка-инвалида.

В чем сущность психолого-педагогической реабилитации, проводимой в ходе взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с  ограниченными возможностями?

Каким образом должно осуществляться взаимодействие социального работника  с родителями?

Охарактеризуйте этапы социальной реабилитации детей с ограниченными  возможностями.

Какие задачи решаются в  ходе социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями?

Назовите особенности  кризисинтервентной модели социально-педагогической работы с семьей.

Раскройте сущность проблемно-ориентированной  модели взаимодействия с семьей.

Охарактеризуйте метод контрактов.

Раскройте особенности психосоциальной  модели социально-педагогической деятельности.

Назовите и охарактеризуйте  основные формы работы с семьей. Какие преимущества имеют групповые  тренинги перед индивидуальным консультированием?

В чем заключается комплексный  подход в работе с семьей? 

Литература

1.    Горячева Т. Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии.- 1998.- № 2.

2.    Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М., 1992.

3.    Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. - М., 1997. Дети улицы: растущая трагедия городов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.

4. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №1.- 1998.

5.    Макаренко А. С. Книга для родителей. // Педагогические сочинения. Т. 5. - М., 1985.

6.    Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1998.- № 1.

7.    Торре Делла А. Ошибки родителей. - М., 1993.

8.    Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-М 33-36, 39-41

9.    Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2002.

10.     Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.


Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей