Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:50, реферат
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.
Первое ограничение связано
с исключением некоторых
Второе ограничение связано сообщим акцентом этой модели на право клиента самому определять проблему, над которой надо работать, что бывает нелегко реализовать на практике, так как за помощью к социальному работнику чаще обращаются люди, обеспокоенные состоянием другого человека.
Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе.
Психосоциальная модель предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний, чтобы помочь клиенту развивать и усиливать свой потенциал. Суть этого подхода состоит в том, чтобы понять человека в ситуации; связать его чувства, переживания, поступки с внешним влиянием и, установив причинно-следственные связи, найти выход из положения.
Цель работы, проводимой в рамках психосоциального подхода, - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.
На диагностическом этапе анализируется не только настоящее, но и прошлое клиента, для чего используется, например, метод составления генограмм семейного дерева, если история семьи играет существенную роль в ее проблемах. Важная роль отводится анализу личностных особенностей членов семьи, приверженности тем или иным ценностям, определению защитных механизмов, стереотипов поведения и т. п.
Основные задачи психосоциального подхода:
- изменять клиента или семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции;
- изменять ситуацию – другие системы, оказывающие влияние на семью;
- воздействовать на то и другое одновременно.
Психосоциальная модель используется в том случае, когда есть возможность установления долговременных контактов, которые позволяют глубже исследовать семейную систему, наблюдать ее динамику и влиять на нее.
Все перечисленные в данном
разделе технологические
Вопросы для самоконтроля
Охарактеризуйте общую структуру социально-педагогической технологии работы с семьей.
Раскройте сущность каждой
составляющей структуры социально-
Каким образом реализуется социально-педагогическая деятельность на профилактическом уровне?
Каким образом реализуется социально-педагогическая деятельность на диагностическом уровне?
Каким образом реализуется социально-педагогическая деятельность на реабилитационном уровне?
Раскройте содержание индивидуального, группового и общинного уровней реабилитационной работы с семьей.
Охарактеризуйте основные направления и принципы семейного воспитания.
Охарактеризуйте проблемы современной семьи.
Охарактеризуйте проблемы,
возникающие в семье, имеющей
ребенка с ограниченными
Охарактеризуйте периоды жизненного цикла семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
В чем сущность психолого-педагогической реабилитации, проводимой в ходе взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями?
Каким образом должно осуществляться взаимодействие социального работника с родителями?
Охарактеризуйте этапы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Какие задачи решаются в ходе социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями?
Назовите особенности кризисинтервентной модели социально-педагогической работы с семьей.
Раскройте сущность проблемно-ориентированной модели взаимодействия с семьей.
Охарактеризуйте метод контрактов.
Раскройте особенности психосоциальной модели социально-педагогической деятельности.
Назовите и охарактеризуйте основные формы работы с семьей. Какие преимущества имеют групповые тренинги перед индивидуальным консультированием?
В чем заключается комплексный подход в работе с семьей?
Литература
1. Горячева Т. Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии.- 1998.- № 2.
2. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М., 1992.
3. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. - М., 1997. Дети улицы: растущая трагедия городов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.
4. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №1.- 1998.
5. Макаренко А. С. Книга для родителей. // Педагогические сочинения. Т. 5. - М., 1985.
6. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1998.- № 1.
7. Торре Делла А. Ошибки родителей. - М., 1993.
8. Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-М 33-36, 39-41
9. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2002.
10. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в работе с семьей